Ракушка

Простейшую модель ракушки можно получить путем лофтинга кольца (Donut) по спирали (Helix). Создайте соответствующие объекты. Выделите спираль и создайте loft-объект, указав кольцо в качестве сечения. Выделите loft-объект, активизируйте панель Modify, разверните свиток Deformation (Деформация) и щелкните на кнопке Scale.

В окне Scale Deformation измените вид кривой деформации как на рисунке — данная манипуляция позволит плавно сузить внутренние кольца ракушки.

 

 

На следующем этапе нужно избавиться от чрезмерной гладкости loft-объекта, так как поверхность реальной ракушки имеет серию концентрических колец. Для этого откройте свиток Surface Parameters (Параметры поверхности) в разделе Smoothing (Сглаживание) и удалите флажок Smooth Length (Сглаживание по длине).

 

У созданной ракушки есть еще один существенный недостаток — ширина витков внутри раковины совершенно одинакова, в реальности же при движении к центру она уменьшается. Попытаемся учесть данный фактор при помощи масштабирования. Вновь щелкните на кнопке Scale, создайте две дополнительные управляющие точки: левая должна иметь тип Corner, правая — Bezier-Corner и отрегулируйте их положение примерно так, как показано на рисунке.

 

Деформация Twist (Скручивание).

Данная команда предназначена для поворота сечения лофт-объекта вокруг оси Z в любой точке его пути. На диаграмме вертикальная ось определяет угол закручивания. Для того чтобы получить ровное, правильное закручивание в группе Skin Parameters лофт-объекта, увеличьте значение счетчика Path Steps (max = 100).

Практическое задание: Ваза.

Создадим вазу со скрученными гранями, а за основу ее возьмем два 16-угольника и линию. Из 16-угольников сделаем составной сплайн с помощью команды Attach (один 16-угольник вложен в другой) – разница между ними = толщине будущей вазы.

Создайте loft-объект, указав комбинацию многоугольников в качестве сечения и линию как путь, — получится что-то наподобие многогранной трубы.

 

Выделите loft-объект и вызовите окно Scale Deformation из свитка Deformation (Деформация). Преобразуйте кривую деформации как на изображении

 

Щелкните на кнопке Twist и отрегулируйте внешний вид кривой деформации скручивания как показано на изображении.

По окончании примените к построенному объекту модификатор Smooth (Сглаживание), и грани вазы станут более гладкими.

 

Обратите внимание, рядом с кнопками деформаций находятся кнопки с изображением лампочки. С помощью них можно на время отключать деформации, не теряя настроек.

 

Деформация Teeter (Колебание).

Предназначена для поворота сечения лофт-объекта вокруг оси X или Y в любой точке его пути.

На диаграмме по вертикальной оси откладывается угол поворота. Как правило, он ставится меньше 90˚.

 

Деформация Bevel (Скос) практически аналогична деформации Scale.

 

 

И, наконец, одна из самых интересных команд – Fit (Фиттирование).

С помощью нее можно на основе одного сечения и двух проекций можно построить трехмерный объект.

Деформация подгонки Fit позволяет моделировать объект с учетом профилей проекций по осям X и Y, представленных замкнутыми сплайнами. Помимо непосредственной подгонки по проекциям данный вид деформации допускает также принятые для других деформаций коррекции кривых посредством создания/удаления управляющих точек, их перемещения и конвертирования.

 

Окно Fit Deformation содержит группу дополнительных инструментов:

- Mirror HorizontaIl/Vertically (Отразить по горизонтали/вертикали) — зеркально отражает профиль проекции;

- Rotate 90 CW/CCW (Повернуть на 90° по часовой стрелке/против часовой стрелки) — поворачивает профиль проекции;

- Delete Curve (Удалить кривую) — удаляет выделенный профиль проекции;

- Get Shape (Указать форму) — позволяет определить замкнутый сплайн в качестве профиля проекции для подгонки формы сечения объекта в направлении выбранной оси;

- Generate Path (Создать путь) — автоматически выполняет генерацию нового пути, вдоль которого будет построена оболочка объекта, что позволяет приблизить длину пути заданным профилям проекции.

 

Следует иметь в виду, что профили проекций строятся во фронтальном окне и могут быть только одиночными сплайнами, должны быть замкнуты и не иметь подрезаний. Последнее означает, что если зрительно провести вертикальную линию, проходящую через сплайн, то она не должна разрезать форму более чем в двух местах. Кроме того, желательно, чтобы профили вида сверху и вида сбоку имели одинаковую длину — теоретически это необязательно, так как 3D Studio MAX может провести масштабирование профиля второй проекции самостоятельно, подогнав его длину под длину первой проекции, но это может привести к значительным искажениям.

 

Практическое задание: Телефонная трубка

Создайте в проекции Top инструментом Line 2 отдель-ных сплайна, соответствую-щих проекциям по осям X и Y телефонной трубки. Подго-товьте сплайн в виде квадрата или скругленного квадрата для сечения и сплайн-линию

 

 

для пути. Выделите линию и создайте loft-объект, указав в качестве сечения подготовленный квадрат.

Перейдите в режим редактирования loft-объекта, разверните свиток Deformation (Деформация) и щелкните на кнопке Fit (Подгонка) — откроется окно Fit Deformation. Обратите внимание, что должен быть установлен режим Display X Axis. Щелкните на кнопке Get Shape (Указать форму) и укажите в качестве проекции по оси X самый правый сплайн, щелкните на кнопке Zoom Extents (Кривая целиком), чтобы изображение проекции поместилось в открытом окне. Несмотря на то, что проекция была нарисована правильно, форма объекта получилась совсем не такой, как было задумано. Однако ничего страшного здесь нет — просто обзор модели открывается не с той стороны, а длина пути гораздо короче соответствующего расстояния в проекции. Чтобы исправить ситуацию, прямо в окне Fit Deformation щелкните на кнопке Rotate 90 CCW (Поворот против часовой стрелки на 90°) — это позволит исправить ориентацию, а затем на кнопке Generate Path (Генерировать путь) — это приведет к удлинению пути, длина которого станет теперь равна соответствующему расстоянию профиля указанной проекции. После этого объект уже начнет походить на телефонную трубку, в чем можно убедиться, повертев его в проекции Perspective или даже произведя рендеринг (закрывать окно Fit Deformation для этого совсем необязательно).

 

Отключите переключатель Make Symmetrical (Выполнять симметрично) и активируйте режим Display Y Axis, щелкнув на соответствующей кнопке. Щелкните на кнопке Get Shape (Указать форму) и укажите в качестве проекции по оси Y средний сплайн в окне Top. Возникнет та же проблема, что и в случае с проекцией X, для разрешения которой щелкните на кнопке Rotate 90 CCW (Поворот против часовой стрелки на 90°), а затем на кнопке Generate Path (Генерировать путь).

 

Начальное состояние окна Конечное состояние окна

Fit Deformation для проекции Y Fit Deformation для проекции Y