Продолжение традиций мастеров IV в. до н. э. Лисиппа, Скопаса. Работы Эвтихида («Тюхе»), Хареса («Колосс Родосский»), портреты Полиевкта («Статуя Демосфена»).
Средний эллинизм (230/220 - середина II в. до н. э.)
Александрийская школа. Внимание к чувствам человека. Интерес к природе. Появление бытового жанра. Буколическая литература Феокрита и бытовые зарисовки Герода. Развитие идеализирующего направления в традициях Праксителя. Мастера Дойдалс («Афродита, сидящая на корточках») и Боэф (статуэтки детей).
Пергамская школа. Патетика образов. Портреты Филетера и Аттала I. Скульпторы Эпигон, Антигон, и Стратоник. Так наз Дары Аттала I (сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами – «Умирающий Галл», «Галл, убивший жену и убивающий себя»). Пергамский алтарь Зевса. Фриз со сценами «Гигантомахии» скульпторов Пиромаха, Дионисиада, Менекрата, Ореста и др.
Памятники пергамской школы: группы «Менелай с телом Патрокла», «Наказание Марсия», «Венера Милосская».
Поздний эллинизм (середина II в. до н. э. – 30 г. до н. э.)
Родосская школа. Экспрессия образов. Натуралистичность приёмов. Измельчение пластических форм. «Казнь Дирки» Аполлония и Тавриска (так наз. Фарнезский бык). «Ника Самофракийская». Работы скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора (или Афанодора): группы «Скилла и корабль Одиссея», «Гибель Лаокоона и его сыновей».
Неоаттическая школа. Классицистические тенденции. Аполлоний, сын Нестора («Бельведерский торс»). Агасий Эфесский («Кулачный боец»). Паситель (группа «Орест и Электра»).
Живопись эллинизма. Развитие жанровой и ландшафтной живописи. Перейк («живописец мусора»: маленькие картины с изображением таверны, ослов и поклажи, натюрморты). Тимомах («Медея»).
Литература по теме:
6. Левек Пьер. Эллинистический мир. (Пер. с франц.). М.: Наука, 1989