Щедрая рука

К счастью, в случае с авторским правом существуют альтернативы, однако не удивительно, что они идут из народных масс, а не из звукозаписывающей отрасли. Вспомните Creative Commons, инициативу 2002 года, предлагающую создателям контента гибкие лицензии для управления собственными правами. Для многих видов творчества лицензирование может быть ночным кошмаром, и кроме того недешевым. Базовое положение авторского права, применяемого по умолчанию, по словам создателя Creative Commons Лоренса Лессига, состоит в том, что все права защищены и что базовая инфраструктура авторского права состоит в "поговорите с моим адвокатом, если вам нужно что-то меньшее". Это означает, что стоимость самих переговоров по поводу правила, существующего по умолчанию, очень высока.

Creative Commons (www.creativecommons.org) предоставляет лицензии, позволяющие вам защищать свои авторские права. Вы даете другим людям право создавать производные работы, указывая, разрешаете ли вы коммерческое использование, а также ставя другие условия. Например, если у вас есть аудиозапись, которую вы разрешаете другим людям свободно размещать и семплировать, просто прикрепите лицензию Creative Commons, и весь мир получит право это делать. Все большее количество артистов, писателей, музыкантов, фотографов и других творческих людей видят выгоду в этом более гибком и несложном способе.

*

Проект Creative Commons был запущен в декабре 2002 года, и в течение первого года той или иной формой лицензии Creative Commons воспользовалось свыше миллиона проектов в Сети. После двух лет работы их число увеличилось до четырех миллионов, а к январю 2006 года таких проектов насчитывалось свыше пятидесяти миллионов (и это без учета семи миллионов изображений на ресурсе flickr, которые также лицензируются через Creative Commons).

Creative Commons породила даже новую mashup-платформу под названием "ccmixter.org", на которой участники могут использовать регулируемый такими лицензиями контент и предлагать результаты на суд других людей. "Это сообщество людей, которое просто не могло бы существовать, если бы не было такого лицензирования", - говорит Лессиг. "В прошлом, если бы вы выложили весь этот материал в Сети и сказали бы "Давайте, пользуйтесь им", через неделю вы бы получили предупреждение из Американской ассоциации звукозаписи (RIAA [Recording Industry Association of America]). Таким образом эффективно создается возможность для этого творчества, которая в другом случае не была бы разрешена".

*

К этой деятельности присоединяются не только любители. Крупнейшие артисты, такие как Дэвид Бирн (David Byrne), Beastie Boys, Nine Inch Nails и многие другие тоже принимают в этом участие. Эти группы считают ремиксы, созданные фанатами, способом общения со своей аудиторией, который в результате помогает им расширять свой богатый музыкальный репертуар.

Beastie Boys, например, годами размещали вокальные версии своих песен и поощряли то, что фанаты используют их для своих собственных музыкальных записей. Ремиксы могут быть использованы для некоммерческих целей и доступны для скачивания по адресу www.beastieboys.com.

В октябре 2004 года группа сделала еще один шаг, решив привлечь своих фанатов к созданию документального фильма о грядущем концерте. Группа наняла в Интернете пятьдесят человек, дала им видеокамеры Hi8 и отпустила в свободное плавание в Мэдисон-Сквер-Гарден. Единственным руководством для фанатов было начать съемку, когда Beastie Boys появятся на сцене и не прекращать снимать, пока концерт не закончен.

Конечный продукт - коллаж из любительского видео под названием "Я потрясен!" (Awesome: I Fuckin' Shot That!) - был на скорую руку смонтирован членом группы Адамом Яучем (Adam Yauch), также известным под именем MCA или Натаниэль Хорнблоуэр (Nathaniel Hornblower), с более чем шестидесяти ракурсов и сотни часов записи. Ко-продюсер фильма Джон Доран (Jon Doran) называет это "демократизацией кинопроизводства".

Этот фильм, премьера которого состоялась на фестивале Sundance Film Festival в январе 2005 года, был куплен независимым кинодистрибьютором ThinkFilm за семизначную сумму, а затем был представлен воодушевленной аудитории всего мира 7 июля 2006 года. Общие затраты Beastie Boys на производство составили около 1.2 миллиона долларов.

Конечно, демократизация - страшное слово для тех, кто привык к железному контролю над созданием и дистрибуцией музыки. "Однако в какой-то момент", - говорит Джим Гриффин (Jim Griffin), бывший директор по технологиям Geffen Records, - "музыкальная индустрия должна осознать, что они могут держать намного больше в щедро открытой руке, чем в сжатом кулаке".

Цифровая музыка позволяет это реализовать. Она предлагает историческую возможность поставить в центр обширной сети создания ценности артистов и потребителей. Однако эти нестандартные изменения перевернули звукозаписывающую индустрию с ног на голову. Вместо того чтобы создавать абсолютно новые бизнес-модели вокруг цифровых развлечений, эта отрасль построила модель вокруг судебных исков к собственным клиентам. Однако, при том что артисты сейчас все больше оборачиваются против этих судебных преследований, направление сил может переместиться в пользу лучшего варианта развития.

*

На самом деле, эта сага иллюстрирует фундаментальный принцип: именно ценность для клиента, а не контроль, является ответом в цифровой экономике. Музыкальная индустрия - и все другие отрасли в этом отношении - должны отказаться от искушения навязать свои желания потребителям как наиболее удобные, или хуже, в результате нехватки изобретательности и гибкости. Будет лучше, если музыкальные лейблы разработают бизнес-модели для Интернета и предложения с правильным сочетанием "бесплатных" товаров, контроля потребителей, управления версиями и сопутствующих продуктов и услуг. Это включает в себя новые платформы для творчества фанатов и других форм участия клиентов в создании и распространении музыки.

*