Состав природы человека. Ветхозаветная антропология. Антропология ап. Павла. Первые заповеди, данные человеку.

Есть мнения о 2- и 3-частном составе, они не противоречат друг другу. При творении человека Бог вдунул дыхание жизни (означает жизнь во всех ее проявлениях).

Максим Исповедник: «Человек как микромир включает в себя всю жизнь».

Митрополит Филарет: «Дыхание жизней, которое означает жизнь во всех отношениях (окончание «им»).

В Ветхом Завете – разделение на тело и душу.

По-еврейский «дух» – «руах» – обозначает и дух, и ветер, и дыхание. В Ветхом Завете трудно найти прямое указание на нематериальность духа, иначе не могло быть.

Ап. Павел говорит о трисоставности, но также говорит и о двух составах.

Евр. 4, 12: «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа…»

1 Фес. 5, 23: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа»

Афанасий Александрийский: «Человек двусоставен – ум душе говорит про разумную душу Духа у каждого человека и в ней ум. Нус (нус – ум души) – не способность, но есть ум души. Нус – не одно и то же с телесным, но есть судья чувств».

Святые отцы говорят об одном и том же. Если говорят, что из тела и души, то они не подразумевают душу, имеющуюся у животных, но душу разумную, дух, имеющего ум. Не тождественна рассудку. Когда стоит слово нус – нужно переводить как «разум» - высшую субстанцию.

Душа неотделима от «нус» (разума).

Поэтому у ап. Павел нет противоречия с Афанасием Александрийским.

Первые заповеди

1. Хранить и возделывать рай

2. Плодиться и размножаться.

Первая заповедь говорит об отношении человека к окружающей природе и миру. Человек должен быть не просто царем мира, но именно хранителем, он призван творить добро и ближним и дальним, не должен быть эгоистом, ему благословлено быть продолжателем рода – что он оставит своим потомкам? Поэтому дана заповедь о любви: «возлюби ближнего твоего как самого себя». Мир, который после грехопадения во зле лежит, человек должен воспитательное значение иметь для человека.

Митр. Филарет (Дроздов): «Человек входит в мир как входит в дом, как священник в храм».

 

 

Билет 19.

 

Небесная иерархия.

Ангельский мир влияет на людей. Научные исследования доказали его существование (осциллографы фиксируют нематериальные волны). Всегда много лжеученых, теперь теософов и др.

Свт. Григорий Богослов: «Познание числа, чина и т.о. строя ангельского мира вызывает у меня трепет. Ум приходит в трепет, когда говорят о небесной иерархии. Это вторичные светы после Святой Троицы».

Вопрос о числе ангелов распадается на 2 чести: число ангелов конечно или бесконечно? В Священном Писании приводятся разные числа. Дан. 7, 10 – речь идет о миллионе («тьма тем»), о миллиарде. Пророк не мог узреть и сказать больше.

Кирилл Иерусалимский: «Велико число сие, но и оно еще мало, потому что еще больше ангелов, а они – 99 овец, а человечество – одна сотая (1/100) овца».

Разве сотворенное может быть бесконечным? Есть мнение, что их – бесконечное число. Но бесконечен только Бог. Ангелы бессмертны по благодати (а не по свойству существа), имеют ограниченность, потому их – большое число, но не бесконечность (и в Священном Писании говорится о конечных числах).

Поскольку ангелы бессмертны, то их число не уменьшается. Об увеличении есть разные мнения:

Блж. Феодорит: «Не подлежащее тлению вещество не требует размножения».

Иоанн Дамаскин: «Они не имеют нужны в браке, ибо они не суть смертны».

Контраргумент – состояние прародителей в раю (дана заповедь: «плодитесь и размножайтесь»).

Григорий Нисский таинственно полагал о некоем размножении ангелов. Были у него и единомышленники. Поэтому точно об увеличении сказать нельзя.

Слово «ИЕРАРХИЯ» (греч.) имеет своим смыслом «ИЕРО» – «священно» подчинение в этом смысле.

Из Священного Писания следует, что ангельский мир имеет иерархическую структуру. Из того, что одни называются «ангелы», а другие – «архангелы» следует, что есть некое подчинение. Апостол Иаков во 2 главе упоминает о добрых ангелах. В Ветхом Завете патриарх Иаков видел ангельскую лествицу, которая истолковывается как устроение ангельского мира. Священного Писание говорит о девяти ангельских чинах, известных Древней Церкви. Кол. 1, 16 «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, -- все Им и для Него создано…»

Престолы

Господства

Начала

Власти - нисходящий порядок

Еф. 1, 21: «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства…» - восходящий порядок. Все чины ангельские перечисляются в 8 книге «Апостольских постановлений», Кириллом Иерусалимским, Иоанном Златоустом (Толкование на «Бытие»), Григорием Богословом – 9 ступеней. Дионисий Ареопагит.

И. Мейендорф: «Несомненно, некоторая тенденция классифицировать ангелов существовала и раньше, но Дионисий сообщил ей форму и метафизическое обоснование». Дионисий был, несомненно, под влиянием неоплатонизма – четкое космическое соподчинение. Нельзя сказать, что здесь арифметический порядок – специальный строй.

Существуют 3 триады:

епархия:

Серафимы

Херувимы

Престолы

метархия:

Господства

Силы

Власти

нет названия:

Начала

Архангелы

Ангелы

Дионисий не претендовал на всеохватность своей системы: «Сколько чинов, неизвестно, существует, какие они и каким образом совершается у них тайна священноначалия – знает один Бог, виновник их иерархии, знают и они сами, а нам, сказать только сколько открыл Бог нам через них же самих, знающих себя».

Иоанн Златоуст также говорит об этом: «У членов не исчерпывают собой все ангельские чины».

Схема Дионисия была концептуально православной, но всегда были оговорки о неоплатонизме.

Иоанн Мейендорф: «Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия». Пророк Исаия, 6 – видел Серафима; Дионисий говорит, что видел как бы Серафима, который говорил через низшего ангела.

После Боговоплощения и Вознесения и доныне в Причастии Бог общается с человеком непосредственно. Православное учение об ангелах носит отрицательный характер. Оно говорит о том, как не нужно о них учить, но очень много говорит об их жизни, их отношении к Богу, их функциях и др.

 

 

Билет 20.

 

Падение ангелов. Причина падения.

Опираясь на Священное Писание, причина падения описана просто и скупо, ограничиваясь короткими и общими выражениями («видел Денницу…»). В разное время у свв. отцов встречаются разные понимания (от И. Философа).

В Священном Писании ангелы называются «сынами Божиими» (Быт. 6, 1-4), они брали в жены дочерей человеческих и от них рождались исполины. Сыны Божии (евр. Симаха) переводятся по-разному: у блж. Иеронима – сыновья вельмож.

Александрийский перевод – ангелы Божии; Лактация и др. – просто ангелы.

Св. Иустин Философ в понимании ангелологии утверждал, что от супружества ангелов и людей произошли демоны.

Афинагор прикровенно видит указание на падение ангелов.

Разногласия объясняются влиянием языческой философии. В античном язычестве боги сходили на Землю и жили с людьми – рождались полубоги – «герои». Платон производит героев от смешения богов и людей. В слове «герой» корень – эрос – плотская любовь.

Позднее, когда христианство свободно развивало свое учение, язычество было преодолено и такое толкование исчезло. Хотя не совсем, ссылались на Товита, где злой дух любил Сарру, но здесь не любовь, а ненависть злых сил к человеку, одолевает страстью блуда.

Господь Иисус Христос четко сказал, что ангелы не женятся (Мф. 32, 30). Ап. Павел – причиной падения указывает гордость.

Возможно ли обращение злых духов? Здесь нужно учитывать состояние злых существу. Состояние «сожженной совести», возможного покаяния ими уже перейдено. Теоретически возможность остается. но практически они не избирают добро.

Истинная свобода – в стоянии в добре, а не колебание между добром и злом. Демоны пали в короткое время своего существования, не успели укрепиться в добре.

 

 

Билет 21.

 

Падение человека.