рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства научное масонство

Работа сделанна в 1996 году

Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства научное масонство - Реферат, раздел Религия, - 1996 год - Масонство в России Поиски Высших Степеней И Победа Розенкрейцерства Научное Масонство. Из Сказан...

Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства научное масонство. Из сказанного выше вытекает, что масонская деятельность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила, хотя и беспорядочный, но очень оживлнный характер. Шатания братьев из стороны в сторону, неожиданные переходы от одной системы к другой от Строгого Наблюдения к английскому масонству, от Елагина к Циннендорфу, далее от шведско-берлинской системы к шведскому тамплиерству и, наконец, от шведской системы к розенкрейцерству вс это свидетельствует о том, что в русском масонстве стали проявляться какие-то новые лихорадочно-беспорядочные искания, что русское общество стало предъявлять к масонству новые требования и жадно искать в нм ответов на пробудившиеся вопросы.

Уже шведско-берлинская система, в противоположность английской, дала некоторое удовлетворение масонам, искавшим истины. Но тем не менее Рейхелевское масонство скоро разочаровало большинство братьев, и причина этого явления легко может быть разгадана Новиков указывает на не, говоря привязанность всех к сему масонству умножилась, а барон Рейхель больше четырх или пяти, не помню, градусов не давал, отговариваясь тем, что у него нет больше позволения, а должно искать.

Здесь, в этих словах, вся история дальнейшего развития масонства в России ясно, что нравственные преподаяния масонства первых трх степеней перестали удовлетворять русских братьев- воспитанные вольтерианством умы требовали иной пищи, сообразно с пробудившейся жаждой просвещения, но пища эта должна была иметь противоположный вольтерианству, не скептический, а непременно религиозно- идеалистический характер, не разрушая, а укрепляя и разумно обосновывая врожднные начала нравственности и религиозности.

Так как вольтерианство опиралось на западно-европейскую науку, то и борьба против - 11 - него необходимо нуждалась в том же оружии, выходившим за пределы бледного масонско-христианского нравоучения.

Такая именно наука сделалась насущнейшей потребностью русской интеллигенции и, при слабом развитии критической мысли, должна была привести в конце концов к страстному увлечению масонской мистикой и натурфилософией. На этой почве, действительно, и сошлись лучшие русские масоны всех, даже враждебных друг другу систем. Теперь перейдм к описанию внешнего процесса наших масонских исканий в конце 70-х и в начале 80-х годов. Мы относим сюда время увлечения русских масонов шведским тамплиерством, хотя и считаем начало третьего и последнего периода интенсивной жизни русского масонства XVIII века лишь с 1781 года потому, что чувство неудовлетворнности этой системой было главной причиной введения у нас розенкрейцерства и наиболее ярким показателем того, в какую сторону были направлены стремления русских братьев.

Итак, желание проникнуть в тайны высших степеней, не получившее удовлетворения в Рейхелевском масонстве, навело русских братьев на мысль обратиться за новыми градусами к западно-европейским источникам.

Принадлежа ранее к шведско-берлинскому масонству, они естественно подумали о Швеции. Таким образом в 1778 г. был основан в Петербурге Капитуль Феникса, известный под именем Великой Национальной ложи шведской системы. Став таким образом в тесную зависимость от Швеции, русские масоны думали, что наконец получат оттуда высшие орденские познания, но скоро им пришлось в этом жестоко разочароваться. С этого момента кончается доминирующее значение Петербурга в истории русского масонства первенствующая роль теперь переходит к московским ложам, в которых сосредоточились лучшие русские интеллигентные силы. Среди лидеров московского масонства главное место занимал бывший сотрудник Рейхеля князь Н.Н.Трубецкой, мастер ложи Озириса, не примкнувший к союзу Елагина и Рейхеля.

Вообще московские ложи сильно страдали от отсутствия стройной организации и единства, и развитие здесь масонства шло по сравнению с Петербургом очень туго до тех пор, пока во главе его не стали главные деятели московского братства - Новиков и Шварц, приехавшие в Москву в 1779 году. Они дали мощный толчок быстрому развитию масонства во всей России, положив начало самому блестящему периоду его существования, связанному с введением розенкрейцерства.

Между тем дела масонские шли в Москве плохо главная из лож, князя Трубецкого, весьма умалилась и члены отставали, поэтому наиболее ревностные масонские братья учредили своеобразную ложу Гармония, состоявшую из малого числа членов ложи. В е состав вошли Н.Н.Трубецкой, Новиков, М.М.Херасков, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и другие.

Допущен был в эту ложу и Шварц. Он вскоре отправился в Курляндию для того, чтобы найти истинные - 12 - акты. Приехав в Курляндию в 1781 г. Шварц получил от мастера Курляндской ложи два письма, которые решили дальнейшую судьбу русского масонства. Таким образом Шварц стал главой русского розенкрейцерства. Таким образом, со времени возвращения Шварца из-за границы нач.1782 г. и до его смерти нач. 1784 московские масоны приняли двоякую организацию во- первых, высший рыцарский градус строгого наблюдения, члены которого, сосредоточившиеся в двух капитулах-Трубецкого и Татищева, управляли собственно масонскими ложами, им подведомственными, и, во-вторых, розенкрейцерство, во главе которого стал Шварц. За временное принятие рыцарского градуса московские масоны были вознаграждены получением Теоретического градуса Соломоновых наук, содержавшего, кроме ритуалов теоретической степени, основные начала розенкрейцерской науки, которой они так страстно добивались.

В половине 1782 года состоялся общемасонский конвент в Вильгельмсбаде, на котором система Строгого Наблюдения была резко преобразована путм отграничения от ордена тамплиеров.

Таким образом, рыцарство было формально разрушено и Россия получила признание 8-ой провинцией Строгого Наблюдения. Количество масонских лож, подчиннных московской префектуре, быстро увеличивалось. После смерти Шварца верховным предстоятелем розенкрейцерства был назначен барон Шрдер, который приехал в Москву около 1782 г. Но он не пользовался особенным влиянием в Москве и скоро разошлся с русскими розенкрейцерами из-за денежных расчтов.

В 1784 г. развитие розенкрейцерства несколько затормозилось объявлением силанумамолчания, последовавшим от высших орденских начальников. К 1785 году работы возобновились. Но судьбы розенкрейцерства близились к развязке. В 1786 г вероятно, вследствие каких-либо правительственных распоряжений, все масонские ложи, находившиеся под управлением московского братства, были закрыты. Правительственные гонения не помешали работам ни только розенкрейцеров, но и теоретического градуса братья продолжали собираться в тиши и даже пытались печатать орденские книги в тайной типографии.

Но уже в конце 1786 г. Шрдер сообщил, что с наступлением 1787 года все орденские собрания, переписки и сношения отменить. Но несмотря на это собрания продолжали проходить по четыре, пять раз в год, но постепенно число братьев таяло и в сущности в 1787 году с розенкрейцерством было покончено. И императрица оборвав своим ударом в самом конце нить развития розенкрейцерства, только способствовала неудачному его возрождению в начале XIX века, когда русское сознание опередило масонскую науку и в ложах искало иной современной пищи связь масонства с политическими движениями первой четверти нового века ясно указывает на пробуждение уже совершенно иных интересов 13 - использовавших орден, как форму, как прекрасную организационную школу, и влагавших в него новое, более глубокое общественное содержание. Таким образом и в розенкрейцерстве была положена в основу та же общемасонская нравоучительная сторона, ничем не отличающаяся от обыкновенного масонского стремления к нравственному самосовершенствованию, придававшего ему черты своего рода толстовства XVIII века. Но главной притягательной силой розенкрейцерства была его научная часть.

Масонам эта наука досталась через посредство одного из мудрых Соломона, который есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее. Они соединились и представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли сво начало от сооружения храма.

Сперва все масоны были философами, но затем мастера стали скрывать объяснения знаков и таинственных обрядов.

Истинная премудрость, нашедшая себе отражение во многих мистериях древности, учрежднных избранниками, в конце концов, таким образом, досталась розенкрейцерам, которых таинственные начальники и являются в настоящее время единственными е обладателями.

Их собратство держит себя сокровенно они находятся в некоторой части сего видимого мира, как в наружном раю, где они творят и исполняют великие и удивительные чудеса, потому что они обладают сокровищами рудного минерального царствия эти чудеса сохраняются для великого дела une grande oeuvre, которое откроется в сво время и час, что случится тогда, когда воздвигнется род, рожднный для части более очищенной или более возвышенной Божественного любомудрия.

Таким образом, познание высших тайн природы сводится у розенкрейцеров к сокровенным наукам- к магии конечно, божественной, а не какомагии, кабале и алхимии. Нам неизвестно, каких ступеней достигли русские братья в розенкрейцерстве и насколько пошли они в своих работах дальше теоретического градуса, но из показаний Новикова видно, что многие из них были приняты в орден.

Поэтому интересно будет познакомится с тем, что составляло предмет работ в высших степенях розенкрейцерства именно здесь раскрываются дикие нелепости и по ним можно судить о тех печальных результатах, к которым пришло русское масонское движение, вызванное живыми потребностями общественной мысли и запутавшееся в конце концов в дебрях магии и алхимии вследствие недостаточной подготовленности русского ума к восприятию истинной науки.

Познание природы сводилось в конечном счте к исканию философского камня, обращающего неблагородные металлы в золото, панацеи или всеобщего универсального врачества и к божественной магии, то есть к попыткам входить в сношения со светлыми духами, а познание Бога - к мистическим толкованиям Священного Писания. Не может - 14 - быть сомнения в том, что вся розенкрейцерская наука была в Западной Европе явным анахронизмом. Е дикие крайности и в России, конечно, не были явлением, благоприятно отражавшимся на нашем общественном развитии, так как отвлекали русский ум, ещ в суждениях зыбкий, от нормального пути к усвоению настоящей европейской культуры.

Но в русском розенкрейцерстве были и свои хорошие стороны, не прошедшие бесследно для истории нашей культуры и объясняющие, почему примкнули к этому движению лучшие интеллигентные силы России. Прежде всего важно, что это было первое у нас интеллигентное общественное течение, в первый раз сплотившее русских людей и направившее их в сторону служения общественным нуждам и интересам в формах широкой благотворительности и борьбы против вольтерианства, поколебавшего правильный ход нашей культуры.

Всем известна филантропическая деятельность русских масонов XVIII века, и не случайно, конечно, почвой, на которой она возникла, было розенкрейцерство именно розенкрейцеры открывали больницы и аптеки, создавали успехи русского просвещения, шли на помощь голодающей России своею братской любовью к человечеству.

Розенкрейцерство, бывшее на Западе явлением умственной отсталости, у нас было совершенной новостью, и впервые давало русскому обществу известное миросозерцание, какое это вопрос другой но важно, что оно было дано, что впервые, благодаря розенкрейцерству, была создана его необходимость. Это была первая философская система в России, которая, составляя определнное идеалистическое мировоззрение, сыграла немаловажную просветительную роль в XVIII веке успешно борясь с влиянием чуждого русскому духу вольтерианства, розенкрейцерство, несмотря на свои дикие крайности и смешные стороны, воспитывало, дисциплинировало русские умы, давало им впервые серьзную умственную пищу, приучало правда, помощью мистической теософии и масонской натурфилософии к постоянной, напряжнной и новой для них работе отвлечнной мысли.

Также, ещ одна сторона розенкрейцерства не только, конечно, переводы мистических книг, сделанных русскими масонами, но главным образом самостоятельные попытки масонского творчества и особенно рrьчи в собраниях братьев, несомненно внесла свою долю и в дело обогащения русского литературного языка.

Остатся сказать ещ несколько слов о судьбе Елагинских лож, которые, прекратив свои работы в 1784 году, в скором времени возобновили их снова. Хорошо осведомлнный Елагин, масонская деятельность которого заглохла, воспользовался более благоприятными обстоятельствами и по просьбе братий о соединении их попробовал возобновить цепь упражнений подчиннных ему лож. Собрав своих братьев в капитуле он прочл целый ряд бесед с целью ознакомить их с новыми основаниями будущих занятий в английских ложах.

Ненавидя розенкрейцерство и сочувствуя гонениям, предпринятым против него правительством, Елагин по духу является сам типичнейшим розенкрейцером 15 - Он узнал, что масонство есть древнейшая таинственная наука, святою премудростию называемая что она все прочие науки и художества в себе содержит. Да ведь это не что иное, как фантастическая история розенкрейцерской искры света, изложенную в сочинениях Шварца.

Далее, какие книги дали Елагину основу для его новых истинных познаний Он называет Ветхий и Новый завет, отцов церкви, древних философов, а затем мы встречаем имена Ермия Трисмегиста, алхимиков Веллинга и Роберта Флуктиба и т. д. Ведь это все любимейшие книги розенкрейцеров, к которым, очевидно, принадлежал и первый учитель Елагина. Программа задуманного Елагиным сочинения именно о том, что составляло содержание главного руководства розенкрейцеров - Теоретического градуса Соломоновых наук и других книг по ордену. Заимствуя от них, сам того не ведая, все свои тайны, Елагин в то же время с удивительной наивностью называет розенкрейцеров не свободными каменщиками, но фанатиками или пустосвятами- именно за то, что к разумению сего Божественного Писания не дают ключа они. Если бы он только знал, что ключ, которым он хотел с такой торжественностью открыть высшие тайны своим подчиннным, есть ключ от двери, ведущей в обитель братства злато-розового креста, столь ему ненавистного.

Так закончились искания Елагина, и в описанном им процессе мы находим лучшее доказательство того, что в розенкрейцерской науке, как и в нравственной философии масонства первых трх степеней, заключались элементы, отвечающие глубоким общественным потребностям века.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Масонство в России

В особенности это справедливо относительно масонства XVIII века, т.е. как раз того времени, когда оно играло значительную роль в ходе нашего… Наши архивы заключают в себе поэтому множество ритуалов всевозможных масонских… Нельзя и пожалеть и о том, что русскими исследователями совершенно не тронуты до сих пор иностранные масонские архивы,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства научное масонство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Первая половина царствования императрицы Екатерины II масонство нравоучительное
Первая половина царствования императрицы Екатерины II масонство нравоучительное. Кратковременное царствование Петра III , хотя и было весьма благоприятным для распространения масонства, не могло ещ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги