Великая схизма и соборное движение

Великая схизма и соборное движение. Дальнейшему падению авторитета папства способствовала великая схизма раскол церкви в 1378 1417 гг. Воспользовавшись ослаблением Франции в Столетней войне, папа Григорий XI в 1377 г. вернул свою резиденцию из Авиньона в Рим. Однако после его смерти в 1378 г. коллегия кардиналов, состоявшая из французов и итальянцев, раскололась итальянские кардиналы выбрали папу итальянца, а французские кардиналы, утверждая, что эти выборы проведены с нарушением правил, француза.

Последний вскоре перебрался в Авиньон. Каждый из двух пап, доказывая, что именно он является законным, а другой узурпатором, стал рассылать письма епископам, аббатам, монархам, князьям, университетам с требованием поддержки. Вскоре вся Европа разделилась на враждующие партии. Чтобы положить конец схизме, было решено созвать собор с участием прелатов из всех стран Европы, профессоров университетов, теологов, юристов, представителей монархов. Такой собор состоялся в 1409 г. в Пизе. Он низложил обоих пап и избрал нового.

Но низложенные папы не признали решения собора. В результате раскол только углубился в Европе было теперь три папы. Неудача Пизанского собора способствовала оформлению в Западной Европе соборного движения. Его сторонники утверждали, что папа не является абсолютным главой христианского мира, не может он являться и непогрешимым. То, что касается всех, должно быть одобрено всеми, и лишь вся церковь в целом, представляемая Вселенским собором, непогрешима.

Соборное движение, однако, было неоднородным как по составу, так и по характеру выдвигаемых требований. Европейские монархи, от поддержки которых в основном и зависело признание того или иного папы законным, стремились, прежде всего, ограничить власть папства наднациональными церквями. Для кардиналов и римской курии падение авторитета папства предоставляло удобную возможность укрепить собственное положение в управлении церковью.

Более широкие круги духовенства и мирян возлагали на Вселенский собор надежду на осуществление глубоких реформ церкви, на которые папство, казалось, уже не было способно. В 1414 1418 гг наконец, удалось созвать такой собор в Констанце, который в 1417 г. избрал папу, получившего всеобщее признание. Констанцский собор принял решения о подчинении папы власти соборов и о регулярном их созыве.

Однако уже следующий собор в Базеле в 1431 1449 гг. фактически привел к новой схизме законному папе Евгению IV 1431 1447, недовольному дальнейшим наступлением на прерогативы Рима, был противопоставлен соборный папа. Евгений IV в свою очередь созвал свой собор, известный под именем Ферраро-Флорентийского 1438 1445. Перспектива возобновления схизмы не устраивала как многих иерархов церкви, так и светских государей. Последних вполне удовлетворили базельские постановления об ограничении власти папы над национальными церквями, в целом санкционированные Евгением IV. Эти постановления открывали путь к законодательному оформлению национальных церквей в ряде государств Западной Европы.

Вместе с тем, важной дипломатической победой Евгения IV стало