рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этническая картина современного иудаизма

Этническая картина современного иудаизма - Реферат, раздел Религия, Иудаизм Этническая Картина Современного Иудаизма. К Середине 1980-Х Годов Обща...

Этническая картина современного иудаизма.

К середине 1980-х годов общая численность еврейского населения в мире составила 12 млн. 988 тыс. человек, которые проживали в 81 стране. Наиболее многочисленное еврейское население было в США 5,7 млн. человек и Израиле 3,4 млн. человек. Третью по численности территориальную группу еврейской диаспоры представляли евреи СССР свыше 1,7 млн. человек.

Единство иудейской религии на протяжении веков определяло и единство еврейского народа вне зависимости от регионов его проживания, являясь основным фактором самоидентификации и консолидации евреев в странах диаспоры. Вместе с тем уникальными особенностями этой национально-монотеистической религии явились соединение принципиальной ортодоксии и изоляционизма с гибкостью и приспособляемостью к конкретным условиям существования ее приверженцев в странах пребывания, а также сочетание высокой мессианской идеи грядущего воссоединения разрозненного народа с практикой его прочного укоренения на местах.

Следствием этого стало разнообразие этнических групп евреев, имеющих свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы. Это европейские евреи, этнокультурный очаг которых сформировался в средневековой Германии в IX - XII веках Ашкеназ - название Германии в средневековой раввинской литературе, а впоследствии сместился на территорию Восточной Европы Польша, Литва, Россия.

В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш, сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности. Ашкеназская субэтническая группа стала основой с разной степенью участия других групп евреев нынешних еврейских общин большинства стран Европы, США, Латинской Америки Аргентина и Южной Африки. Ашкеназы - наиболее ассимилированная группа среди евреев, поскольку движение хаскала и реформированный иудаизм зародились именно в Германии.

Поэтому не случайно, что подавляющее большинство нынешних европейских и американских евреев считают родными языками языки стран проживания. Основной этнокультурный очаг восточно-европейских евреев, охватывавший территорию Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, со специфическим еврейским типом поселений, традиционным бытовым укладом и самобытной культурой, именуемой на идиш голдене кейт золотая цепь, был практически полностью уничтожен гитлеровцами.

Уцелевшие носители традиционной еврейской культуры в подавляющем большинстве эмигрировали в Израиль. Другая значительная субэтническая группа евреев, сложившаяся в средневековой Испании в период арабского господства, получила название сефардов Сфарад - наименование Испании в средневековой раввинской литературе. После изгнания в 1492 г. они расселились, главным образом, в странах Ближнего Востока, в Турции, на Балканах, сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали именовать всех евреев азиатских стран, в противоположность европейским евреям.

Это не вполне точно, так как восточные евреи составили большое число самобытных этноконфессиональных общин, в том числе изолированных от остального еврейства вроде фалашей Эфиопии, черных евреев Индии, китайских иселони. До образования Израиля наиболее крупной субэтнической группой восточных евреев были евреи арабских стран Марокко, Йемена, Египта.

До установления в 1979 г. исламско-фундаменга-листского режима значительная еврейская община проживала в Иране. После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского.

Процесс этот пока далек от завершения. Израильские евреи - переселенцы с Востока и выходцы из Европы - все еще сохраняют обособленность в религиозном плане, имея двух самостоятельных главных раввинов ашке-назского и сефардского. 2 . Священные книги иудаизма. Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей Тора Закон, Невиим Пророки и Кетувим Писания.

ТаНаХ идентичен Ветхому Завету христианской Библии. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках до н.э. и написанных на древнееврейском языке. Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская христианский Ветхий Завет - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в IV - 1 веках до н.э в еврейский канон уже не вошли.

Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет. Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э 1 веке н. э. Окончательное оформление его текста произошло к VIII веку н. э. трудами масоретов хранителей еврейского предания, отчего он также получил название Масоретский канон. По иудейской традиции 39 книг ТаНаХа разделены на три отдела. Первый отдел - Тора Закон или Пятикнижие Моисееве, является наиболее почитаемой частью иудейского канона и включает пять книг Бытие Берешит, Исход Шемот, Левит Вайикра, Числа Бемидбар, Второзаконие Дварим.

В европейской традиции латинского перевода ТаНаХа пять книг Моисеевых называются соответственно Генезис, Эксо-дус, Левитикус, Нумери, Дейтерономия. Второй отдел - Невиим Пророки делится, в свою очередь, на старших Пророков 6 книг и младших Пророков 15 книг. В третий отдел - Кетувим Писания вошли 13 книг. Язык ТаНаХа - древнееврейский, является богослужебным языком иудеев, причем священное значение придается как звучанию древнееврейских текстов, так и их графической основе.

ТаНаХ написан квадратным семитическим письмом, в котором контуры знаков вписываются в квадрат, с направлением строки справа налево и сверху вниз. По общесемитской традиции гласные звуки изображаются специальными знаками огласовки. В отличие от арабской графики еврейское квадратное письмо лишено слитности - буквы изображаются отдельно. Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев.

Сама книга почитается как предмет культа обращение с ней строго ритуализировано. Тора в богослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы, пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище иногда их вкладывают в руки умершего. В отличие от ТаНаХа, который считается зафиксированным живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма, именуемый Талмудом Изучение рукотворное создание нескольких поколений законоучителей.

Исторический генезис Талмуда довольно сложен. Первая историческая ступень его формирования -толкования текстов ТаНаХа, так называемые мидраши, были составлены учеными евреями в послевавилонскую эпоху. Их совокупность составляет древнееврейскую гомилетическую литературу мидрашим. Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый Иерусалим-ский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э начале 1 века н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры.

В конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после чего получил название Мишна Повторение. Мишна включает 63 трактата, объединенные в 6 тематических разделов Зераим Посевы - аграрное законодательство Моэд Праздники - праздничный ритуал Нашим Жены -брачное законодательство Незикин Повреждения - уголовные законы Кодашим Святыни - порядок богослужения Тегарот Чистоты - ритуальная чистота.

В совокупности тексты этих разделов охватывают весь еврейский религиозно-бытовой уклад, детально и тщательно регламентируют всю установочную информацию ТаНаХа, доводя ее до уровня рекомендаций по конкретным ситуациям.

Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот Поучения Отцов, включенный в раздел Незикин. В нем в афористической форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие еврейским ученым мудрецам III века до н. э III века н. э. В III-V веках н. э. в палестинских и вавилонских йешивах был составлен третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара Заключение.

В относительно упрощенном понимании Гемара - это комментарии к Мишне. Вместе с Мишной Гемара палестинских шкод составила Иеруса-лимский Талмуд Талмуд Иерушалми, сформированный в IV веке. В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд Талмуд Бавяи, включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у иудеев более высокий авторитет, чем Иерусадимский, поскольку он почти в четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и тщательнее откомментирован.

Помимо композиционного Мишна из 6 разделов и послойного Мишна - Гемара членения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху Понятие и Аггаду Сказание. Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада - притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения.

Аггада является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда. Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть талмудом любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться.

Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера в том числе естественнонаучных, астрономических, математических делают Талмуд не похожим на священные книги христиан повествовательно-проповеднический Новый Завет и мусульман страстно экзальтированный и глубоко образный Коран. Систематизация и толкование иудейского вероучения и ритуала активно продолжались и в раввинистическую эпоху.

Наибольший авторитет в этой области приобрели труды выдающегося еврейского мыслителя Моисея Маймонида 1135 -1204, известного под именем Рамбам представляет собой аббревиатуру от полного имени - раббейну Моше бен Маймон. Деятельность Маймонида, выходца из Испании, протекала при дворе мусульманских правителей Египта, где он служил Придворным врачом египетского султана.

В числе других сочинений им был создан обширный трактат Мишне-Тора Повторение Торы - своеобразное энциклопедическое руководство к Торе и Талмуду. По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева, Маймонид дал своими трудами зданию талмудизма, с одной стороны, целостность, стройность и полноту, которых оно до него не имело, а с другой - старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его на рациональных началах. В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата Палестина Йосеф Каро 1485 - 1575 завершил кодификацию предписаний Талмуда.

Он составил талмудический кодекс Шулхан-Арух Накрытый Стол, состоящий из четырех разделов Ораххаим порядок богослужения, праздники, субботний покой Иоре-деа домашний обиход, пища Эвенха-эзер брак Хошен-мишнат суд. Краковский раввин Моше Иссерлис 1520 - 1572 дополнил кодекс Каро ашкеназскими обычаями в трактате-добавлении Малпа Скатерть, после чего Шулхан-Арух сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей ортодоксального иудаизма. Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала буквально предание- эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии.

Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов.

Одно из основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога. Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром. Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга Зогар Сияние, почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом.

Предположительно, что ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон умер в 1305 г Зогар представляет собой мистический комментарий к Торе, перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую связано богословие хасидизма. 3. Вероучение иудаизма Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов.

Это выражено в иудейском символе веры Шема, которым начинается богослужение Слушай, Израиль Господь наш Бог, Господь один. Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом Адонаи Вдадыка. Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили к согласным буквам слова Яхве знаки огласовки для слова Адонаи. Из этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция Иегова - искаженная форма имени Яхве. Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе Торе и словах Пророков.

Как считают иу-даисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею Синайский завет, был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. По словам авторитетного израильского раввина Л. Финкельстайна, тот факт, что народ Израиля получил Закон и слышал Пророков, не наделяет его особыми привилегиями, зато налагает на него особые обязательства.

И далее Эта ответственность-чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения - выражается понятием избранный народ. Неевреи, принявшие иудаизм герим, становятся полноправными членами еврейской общины мы сознательно подчеркиваем это обстоятельство вопреки распространенному заблуждению, согласно которому иудаизм якобы является нерецептивной религией, то есть религией, которую не может принять сторонний человек и последователи которой воспроизводятся только за счет деторождения во внутриконфессио-нальных браках.

Случаи принятия иудаизма народами, этнически не связанными с евреями, в истории известны, но в целом прозелитизм не получил в иудаизме значительного развития из-за учения о богоизбранности еврейского народа. Исторически в иудаизме существовали две тенденции национального избранничества и экуменическая. В талмудическую эпоху победила первая. С учением о богоизбранности связана и особая роль в иудаизме исторической родины евреев - Палестины, именуемой Эрец Исраэль Земля Израиля, которая считается Святой Землей, и ее главной святыни - Иерусалима.

Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии от древнееврейского машиах - помазанник - помазанника Божия. Обряд помазания елеем освященным маслом оливы означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула. Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида преемника Саула, не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей.

В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа Христос - греческое значение слова помазанник, иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано вышеупомянутым Маймонидом, сформулировавшим 13 принципов веры в существование Бога в его единство в его бесплотность в его бесконечность в богообщение посредством молитвы в пророков как выразителей воли Бога в превосходство Моисея над другими пророками в откровение Закона Торы Моисею на горе Синай в нерушимость Закона в Божественное провидение и справедливость в приход Мессии в воскресение мертвых в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Иудаизм

В Ветхом завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д. Меня заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими проповедовалась,… Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция приписывает ему… Авраам назвал этого Бога Элохим буквально Бог Высочайший, Бог Всемогущий. Возникновение монотеистических представлений…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этническая картина современного иудаизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Генезис иудаизма основные периоды его развития
Генезис иудаизма основные периоды его развития. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма.

Религиозная практика иудаизма
Религиозная практика иудаизма. В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение тамид. В

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги