Материально-техническое обеспечение дисциплины

С целью реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по дисцип­лине «Деловая этика» институт располагает соответствующими аудито­риями для проведения лекций и семинаров; аудиториями, читальными залами и компьютерными классами для проведения самостоя­тельной работы студентов, работы в Интернете, аудио- и интернет-консультаций, зачетов.

Аудитории приспособлены для демонстрации кино-видео-филь­мов и ис­пользования проекци­онной, в том числе мультимедийной техники. Библиотека располагает копировальным и множитель­ным оборудованием, необходимым для выполнения рефератов и иных письменных работ.

Площадь на одного студента соответствует санитарным и противопожарным нормам.

 

9. СЛОВАРЬ1. Абсолютизм (этический) – методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности, подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновала представление об ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.2. Волюнтаризм – субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.3. Оценка (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.4. Поведение (моральное) – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.5. Поступок-элемент нравственной деятельности – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.6. Принципы (моральные) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие «моральные качества» характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.7. Профессиональная этика (мораль) – подразумеваемый или конкретный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.8. Релятивизм (этический) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл.9. Плюрализм –1) философское учение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе бытия лежит множество независимых начал (сравним также дуализм); 2) один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества; 3) множественность, многообразие чего-либо, например мнений, взглядов, форм собственности.10. Фидуциарная ответственность – лица, несущие фидуциарную ответственность, занимают должности, требующие доверия другого лица, в данном случае – организации. Фидуциар должен осуществлять все права и полномочия, принадлежащие организации, во благо этой организации11. Метод единоначалия – процесс, в котором полнота прав в принятии решений, необходимых для управления, совмещается с персональной ответственностью за приятое решение и его исполнение.12. Методы воспитания – совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на сотрудников в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач.13. Объекты воспитания – различные категории сотрудников, трудовые группы и коллективы.14. Поощрение – метод воспитания, представляющий собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников.15. Приемы воспитания – частные, соответствующие конкретной педагогической ситуации, способы использования средств воспитания.16. Пример – метод воспитания, представляющий собой целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитуемого системой положительных (отрицательных) образцов для подражания или самовоспитания.17. Принуждение – метод воспитания, представляющий собой систему средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить к добросовестному исполнению профессионального долга.18. Принципы воспитания – научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации воспитательного процесса.19. Стиль руководства – совокупность устойчивых и эффективных методов, применяемых руководителем.20. Субъекты воспитания – начальники, отделы (отделения) кадров и отделения воспитательной работы, коллективы сотрудников, общественные организации.21. Упражнение – метод воспитания, представляющий собой систему организации повседневной жизни (процесса обучения, профессиональной деятельности), позволяющую накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать нравственные качества, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением.22. Цель воспитания – формирование сознания в единстве с поведением, активизация самосовершенствования и выработка личностных и профессиональных качеств.

Автор программы – кандидат философских наук Р.И.Щукина.

 

Программа рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры философии, истории и гуманитарных дисциплин … сентября 2011 г., протокол № .