Учение о познаваемости Бога в Его энергиях..
О непознаваемости Бога в Его Сущности и познаваемости в энергиях:
1. между Сущностью и энергией существует Богодостойное различие.
- Сущность – причина энергии;
- Сущность – единственна, энергий – много;
- Сущность – не допускает причастность себе, энергия – допускает.
2. Энергия – нетварная энергия, не отделяясь, исходит из Сущности
3. Различие не противоречит простоте Бога
4. Энергия именуется Богом, это – Сам Бог, особый образ бытия Бога вне Сущности.
5. Причастность Богу – причастность к Его энергиям, но не Сущности.
Митрополит Филарет Дроздов (слово на Рождество Христово): «Бог имел высочайшую славу от века, она не обусловлена сущностью мира, она есть отражение Божиего совершенства. Он открыт в вечном рождении Сына и вечном исхождении Духа Своего. И, таким образом, Единство Его в Троице сияет непреходящим сиянием славы.
Отец – Слава Божия;
Сын – Сияние Славы (Евр. 1, 3; Ин. 17, 5);
Дух Божий – Дух Славы (1 Тим. 4, 14).
В этой собственной славе живет Бог, превыше всякой славы, так что не нуждается ни в каких свидетелях и участниках и не может иметь причастников. Но так как по Своей благости и любви хочет иметь причастников славы Совей, то подвизает на Свои совершенства и они открыты в Его творениях:
- небесных светилах;
- отражение в человеке;
- в благолепии видимого мира
- даруется от Него
- приемлется причастниками
- возвращается к Нему и в этом кругообращении славы Божией состоит блаженная жизнь и бытие тварей».
Сама простота – антиномична. Она не была воспринята Варлаамом, т.к. смотрел на нее по-философски, логически и обвинял Григория Паламу в двубожии. Он понимал не простое единство, а упрощение.
Простота Троицы антиномична, как и всякое высказывание о Боге (переход от катафатичности к апофатичности).
Иоанн Дамаскин: «О Боге лучше говорить, что Чем Он не является, чем то, чем является»
Билет 13.
Шестоднев.