Две основные заповеди. Знание всего. Два пути познания. Древо познания добра и зла, его природа.

В. Лосский: «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто был первый призван к обожению по благодати, захотел стать Богом сам по себе. Корень греха – самообожение, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии (ибо бытие создано Богом), мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает хитрость к уничтожению, жажда небытия, по открытым для него остается только мир земной и потому он силится разрушить Божественный план. Из-за невозможности разрушить творение он хочет хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся на небесах, происходит на земле, потому что ангелы непрерывно сокрывают небесное перед ангелами падшими».

Человек пал, ибо нарушил заповеди.

1-я заповедь – плодиться и размножаться и возделывать землю.

2-я заповедь – вкушение от одного древа и невкушение от другого.

Наказание – смертию умрешь («масло масляное»), языковой акцент для непреложности закона, отсутствует альтернатива- «ты непременно умрешь».

Библейское понятие добра и зла (Быт. 2, 16-17, Быт. 24, 50; Быт. 31, 24-29; 2 Цар. 14, 17-20; Числ. 24, 13, Втор. 1, 39; Еккл. 12, 14). Во всех этих местах употребляется древнееврейское выражение «тов» – добро и «вара» – зло. Закон добра и зла заключает в себе понятие ВСЕГО.

У человека был другой путь, древо было испытанием доверия к Богу. Вкусив, увидел свою наготу. Человек должен был познать истинную свободу – Бога. Сам Иисус Христос говорил: Познайте Истину, и она сделает вас свободными», «Я есть путь, истина и жизнь». Человек подлинно свободный не колеблется в выборе и творит только добро.

Истинная свобода – когда человек знает, что есть добро и зло, но не колеблясь выбирает добро. Реально не значит испытать зло и пройти путем зла. Нужно идти путем соединения с Богом. Адаму нужно было довериться заповеди, не вступая в практическое познание зла.

Анастасий Синаит: «Истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является нужным для Церкви».

Допустимо понимание и в буквальном и переносном смысле. Это было какое-то средство.

 

 

Билет 22.

 

Грехопадение и его причина.

Причина грехопадениязаключается в самом Адаме. Грех может быть человеческий и сатанинский. Грех был подсказан со стороны, но это не оправдывает человека, хотя обстоятельство извиняющее. Диавол хотел стать вместо Бога а человек – стать как боги. Сатанинский грех – поставление себя на место Бога, осознано поставление против Бога. Сатанинский грех гордыни сотворит антихриста.

Человеческий грех совершается по:

- неведению;

- обману;

- ожесточению.

Диавол обращается к человеку через змия, принял вид, знакомый человеку. Заповедь о невкушении была обращена к Адаму и нужно было его свободное согласие. Вина Адама исходит из его свободы, в результате и ответственность тоже лежит на Адаме.

Адам испытал двоякое искушение:

посредственное – от змия;

непосредственное – от жены.

Но Адам ответственен, Бог обращался вначале к нему, а не к Еве. Человек должен был на этот вопрос ответить: «Да» и должен был жить во имя Божие. Он не стал определять жизнь во имя Бога, на этом Сатана и поймал человека («будете как боги не послушанием, а самочинием»). Сатана обманывал изначально. В самих словах обещания человек не почувствовал ничего нового (вы боги есть). Человек захотел испытать МАГИЧЕСКИЙ путь через вкушение плода. И люди обратились не к Богу, а от Бога к миру.

«Наги» - беспомощность, обнаженность от Бога. Немощь проявляется лишение благодати.

Период болезненного врачевания человека – период от грехопадения до Христа. Язычники в философии видели, что человечество дошло до абсурда и что хорошо станет, если только Бог придет на землю.

Суд Божий – не мщение, а констатация последствий совершенного грехопадения. Приговор – результат совершенного.

Диавол стремился к тому, что создал Бог (привел тварь из небытия в бытие). Диавол хочет уничтожить бытие. Путь «обезьяний». В средние века говорили, что диавол – это обезьяна Бога.

Древо добра и зла – его природа неизвестна, это знание всего, но человек призван постигать все, Бог со временем открыл бы, если человек шел путем послушания. Диавол говорит «как боги будете», все переворачивает. Диавол предлагает магический путь. Не Бог уходит от человека, а человек скрывается от Бога.

 

 

Билет 23.

 

Зло.

Высочайшее добро – Бог. Бог есть Любовь - это субстанция, природа, имеет онтологическое бытие, это Бог есть любовь; любовь имеет ипостасную категорию, она личностна. Поэтому добро не просто действительность – это тоже Личность.

Проблема зла извечна. Нельзя задавать вопрос – что (кто) такое зло? Ответ предполагает некоторую сущность. Зло есть ничто. Оно не есть нечто, а зло есть НИЧТО.

Если зло тварное, то его сотворил Бог – абсурд. Если зло нетварное, то оно совечно Богу – абсурд.

Вывод: зла не существует. Есть отец лжи – диавол.

Диавол по своей сущности добр, но не по состоянию природы и сущности, а по творению (пример топора – для чего он делается и для чего его можно использовать).

Зло впервые появляется в ангельском мире. Укоренилось в их природе, через человека входит в мир как грех. Грех – есть непослушание воли Божией, нарушение ее.

Непослушание может проявляться:

- активная форма, действие – нарушение Закона;

- пассивная форма – неделание, неисполнение.

Св. Афанасий: «Сущее я называю добром, так как имеет для себя «образцы в Сущем Бога» А не-сущее я называю злом».

Св. Василий Великий: «Зло – это не сущность, но состояние души, противоположное добродетели. Поэтому доискивайся зла вовне. Не представляй себе, что есть какая-то первородная природа зла».

Григорий Нисский: «Зло не существует само по себе, но является лишением добра. Добро постоянная твердь и неподвижно и не нуждается в лишении. Зло есть не бытие, а отрицание бытия».

Св. Максим Исповедник: «Зло не было и не будет существующим, ибо оно не имеет никакой силы… зло есть недостаток деятельности, присущий существу сил.»

Свв. отцы учат и и говорят, что зло – не сущность природы, а ее болезнь; это паразит, который паразитирует на природе, это то, что недостает природе. Зло не есть природа, а состояние природы, оно существует за счет той природы, на которой паразитирует.

Зло – это противостояние Богу. Оно возникает у разумных личностных существ, которые обладают свободной волей.

Григорий Нисский: «Кто совершает зло, существует вне существующем, т.е. выпадает из бытия, совершает то, чего субстанционально нет. Совершающий зло находится в неестественном состоянии»

Мир во зле лежит, но сам мир злом не является.

Дионисий Ареопагит:

1) зло не существует так таковое никогда и нигде;

2) зло не образует никакой сущности, оно лишь ухудшает или разрушает вид существующего;

3) то, что существует, существует лишь по силе добра; то же, что совсем лишено блага, не может существовать;

4) по природе своей не злы и демоны, они могут вносить порчу, злоба их состоит в прекращении участия в дарах Божественных

5) зло находится поэтому вне пути, вне цели, вне природы, вне причины

«…происхождение зла не от силы, а от слабости»

 

Билет 24.

 

Божественный мрак.