Редактирование форм.

Любой сплайновый примитив можно преобразовать в так называемый Editable Spline (Редактируемый сплайн), который позволяет изменять форму объектов. Щелкните на нем ПКМ и в появившемся контекстном меню выберите команду Convert To > Convert to Editable Spline (Преобразовать > Преобразовать в редактируемый сплайн). Можно не преобразовывать сплайновую фигуру в Editable Spline (Редактируемый сплайн), а назначить объекту модификатор Edit Spline (Редактировать сплайн). В результате применения этого модификатора объект наделяется всеми свойствами редактируемого сплайна.

 

В отличие от всех онлайновых примитивов, объект Line (Линия) по умолчанию обладает всеми свойствами редактируемого сплайна, поэтому конвертировать его в редактируемый сплайн не имеет смысла.

 

Сплайны можно редактировать на четырех различных уровнях: на уровне формы, иначе говоря на уровне объекта, на уровне вершин, на уровне сегментов и на уровне сплайна, как составляющей части объекта.

 

Доступ к редактированию сплайнов на уровне отдельных сегментов и вершин открывается с помощью кнопки Modify (Изменить) на командной панели.

Переключаться между режимами редактирования можно при помощи кнопок в свитке Selection (Выделение)

Выделите сплайн и откройте закладку Modify. В свитке Geometry (Геометрия) находятся команды для редактирования форм. Различные команды работают на различных уровнях редактирования.

· Начнем с команды Attach (Присоединить). Она предназначена для создания составных сплайнов и активна на всех уровнях редактирования.

Составной сплайн – это сплайн, состоящий из нескольких, несвязанных линий. Для его создания выделите первую линию, откройте закладку Modify, свиток Geometry и нажмите кнопку Attach. Далее, последовательно укажите остальные линии. Для окончания присоединения - отожмите кнопку Attach.

Особенность составного сплайна состоит в том, что он выдавливается областями через одну.

Нельзя присоединить к экземпляру сплайна экземпляр. Вначале необходимо преобразовать их в копии.

Командой Attach mult (Присоединение нескольких сплайнов к одному) можно присоединить сразу несколько сплайнов. После нажатия на эту кнопку, открывается окно, в котором необходимо добавить эти сплайны.

Противоположна команде Attach команда Detach (Отсоединить) – выделите сплайн в составе составного сплайна или сегмент сплайна и нажмите Detach, в открывшемся окне напишите имя нового сплайна.

Операции над вершинами.

Выберите уровень редактирования Vertex (Вершины). · Для удаления вершины выделите ее и нажмите клавишу [Delete]. · Для добавления новых вершин служит команда Refine (Уточнить) Нажмите кнопку Refine и щелком ЛКМ размещайте вершины на сегментах. Для окончания еще раз щелкните ЛКМ по кнопке Refine. · Для скругления углов и создания фаски применяются команды Fillet (Скругление) и Chamfer (Фаска) соответственно.
Нажмите кнопку Fillet, выделите вершину, нажмите ЛКМ и, не от-пуская ее, с помощью вертикального движения указателя задайте кривиз-ну. Для окончания еще раз щелкните ЛКМ по кнопке Fillet. Можно скруглять сразу несколько вершин.

 

После скругления изменить кривизну вершины уже нель-зя, только отменить и скруглить заново. Скругляемые вершины должны быть угловые.

Команда Chamfer выполняется аналогично.

 

· Вставить несколько вершин в сегмент сплайна, при этом скорректировав его кривизну, можно с помощью команды Insert (Вставка).

· Для объединения вершин служит команда Weld (Слить).

Выделите соседние или концевые вершины, установите радиус объединения вершин (счетчик справа от кнопки Weld) большим расстояния между вершинами и нажмите кнопку Weld.

Можно слить сразу три и более вершин. Главное, чтобы все они были соседними. В одной вершине могут сходиться только два сегмента.

Также команда Weld умеет замыкать незамкнутые линии.

· Чтобы не мучиться каждый раз с радиусом объединения очень удобно использовать команду Fuse (Совместить). Она совмещает две вершины в одной точке, но не сливает их.

Поэтому, для того, чтобы слить две вершины, выделите их и нажмите вначале Fuse, а затем Weld.

· Чтобы соединить концевые вершины линии прямым сегментом используйте команду Connect (Соединить).

Нажмите кнопку Connect, укажите первую концевую вершину линии и, не отпуская ЛКМ, укажите вторую концевую вершину линии.

· Для того, чтобы разбить вершину на две самостоятельные вершины применяется команда Break (Разбить). Выделите вершину и нажмите на кнопку Break. Нельзя применять к концевым вершинам.

Операции над сегментами.

Выберите уровень редактирования Segment (Сегменты).

· Для удаления сегмента выделите его и нажмите клавишу [Delete].

· Для того чтобы создать копию сегмента, выделите его и перемещайте с нажатой клавишей [Shift].

· Команда Create Line (Создать линию) активна на всех уровнях редактирования и предназначена для добавления новых линий к сплайну.

Нажмите кнопку Create Line и стройте линию обычным способом. Для окончания построения еще раз щелкните ЛКМ по кнопке Create Line.

· Для того, чтобы отсоединить сегмент от сплайна выделите его и нажмите кнопку Detach (Отсоединить). В открывшемся окне нажмите OK – будет создан отдельный сплайн. Эта команда также работает на уровне редактирования Spline.

· Для разбиения сегмента на указанное количество частей применяется команда Divide (Разделить).

Выделите сегмент, справа от кнопки укажите количество вершин и нажмите кнопку Divide. Криволинейный сегмент делится неравномерно.

 

Операции над сплайнами.

Выберите уровень редактирования Spline (Сплайн).

· Для того чтобы создать зеркальную копию сплайна, выделите его, справа от кнопки Mirror (Зеркало) выберите режим отражения (по вертикали, по горизонтали, под углом в 45˚), установите флажок Copy (если хотите, чтобы оригинал остался) и нажмите кнопку Mirror.

· Для создания копий сплайна путем отступа применяется команда Outline (Контур). Выделите линию (она может быть не замкнута), нажмите кнопку Outline и с помощью ЛКМ тащите ее в сторону. Важно следить за тем, чтобы не появилось самопересечений.

Если установить флажок Center (Центр), то обе линии будут смещены на одинаковое расстояние от центра.

· Команда Trim (Обрезать) для подрезки ненужных выступающих концов сегментов. Нажмите кнопку Trim и просто укажите отрезки, которые нужно удалить.

Если установить флажок Infinite Bounds (Бесконечные границы), то 3DS MAX продлит отрезки до бесконечности и, таким образом, будет возможно подрезать сегменты, которые реально не пересекаются.

· Команда Extend (Продлить) противоположна команде Trim. Она позволяет продлить сегмент до точки пересечения с другим сегментом.

· Для работы со сплайнами очень удобны булевы операции. К ним относятся: Union (Объединение), Subtraction (Вычитание), Intersection (Пересечение).

Для выполнения команды выделите первую линию, справа от кнопки Boolean (Булевы операции) выберите операцию, нажмите кнопку Boolean и последовательно указывайте другие линии. Далее можно выбрать другую операцию и указать другие линии. Для окончания еще раз щелкните ЛКМ по кнопке Boolean.