Надличностные перспективы

"Надличностными" называются переживания, связанные с расширением содержания самосознания, выходом его за пределы личностного самосознания. PRH – чисто персонологическая программа; трансперсональные, надличностные аспекты доступного человеку опыта в ней не рассматриваются. Это – очевидная неполнота программы. Хотя по сути дела описываемый Роше опыт отношений с Богом также представляет собой пример надличностного опыта: "...Я продолжал наблюдать внутреннюю жизнь – свою и других людей. И я сказал себе: что бы там не говорили, есть в нас что-то такое, что реально, и что я называю "Богом". Я описываю эту реальность как то, что не имеет конца и превосходит мое разумение. Я могу сказать, что она более чем я. Это я, но это более чем я. Я могу назвать эту реалию также словом "запредельное". В зависимости от мировоззрения человека, этой реалии даются разные имена. Христиане называют ее Богом... Это запредельное измерение наличествует в каждом из нас... Я не встречал еще человека, который бы отрицал это. Все дело в том, чтобы помочь человеку обнаружить его в себе. Есть люди, которые никогда не обращались к глубинам своей души, и которые, во имя не знаю какой уж там теории или философии, говорят, что никакого запредельного не существует. Это другое. Но те, кто с помощью самонаблюдения открывают, каковы они на самом деле, неизменно заявляют: да, во мне есть нечто большее, чем я. Мне нравится это определение запредельного: "Это я и, в то же время, более чем я". [26]

Однако надличностные переживания отнюдь не исчерпываются опытом личных отношений с Богом, к которым, фактически, сводится в PRH опыт "запредельного". Эти переживания, изучаемые трансперсональной психологией, столь многообразны и многогранны, что нелегко даже "подыскать подходящий принцип членения, который бы позволил дать простую и понятную схему для их классификации и систематического описания". [27] Но среди всего этого многообразия возвышаются два пика, восхождение к которым красной нитью проходит через историю духовной культуры человечества. Это так называемый виртуальный уровень самосознания, когда человек постигает себя чистым бытием, тождественным чистому ничто, и космический уровень самосознания, когда человек постигает себя единым со вселенной; на новейшем этапе истории к ним добавился еще один, – человеческий уровень самосознания, когда человек постигает себя воплощенным человечеством, живым носителем родового опыта отношений с миром. Эти три уровня надличностного самосознания [см. 1а] имеют непреходящую экзистенциальную ценность, поскольку раздвигают горизонты наличной жизненной ситуации человека и помещают его деятельность в более масштабную систему координат. Даже единожды испытанные глубинные переживания надличного порядка запоминаются на всю оставшуюся жизнь и становятся неотъемлемым ресурсом личности, -- своего рода килем, позволяющим быстро возвращаться в точку покоя во время жизненных бурь. По-видимому, в рамках программы психологического развития взрослых людей самое место сообщить им о принципиальной доступности этого ресурса.