Вопросы к зачету

1. История понятий «мораль», «нравственность», «этика» и их соотношение.

2. Проблема происхождения морали. Основные концепции происхождения морали.

3. Специфические черты морали.

4. Функции морали.

5. Структура морали.

6. Мораль как способ постижения окружающей действительности.

7. Характеристика основных этапов исторического развития морали от «правила талиона» к «золотому правилу нравственности»; от ЗПН к этике ненасилия.

8. Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.

9. Этические учения эпохи эллинизма. Эпикур, стоики.

10. Этика эпохи Средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский.

11. Этические учения Нового Времени. Кант, Гегель, Фейербах.

12. Русская этика. Марксистская этика.

13. Этические категории и их место в структуре этической науки.

14. Добро как этическая категория. Понятие абсолютного добра.

15. Зло как этическая категория. Понятие абсолютного зла.

16. Совесть как этическая категория.

17. Эмоционально-психологический механизм самоконтроля совести.

18. Долг как этическая категория.

19. Особенности механизма самоконтроля совести и долга.

20. Честь как этическая категория.

21. Достоинство как этическая категория.

22. Справедливость как этическая категория.

23. Этическое понятие идеала, его функции и формы.

24. Этическое понятие счастья.

25. Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.

26. Такт и этикет.

27. Профессиональная управленческая этика как раздел этической науки. Предмет и задачи профессиональной этики.

28. Понятие управленческой профессиональной морали. Уровни существования морали.

29. Понятие деонтологии. Профессиональный долг, его содержание, особенности и противоречия.

30. Моральные требования профессиональной этики управленца.

31. Основные факторы, специфика и функции профессионально-нравственного общения.

32. Психологический контакт и психологические барьеры.

33. Нравственные особенности установления психологического контакта.

34. Понятие, природа и особенности нравственного конфликта.

35. Внешние и внутренние нравственные конфликты.

36. Понятие, природа и структура морального выбора.

37. Особенности поведения человека в ситуации морального выбора.

38. Проблема соотношения цели и средств в ситуации морального выбора.

39. Проблема моральной ответственности в ситуации морального выбора.

40. Понятие профессионально-нравственной деформации. Особенности профессионально-нравственной деформации в системе власти.

41. Показатели профессионально-нравственной деформации.

42. Внутренние причины профессионально-нравственной деформации.

43. Внешние причины профессионально-нравственной деформации.

44. Преступные традиции, «законы» и иные неформальные нормы поведения как регуляторы отношений в преступной среде.

45. Объективные и субъективные источники возникновения и сохранения преступных традиций и «законов».

 

Варианты вопросов для самоконтроля:

1. Как отличаются этические стандарты на рабочем месте от общепринятыхэтических стандартов? 2. В чем состоит сложность решения этических проблем на работе? 3. Какие меры используются организациями для повышения этическогоуровня руководства и сотрудников? Варианты заданий для практических занятий на зачете: Вариант 1 1. Опишите ситуацию делового общения, в которой есть этическаяпроблема. 2. Опишите, в чем состоит проблема. 3. Решите проблему. Принятое решение оцените, используя одну измоделей принятия решений, модели взяты из книги И.П. Гуровой. Вариант 1. Модель принятия решений на основе утилитаризма Утилитаризм получил широкое распространение в хозяйственной этике.Модель принятия решений на основе утилитаризма состоит из следующихшагов: 1. Определить все заинтересованные стороны. 2. Определить альтернативные стратегии. 3. Оценить затраты и результаты в рамках каждой стратегии для каждогоучастника. 4. Выбрать наилучшее решение, т. е. то, которое обеспечивает наибольшееблаго для наибольшего числа участников. Этическая теория утилитаризма имеет определенные преимущества.Прежде всего она ориентирована на оптимальные решения, используетрациональный, а не интуитивный анализ: на основе сопоставления затрат ирезультата. Поскольку этическая теория утилитаризма имеет телеологический характер и ориентирована на оценку определенной цели, она удобна для принятия и обоснования правильности управленческих решений. Кроме того, она позволяет учитывать интересы всех заинтересованных лиц, их удовольствия и страдания. Однако утилитаризм имеет некоторые ограничения и недостатки. Главнымнедостатком является то, что этот этический принцип ориентирован накраткосрочные результаты и не может проследить последствия поведения или принятого решения в долгосрочном периоде. Кроме того, утилитаризм может нарушать интересы меньшинства, игнорируя такие важные понятия, как права человека и справедливость. Могут возникнуть также проблемы с подсчетами, если принятое решение оказывает воздействие на очень большое число людей. Готовность соблюдать права других опирается на рационалистическую природу человека, осознающего, что его права будут соблюдаться другими, если он будет соблюдать их права. Вариант 2. Модель принятия решений на основе теории прав С точки зрения теории прав процедура принятия управленческого решениявыглядит следующим образом: 1. Выявить все заинтересованные стороны. 2. Определить права каждого участника. 3. Определить обязанности по отношению к разным сторонам. 4. Установить приоритетность обязательств. 5. Принять решение на основе приоритетности обязательств отношению кзаинтересованным лицам. Теория прав имеет ряд преимуществ. Прежде всего это простотаприменения. Теория прав придает процессу принятия решений определенность, так как опирается на абсолютные принципы и, кроме того, исключает возможность давления большинства на меньшинство. Однако в конфликтных ситуациях теория прав не дает ответа на вопрос о том, чьи права являются правильными, а чьи – неправильными. К недостаткам теории относится нерешенность вопроса о пределах прав, а также возможность оправдания эгоистического поведения индивида. Философские теории предлагают взаимоисключающие подходы кморальным проблемам и решению этических дилемм, что создает серьезныетрудности для управляющих, работников и всех, кто желает учитыватьэтические аспекты при принятии хозяйственных решений. Тем не менее опора на философию морали при принятии решений в хозяйственной деятельности позволяет, во-первых, всесторонне и критически анализировать конкретные ситуации, во-вторых, находить обоснованные решения этических дилемм на основе определенных моральных принципов.Вариант 3. Модель принятия решения с опорой на философию моралиразработана известным специалистом в области хозяйственной этикиМ. Веласкесом. Она включает следующие этапы: 1. Выявить все относящиеся к данному вопросу факты. На этом этапенеобходимо собрать всю фактическую информацию о политике организации,самой организации и поступке, который подвергается этическому анализу.Здесь важно отделить факты от предпосылок и возможных интерпретаций,выявляя критический подход к источникам информации. 2. Определить этический аспект проблемы. На этом этапеидентифицируется проблема или ситуация, требующая от индивида илиорганизации конкретного решения, которое может быть расценено как плохое или хорошее, этичное или неэтичное (например, конфликт интересов,несправедливость, дискриминация, взятка). 3. Определить основные заинтересованные стороны. Из всего спискаиндивидов и групп, на которых принимаемое решение может оказать влияние, выделяются ключевые участники. 4. Выявить возможные альтернативные решения. На этом этаперазрабатываются все возможные действия без учета этических аспектов ихпоследствий. 5. Определить этические аспекты альтернативных решений. Проводитсяэтический анализ альтернативных решений на основе известных этическихтеорий (утилитаризм, теория прав, теория справедливости) с целью выявления решения, приемлемого с точки зрения морали. 6. Выявить практические ограничения, т. е. определить те факторы,которые могут затормозить реализацию решения. 7. Определить практические меры. На этом этапе выносится моральноесуждение о правильности или неправильности решения, отбирается иисполняется избранный вариант.Вариант 4. Модели решения этических дилемм. Личные интересы и эгоизм Личный этический кодекс необходим каждому человеку, чтобысогласовывать свое поведение с интересами, правами и ответственностьюдругих людей. Однако довольно часто эгоистические устремления берут верх и индивиды нарушают свои собственные моральные принципы, потому что вконкретных ситуациях они приходят в противоречие с эгоистическиминтересом и нежеланием индивида жертвовать какими-то сиюминутнымиудовольствиями или краткосрочными выгодами. Более того, далеко не всегдаиндивид испытывает муки совести в случае нарушения личного этическогокодекса; существуют способы оправдания неэтичного поведения: «Ладно,только один раз…», «Никто никогда не узнает», «Дело сделано, а какой ценой – не имеет значения», «Все так делают», «Это можно скрыть», «Это никому не причинит вреда», «Это не противоречит закону», «Если не мы это сделаем, то сделает кто-то другой», «Сама система несправедлива» и т.д.