Антиномия учения. Евномиане и борьба с ними. Великие Каппадокийцы и свт. Иоанн Златоуст.

Сверхъестественный путь – не только изучение Священного Писания.

Изучая Священное Писание – путь своей жизни сверяем. Сверхъестественный путь – путь озарения, когда Бог открывается умозрительно. Бог без антропоцентризмов открывается в пути созерцания – аскетизм, исихазм и т.д.

В Православной Церкви были споры о степени Богопознания с I в. Крайности – Бог познается 1) полностью и 2) Он непознаваем. Церковь имела взгляд средний – путь антиномий (как бы путь противоречий, но это единственно правильный путь богопознания).

Известная полемика между Иоанном Златоустом и евномианами (разновидность ариан). Евномиане утверждали, что Сын Божий – творение, значит – его можно познать как человека, как «человек познает человека». Церковь – единосущие Бога Отца и Сына («Отец во Мне и Я в Отце»). Т.е. полное богопознание пришло вместе с пришествием в мир Сына Божия. Но для евномиан (крайние ариане) теория познания Бога строилась на теории имен.

Эта теория заключалась в том, что имена делятся на 2 класса:

1) имена по примышлению (домыслию). Имена – логические выкладки, условно указывают на вещи и являются кличкой вещей, т.е. не дают объяснения им;

2) предметные имена – указывают на саму сущность вещей, являются как бы их энергией («софийные» имена). Они дают объективное знание о мире. Например: «да будет Земля».

Имена умопостигаемых вещей также являются их воспроизведением. Если есть Имена Божии, то можно Бога познать не хуже, чем Он Сам Себя знает. Евномий нигде не говорил, что Бог познаваем. Его учитель Аеций говорил, что знает Бога как самого себя.

Каппадокийцы отвергли теорию имен как недопустимый антропоморфизм – имена созданы людьми с определенной целью.

Григорий Богослов: «Божественная природа есть как бы воля сущность, неопределенная и бесконечно простирающееся за пределы всякого понятия о времени и природы».

Василий Великий: «Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по Его действованию, но не даем обещания приблизиться к Его Сущности, ибо хотя Его действия до нас нисходят, Его Сущность остается для нас неприступной». «Евномиане, не знающие существо даже той земли, попираемой ногами, имеют дерзость проникать в Сущность Бога, который выше всего – сколько в этом гордости и надменности». «Я думаю, что постижение Божественной Сущности превосходит не только людей, но и всякое разумное существо».

Этим утверждается первая часть антиномии – Бог непознаваем.

Евномиане: «Ты поклоняешься тому, что не знаешь или тому, что знаешь?»

Василий Великий: «Если мы скажем, что знаем, кому поклоняемся, то они спросят – «какова его Сущность?». А если сказать – «не знаем Сущности», то они ответят: «что вы поклоняетесь тому, что не знаете?».

Проблема евномиан - не принимали антиномий. В учении о Богопознании можно прийти к заключению: Бог непостижим в Своей Сущности, но открыт в Своих действиях. Видна их связь с учением Аристотеля. В богословии антиномий много (учение о Божием Матери: кто она - Дева или Матерь и т.д.).

Законы чистой логики не всегда срабатывают. В богословии есть вещи, о которых нужно молчать.

В учении о богопознании «Бог не постижим в Своей Сущности, но нисходит к нам в своих действиях».

Василий Великий: «А говорят, что познание многозначимо. В самом деле, мы говорим, что знаем величие Бога и Его силу, и мудрость и благость и промысл, но не саму Сущность. Имя «Господь» не есть имя Сущности, но власти.

Познав, что Бог есть благодетель и Судия и Српаведливый и действует в мире. Но природу мы не можем познатьи з разумения действий.

Евномиане: «Бог прост, все принадлежит его Сущности». Нужно помнить: простота не бедность, не упрощенчество.

Василий Великий: «Так подходить – это софизм, исполненный бесконечной нелепости. Вот мы перечислили столь многое, неужто это имена Единой Сущности? Действия Его многообразны, а Сущность проста». Евномиане не допускают в деле Богопознания живого опыта.

Если есть опыт, то его результат можно выразить именем. Хотя опыт не исчерпывается именем. Если есть опыт, то его результат нужно выразить именем (тогда познание вещей не отделяли от познания Божиих вещей. Сами имена не висят в воздухе, они возникают в результате опыта, хотя они не исчерпывают до конца опыта. В нашем опыте остается всегда иррациональный момент, который не выражается словом. Он присущ миру материальных вещей и тем более ду4ховных.

Нет ни одного имени, которое бы обнимало все Естество Божие, чтобы Его выразить и обозначить.

Григорий Богослов: Представлять себя знающим, что есть Бог – есть повреждение ума».

Имена устанавливают некую меру наших суждений, понятий о вещах. В познавательном опыте имена стоят после – Он познается постольку, поскольку открывает Себя в мире.

Максим Исповедник: «Мы можем приобщаться к Богу настолько, насколько Он нам сообщает. Но по Естеству невозможно».

Иоанн Дамаскин: «Все наши утверждения по отношению к Богу говорят не о Естестве, а о действиях».

Действия Божии называют:

1. лучами Божиими, пронизывающими весь мир;

2. сиянием и славой Божией (2 Тим. 6, 16) – это фаворский свет, это опыт исихазма, слава, которая покрывала ветхозаветную скинию. Этот свет не зависит от сущности тварного мира. Он присущ Богу как лучи Солнца.

Человек соединяется с Богом через эти энергии (благодать), но не по природе.

Бог всецело присутствует в каждом луче Своего Божества.

Обожение человека – это результат жизни, для начала ищущего спасения. Человек должен стать Богом по благодати. Сам Бог существует в антиномичном мире, в существе и в энергии.

Целых тысячу лет после каппадокийцев спор о богопознании не возникал.

Варлаам спорил с Григорием Паламой (14 век).

 

 

Билет 12.

 

Учение о богопознании, споры в XIV в.