Принятие христианства в Киевской Руси

Принятие христианства в Киевской Руси. Российское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века. Племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее.

В начале своей исторической жизни они занимали только область р. Днепр с его притоками, область озера Ильмень с его реками, а также лежащие в промежутках между Днепром и Ильменем верховья Западной Двины и Волги. К числу русских племен, составлявших одну из ветвей великого Славянского племени, принадлежали поляне на среднем Днепре, древляне и дреговичи на реке Припять, радимичи на реке Сож, кривичи на верховьях Днепра, Волги и Западной Двины, словене на озере Ильмень.

Между этими племенами вначале было очень мало взаимных связей еще меньше близости к ним было у окраинных племен вятичей на реке Ока, тиверцев и уличей на реке Днестр и у Черного Моря и других. В это время начинается история первоначального Киевского государства, объединившего все мелкие племена вокруг одной столицы Киева. В период образования и развития национальной государственности Киевской Руси славянство вышло на европейскую и мировую арену. Славянские истоки доминируют в древнерусской религии.

Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть Язычеством. Язычество это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа, прошло определенную эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силы природы и в форме богов и различных духов.

Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т. д. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца Даждь-бога и бога Ветра Стрибога. На следующем этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень род является основой многих русских слов народ, родина, родник, урожай и т.д Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались также как Род. С этим культом связаны культы богини Мокоши хозяйки рога изобилия и Леды покровительницы весенней пробуждающей силы. С выделением семьи в культовой системе древних руссов значительной место занял семейный предок домовой охраняющий дом, его жителей и хозяйство. Далее в развитии языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон.

Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции.

В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского государства. Наследницей Древней Руси и следующим этапом в становлении Российского государства и является Киевская Русь, завершение формирования которой в качестве политического и культурного центра происходит при Владимире I Святославовиче 980-1015. Важнейшей вехой на пути становления Российского государства является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Крещение Руси явилось поворотным событие в истории нашего народа.

Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году. Русь приняла христианство от Византии, стоявшей на рубеже тысячелетий на вершине христианской цивилизации.

Тем самым Русь включилась в орбиту влияния центра мировой культуры, который в ту пору находился на Босфоре. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. Христианская православная Русь родилась не в одночасье крещение киевлян и последовавшее за ним обращение в христианство всей Русской земли имело свою предысторию.

Но то, что произошло в Киеве в 988 году, было подлинно глубинным переворотом, тектоническим сдвигом в отечественной истории, когда Русь обрела свое духовное лицо. История русской культуры начинается с Крещения Руси. Языческое время остается за порогом истории писал протоиерей Георгий Флоровский. Очевидно, в этих словах есть преувеличение. Можно высказаться более осторожно предыстория христианства на Руси была одновременно предысторией Русского государства и русской культуры.

Князь Владимир, княжеская семья и дружина, киевляне крещены были священниками-греками, но Славянская Русь, в отличие от германских народов, которые усваивали Евангелие на чужом, латинском, языке, воспринимала христианское просвещение в кирилло-мефодиевской редакции. Она получала священные, богослужебные и святоотеческие книги на родном языке, который тогда был одинаково понятен на Дунае и на Влтаве, на Висле и на Днестре. Тем органичней и естественней совершалось воцерковление нашего народа, тем глубже заронялись в сердца людей семена христианского благовестия, тем скорее Русь языческая преображалась в Русь православную.

Но утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями. Религия это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в жизни и т.д. С религиозными верованиями связаны также такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы.

Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта. Христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применять прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. 3.