Социально-философские взгляды Гоббса.

Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить. Он склоняется к эмпиризму.

Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме. Т.о.,в противоположность Декарту,он отстаивает сенсуализм-учение, признающее ощущение единственным источником познания, обосновывающее первенство опыта,прямую зависимость разума от чувственного восприятия. Познание начинается с ощущения,ибо без ощущения нет нет ни представления,ни понятия,ни понимания. Все операции познания сводятся к двум:1) операции чувства,результатом которых выступает опыт, «идеи» вещей;2)операции воображения,на основе которых создаются новые комбинации почерпнутых из чувственного восприятия «идей» Сенсуалистическая модель познания, признавая чувственные ощущения единственным источником познания,одновременно обращает внимание на неоднозначную связь между : 1) качествами «единичных вещей», кот воспринимаются органами чувств человека, и 2) качествами «единичных вещей» в восприятии человека. Различие «качеств,присущих вещи и воспринимаемых органами чувств» и «качеств вещи, как они представлены в восприятии человека»,напоминает различение Горгием «существования предмета мысли» и «сущ-я мысли о предмете», только в данном случае речь идет о представленности вещи в чувствах,а не разуме человека. Гоббс отмечает,что нам только кажется,что чувственно воспринимаемые качества принадлежат самим вещам. Эта «кажимость» - главный обман чувств.

«Левиафан»-библейское чудовище. Использует этот образ для описания могущественного гос-ва. При создании теории возникновения гос-ва, Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей,т.е. война всех притив всех. Главные человеческие импульсы-страх,гордость.тщеславие. Утвержд.,что власть творит закон,а не закон власть. Закон явл законом только тогда,когда он может быть применен. Сохранение общества возможно только при том условии,когда люди заключают между собой договор и передают свои индивидуальные права правителю,кот может обеспечить их безопасность. Такое общество не имеет моральной,сверхестественной основы, авторитет происходит от людей.

Все люди равны от природы,но в естественном состоянии, до того, как появляется какая-либо власть, каждый человек желает не только сохранить свою свободу, но и приобрести господство над другими=>возникают войны,что делает жизнь звериной,беспросветной и короткой. Сила и коварство-две главные добродетели на войне. Избранием власти политические полномочия людей заканчиваются,они всецело подчиняются правителю.