Бог являющий себя миру. Учение свт. Григория Паламы. Антиномия учения.

Творение – акт воли. Боговоплощение – тоже. Троица нераздельная и неизменная:

1. Бог, живущий Троической жизнью.

2. Непостижимый Бог являет Себя миру прямо до Боговоплощения в Лице Иисуса Христа.

Следовательно, Троица – Бог-Отец, Бог-Сын (но не Иисус Христос), Бог-Святой Дух – единый Бог, исповедуемый богооткровенными религиями.

«Мир всегда был в Боге» (И. Дамаскин).

Писание называет Сына Божия «Агнцем закланным прежде сложения мир» – значит, и это то же в Боге. Исторически Голгофы еще не было, но Агнец уже был заклан.

Бог являет Себя миру полностью и целиком. Бог, проявляющий себя в мире, это: Слава Божия и Сияние Славы Божией – это и есть Сам Бог, Божество без всякого умаления, это Божественное действие, но это не является излиянием Его природы. «Нам всем нужно стать причастниками Божеского Естества» (2 Петр. 1, 4).

«Душам нашим нужно измениться в Божественное Естество» (Св. Макарий Великий). Мысль – в соединении с Богом поступает теснейшее единство, но даже в таком состоянии «Он Бог, но она (душа) – не Бог, Он – Творец, она – тварь, Он – Господь, она – раба и ничего общего в Его и ее существе». Одним ratio это не разрешим. Это акт веры. Этим занимался св. Григорий Палама (XIV в.). Споры привели к Соборному постановлению. Св. Г. Палама на основе 2 Петр. 1, 4 выступил против лжеучения Варлаама.

Сам Палама говорит, что вопрос очень сложный. Он оправдывался, что вынужден этим заниматься, говорил, что об этом лучше молчать, т.к. антиномия этого вопроса подобна вопросу о Святой Троице.

«С одной стороны, Бог – трансцендентен, а в то же время очень близок человеку, как никто другой. В равной мере утверждается и одно и другое. Рассуждая, нужно сохранить критерий благочестия» (св. Григорий Палама).

Возникает вопрос – в какой мере человек может соединиться с Богом? Бог не может стать многоипостасным. Как Бог недостижим по Своей природе, так и по ипостаси.

Бог недоступен, но в высшей степени доступен для человека. «Бог – Един Непостижим, и в то же время являет Себя вовне. Бог открывает Себя в некотором новом бытии, проявляет себя вовне кроме своей троичности» (св. Г. Палама). Это и есть нетварные энергии, называемые «Славой», «сиянием Слова», «благодатью».

Озарение и благодать Божия и преображение не сущность, но энергия Божия. Она общая и Божия сила Триипостасного Бога, исходящая от Божественной природы, на не от Лиц» (св. Г. Палама).

Различие Сущности и энергии постоянно встречается в Священном Писании и у святых Отцов. В принципе приобщения к Божественным энергиям – истинное Богопознание.

 

Билет 10.

 

Николай Кузанский о нетварных энергиях Божиих.

Николай Кузанский, ученый-кардинал эпохи Ренессанса. Его творения переведены и очень многообразны. Неизвестно, был ли он строгим католиком или платоником. Выходец из глухого селения, учился во многих университетах. Его первый трактат «Об ученом незнании» говорит о Богопознании. Здесь Бог лишен антропоморфических свойств. Он называет Его:

- Абсолютом;

- Единицей;

- Одним.

Приведенные рассуждения более математические. Единство сущности Божией объясняет при помощи математических и геометрических примеров (бесконечность, круг, треугольник).

Через формулы доходит до мысли о том, что в Богопознании лучше пользоваться отрицательными формулировками (Климент Александрийский, Дионисий Ареопагит). Становясь на путь апофатического богословия, приходит к выводу – Богопознание открыто в созерцании, говорит о «нетварном свете», называет его «Свет Преображения».

Николай Кузанский: «Святое незнание научило нас, что Бог несказуем и выше всего именуемого и ввиду этого мы ближе к истине, когда высказываем отрицанием». Поэтому он настаивает, что отрицания истинны, а утверждения – недостаточны.

«Точность истины непостижимо светит во тьме нашего незнания».

«Откуда кто знает истину, если в нем нет Духа Божия» – следовательно, Богопознание связано со стяжанием Святого Духа, истину можно познать, имея в себе Дух Божий (ср. Климент Александрийский). «Бог обитает в недостижимом свете, который ищет все живущее, и тогда Он Один может открыть стучащему и дать просящему» (ср. блж. Августин).

Все старается объяснить логически, но знает, что все это не удовлетворяет жажде познания. Переходит на путь апофатики: «Познание Бога – это постижение бесконечного света, который ищет все живущее и соединяет с Собой».

Учение о соединении человеческой природы с Богом приводит нас к истине. Во всей полноте открылось в лице Иисуса Христа и поэтому восхождение к истине происходит через Иисуса Христа в Его учении в стяжании Духа Христова.

Обожение происходит через «Свет славы Его Преображения» (Николай Кузанский). Это совпадает с учением Григория Паламы.

«Поскольку Бога нельзя познать в этом мире, где рассудок, мнение или учение своими силами вводят нас в неизвестное через более известное, где кончается доказательства и начинается вера. Через веру восхищаемся на третьем небе мы в теле, но нетелесно, потому что духовно и в мире не мирским, а небесным образом будем созерцать Его непостижимо, так, что будем видеть Его непостижимость, идущую от Его безмерной высоты. Вот то знающее незнание, через которое апостол Павел увидел, как Христа как он некогда только и знал (1 Кор. 2, 2), он теперь тем меньше знает, чем выше к Нему поднимается».

Лосский: «Апофатическое богословие путем отрицания всякого знания, путем отрешения познающего самого себя приводит к Божественной Премудрости, которая есть для человека незнание, совершается таинственное соединение (henosis) с Божественными лучами. Очевидно, что богословие не есть познание, т.к. всякое познание относится к сущему, а Бога нельзя назвать сущим и может быть постигнуть незнанием. Цель отрицательного пути – богословие превыше разума соединяет с Богом. Для его достижения нужно выйти за предел знания и сущего, которому всякое знание относительно. Т.К, всякий путь – есть исхождение (hexstasis) – экстаз».

Николай Кузанский называет это «восторгом» или называет переходом от сна к бодрствованию, от слышания к видению.

Экстаз не самоцель, а только этап по пути к обожению. Обожение совершается силой Святого Духа в Церкви, может быть предвосхищено в состоянии экстаза.

Соединение превыше разума совершается в незнании и выхождении из всего сущего, предполагает «единящую силу» (henorius linamis), благодаря которой разум соединяется с тем, что превыше его природы и познает Божественное, покидая себя и становясь Божиим.

Путь обожения – путь Богопознания, предполагающий причастность ко Творцу. Николай Кузанский: «Действенность веры неисчерпаема. Если вера велика, он един со Христом, в нем происходит обожение. В нем действует сила Христа». Вера требуется абсолютно чистой и возможно великой созидается:

- любовью к ближнему;

- милосердием.

Всемогущая вера, которая так велика, что и когда все подлежащее вере охватит Тем, кто сама Истина.

 

 

Билет 11.

 

Учение о богопознании, споры в IV в.