Комнатные диджеи

Однако, как и большинство форм популярной культуры, сталкивающихся с официальным неодобрением, хип-хоп продолжает наращивать свою популярность, а его ответвления постоянно возникают в новых местах. На самом деле, по мере распространения программ для работы с музыкой, в частности, создания ремиксов, сотни доморощенных диджеев и авторов песен начали создавать свои собственные признания в стиле "bastard pop". "Дистрибьютор вам не нужен", - говорит Макр Видлер (Mark Vidler), владелец брэнда Go Home Productions, - "потому что ваш дистрибьютор - Интернет". "Вам не нужен звукозаписывающий лейбл", - продолжает он, - "потому что это ваша комната, и вам не нужна студия, потому что это ваш компьютер. Вы все делаете сами".

*

Sarah Frere-Jones, "The New Math of Mashups," The New Yorker (10 января 2005 г.) www.newyorker.com/critics/music/?050110crmu_music.

Наиболее популярная форма направления "сделай сам" (DIY) - то, что участники называют "mashups", "bootlegging", "bastard pop" и так далее. Общей темой является то, что честолюбивые композиторы комбинируют песни в цифровом формате из абсолютно разных жанров для создания гибридных синглов и, все чаще, целых mashup-альбомов.

Хотите услышать новую версию своей потрепанной коллекции Beatles? Попробуйте послушать Grey Album от DJ Danger Mouse). Это альбом полностью состоит из деформированных сэмплов White Album группы Beatles, смешанных вместе с вокалом рэпера Jay-Z из альбома The Black Album. А как насчет вакханального рэпа Missy Elliott, совмещенного с мрачными мелодиями английской рок-группы Joy Division, или ликующего голоса Мадонны, наложенного на тяжелый звук Sex Pistols?

*

Необычно? Да. Нелегально? Возможно. Инновационно и интересно? Определенно. На самом деле, все большее количество любителей музыки убеждаются, что в этом заключается будущее объединенного музыкального творчества (participatory music). Даже музыкальные критики согласны, что многие из mashup более чем превосходят сумму своих частей. И по мере постепенного принятия этого феномена, крупные сообщества создателей mashup выходят из тени. Они в больших количествах собираются в Сети и с радостью делятся критическими замечаниями по поводу новых песен, дают советы новичкам, подсказывают, где найти вокальные треки, юридические консультации, информацию о мероприятиях и просто делятся мыслями по поводу данного культурного феномена.

*

Теперь, если бы звукозаписывающие компании проснулись для этой возможности, они бы сделали все возможное для создания платформ, привлекающих креативных людей, возможно, предлагая им подписку для доступа к лучшим инструментам и трекам. Однако, как и в случае с хип-хопом, юристы начали преследовать этих композиторов, как бешеная собачья свора.

*

"Проблема в том", - говорит Лоренс Лессиг, - "что в соответствии с авторским правом mashup незаконны, и все чаще, когда звукозаписывающие компании узнают об их создателях, они следуют советам юристов, то есть стараются остановить их и закрыть". Такие композиторы обычно тратят неимоверное количество времени на производство крайне креативных вещей, что приводит к одному эффекту, а именно продвигает музыку, которая лежит в их основе. Хотя певцы, фанаты, композиторы и, в конечном счете, лейблы от этого выигрывают, последние не разрешают произведение, если не получают над ним контроля. "Люди, создающие mashup, в бешенстве", - говорит Лессиг, - "и сами произведения больше не продвигают работу артиста. Тем не менее, существующее авторское право говорит с абсолютной очевидностью, что это то, что нужно делать, и утверждение, что "у них есть право это делать", становится очень-очень слабым".