Учение монтанистов. Шлейермахер, Гегель. Шебан, Кун, В. Соловьёв.

Монтанизм – учение о различных возрастных периодах человечества: наступит особый век Духа святого и откроется человеку новое учение, возведет человека в новую религиозную степень. Отголоски монтанизма в философии Гегеля, Шлейермахера.

Гегель Георг Вильгельм-Фридрих (1770-1831). Немецкий философ. Создал теорию диалектики. Центр теории – Абсолют (Мировой Дух) и характеристика его деятельности возводится в категории: бытие, ничто, качество, идея и завершение абсолютных идей, а также характеризуется переходом Абсолюта в отчужденное состояние – инобытие, и возвращается к себе в форме психологических действий человека – это субъективный дух. Этот мировой дух возвращает к себе и в формах “объективного духа” – религия, философия, искусство, как формы самопознания Духа, а противоречие он видит внутри триады – есть человек, право мораль и религия, философия и внутри источника развития он видит противоречия. История – прогресс духа в сознании духа народа (квинтэссенция).

Шлейермахер Фридрих (1768-1834) – немецкий протестантский богослов и философ. Был близок венским романтикам. Религию определял как внутреннее переживание. Романтики опирались на философию Фихте, Шеллинга (возможность эстетического преображения мира). Это вылилось в самодовление “Я” выше толпы. Творческое сознание художника они называли “макрокосмом Вселенной”.

Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775-1854) – немецкий классический философ, опираясь на идеи Фихте развил принципы диалектической природы, как живого организма. Он вывел бессознательное творческое начало. Искусство – высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, абсолютное торжество единства духа и материи (пантеизм). Источник зла – отпадение от Абсолюта. Причина – темная основа в Боге.

В России Владимир Соловьев (1853-1900) – философ. Учил о некоем “универсуме” (всеединство христианского платонизма, который переплетается с Шеллингом) неортодоксальная мистика, учение о мировой Душе, утопическая идея Всемирной Теократии, безысходно-эсхатологической идеи, учение о Софии, объединение мира и объединение Церквей.

Вывод: человек призван к совершенству, должен развиваться и характерное учение – это фундамент католического учения о догматическом развитии.

Шебан: “Догматы износятся Церковью из сокровищницы для их признания”. Догматы есть все, но не все они открыты народу, они могут забываться, затемняться, перестанет существовать. В них нет нужды – их он не знает. “Чисто Бож. догматы”, а чтобы перейти из “чистобож.” в признание, им нужно пройти стадию развития. Церковная власть не порождает догматы, а их возрождает, восстанавливает или извлекает их.

Кун – американский философ: “Нельзя считать, что догматы собраны в хранилище и хранятся там. Здесь происходит нечто подобное зерну (апостольское учение). Это зерно брошено в почву Небесным Сеятелем и оно развивается. Истина открывается и порождает целый ряд новых истин. Это зерно потенциально содержит в себе истины и постепенно открывает. истины, даже такие, которые будут против ранее открытых. Как развивается зерно- так развивается и церковное сознание и в этом развитии сокровищ. Там, где нет развития догматов – косность, неразвитость и т.п. С воззрениями Куна сливаются воззрения монтанистов. Соловьев тоже придерживался этой точки зрения. “О догматическом развитии Церкви”. Автор этот теории кардинал Ньюман. Соловьев пишет, что Иисус Христос не дал сразу всей полноты учения, Он сообщил самое основное, что в себе, как зародыше, содержит полное христианское учение, а при содействии Святого Духа мы должны творчески его развивать. “Идея богочеловечества” по Соловьеву – христианство не могло сразу обнять всего смысла спасения, поэтому сначала была дана только истина – догмат, что Иисус Христос – Спаситель. И в первенствующей Церкви эти догматы не были ясны и не были обязательны. Соловьев считает, что догмат приобретает легальный характер тогда, когда он становится истиной осознанной и определенной и тогда он становится обязательным и бесспорным. Только Вселенский Собор – это разум Церкви, а то, что не высказано этим разумом – того нет и для веры оно не общеобязательно. Собор всегда дает нечто новое. Кто не признал Соборные решения – еретик. Вывод - ошибка – он = церковное сознание = сознание обычного человека. Получается, что они и все Церкви раньше знали о вере меньше, чем любой современный богослов.

Разве там, где нет развития догматов, там косность, неразвитость и т.д. С воззрениями Куна сливаются воззрения монтанистов. Соловьев тоже придерживался этой точки зрения: «О Церкви», «О догматическом развитии Церкви...». Автор этой теории кардинал Ньюман, Соловьев пишет, что Иисус Христос не дал сразу всей полноты учения, сообщил он самое основное, что в себе как зародыш сохраняло все христианское учение, а при содействии Святого Духа творчески мы должны развивать его. Идея богочеловечества, по Соловьеву, христианство не могло сразу обнять всего смысла спасения, поэтому сначала была дана только истина – догмат, что Иисус Христос – Спаситель. и в первоначальной Церкви эти догматы не были ясны и не были обязательны. Соловьев считает, что догмат приобретает легальный характер тогда, когда он становится истиной опознанной и определенной и тогда он становится обязательным и бесспорным. Только Вселенские Соборы определяют легальность догмата, но за исключением догмата о Богочеловечестве Иисуса Христа, который дал Сам Иисус Христос. Вселенский Собор – это разум Церкви, а то, что не высказано этим разумом – того нет и для веры Православной, оно не общеобязательно. Если истина определяется Вселенским Собором, то становится общеобязательной. Собор всегда дает нечто новое, что было дальше до него, кто не признал решения Собора – тот еретик.

Вывод: ошибка – он сравнивает и отождествляет церковное сознание с сознанием обыкновенного человека. Получается, что апостолы и вся Церковь раньше меньше знали о вере, чем современный любой богослов.

 

 

Билет 3.

 

Православный взгляд на теорию развития догматического учения.