Назовите вопросы,относящиеся к области онтологии.

Онтология – раздел фил,в котором рассматриваются всеобщие основы и принципы бытия, его структура и закономерность.(ontos- бытие).

Основной вопрос онтологии: что существует?
Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Онтология выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности.

Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.

 

1.Природное- бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целое бытие вещей и процессов, производимых человеком. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, но эта особенность не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Они где-то существуют, возникают; бытие сменяется небытием.

 

2.Бытие человека(антропология)-бытие человека в мире вещей; специфическое человеческое бытие.

Бытие социальное- индивидуальное бытие; бытие общества.

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека- тело его природы. Наличие тела делает его конечным, смертным.

3. Что касается объективного бытия(общества(соц.философ), то его идеалы, нормы, языки способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы бытия: природу, общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о единстве многообразного мира.

 

30.Философия И.Канта «Трансцендентальный субъект». Феномен и ноумен.

И.Кант ставит задачу установить различие между объективными и субъективными элементами знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В субъекте он различает 2 уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относятся индивидуально-психологические особенности человека (чувственный опыт), к трансцендентальному – неотъемлемые (атрибутивные) свойства человека. Эти атрибутивные св-ва, связанные с деятельностью познания, с познавательной деятельностью, являются свойствами, образующими собой структуру « трансцендентального субъекта», который является надындивидуальным началом в человеке. Объективност(истинность) знания определяется именно этой структурой. По Канту философия должна изучать не «вещи сами по себе», а исследовать познавательную деятельность, мышление и его границы.В этом смысле Кант назвал свою философию «трансцендентальной», а свой метод – «критическим». Тем самым он доводит до логического конца ориентацию философии Нового времени на теорию познания, замещая онтологию гносеологией.

Идеи:

То, что всякое знание начинатся с опыта, не означает, что всякое знание возникает только из опыта;

Содержание опыта обусловлено чувствами, но разум(мышление) придает этому содержанию форму, формирует знание;

Познание возможно благодаря взаимодополняющей деятельности чувств.

 

Кант полагает в своей критической философии, что именно преодоление крайностей рационалистической и эмпирической эпистемологии позволяет выработать верное представление о процессе познания.

Кант считает, что непосредственные объекты восприятия обусловлены частично внешними «единичными вещами», порождающими чувственные ощущения.

Вещь, существующую объективно (трансцендентно), Кант называет «вещь-в-себе».То, как вещь дается восприятию и мышлению субъекту, получает название «вещь-для-нас». Если «вещь сама-по-себе» существует за пределами познания, то «вещь-для-нас» - это содержание сознания, субъекта.

Явление «вещи для нас» состоит из 2 частей.

 

Феномен –это явление вещи через чувтвенное восприятие, обусловленное воздействием вещи на органы чувств; это то, как «вещь для нас» постигается в опыте.

Ноумен – это то в явлении вещи, что противоположно феномену; это априорная, независимая от опыта структура (сущность) вещи, постигаемая разумом форма вещи, существующая a priori. Ноумен не является ощущением и не зависит от трансцендентной среды, от случайности восприятия. Ноумен – содержание трансцендентального субъекта, общее и закономерное для всех эмпирических субъектов, и в этом смысле априоная форма любого возможного опыта.