рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозная реформация в Европе

Религиозная реформация в Европе - раздел Религия, Религиозная Реформация В Европе План 1. Монашеские Движения Х Первой Половины...

Религиозная реформация в Европе План 1. Монашеские движения Х первой половины XI в. Идея церковной реформы. 2. Раскол церкви. 3. Грегорианская реформа. 4. Цистерцианский орден. 5. Ереси второй половины XII XIII в. 6. Нищенствующие ордена. 7. Авиньонское пленение пап. 8. Великая схизма и соборное движение. 9. Литература Сущность религиозной реформации в Европе Монашеские движения Х первой половины XI в. Идея церковной реформы.

В Х в. на фоне глубокого кризиса церковной жизни предпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатором обновления выступило монашество, в недрах которого оформились движения за реформу монастырей, подготовившие к середине XI в. и общецерковную реформу. Свою силу монашество черпало в широко распространившихся среди мирян ожиданиях конца света сначала в тысячелетнюю годовщину рождества, а затем и воскресения Христа.

Именно реформированное монашество становится во второй половине X XI в. наиболее авторитетной силой христианского мира. Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движений уже к середине Х в. приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. В отличие от других аббатств, Клюни с самого начала оказался вне сферы действия права частной церкви. Его основатель, герцог Аквитании, на вечные времена отказался от своих прав на монастырь, передав его под покровительство римского папы, что обеспечивало и независимость от епископа.

Освобождение монашества от влияния извне, будь то со стороны епископа или светского сеньора, стало основой клюнийской программы реформы. Это не означало, что клюнийцы добивались отмены права частной церкви. Напротив, они сами пользовались этим правом для осуществления реформы монастырей, получая их в дар во спасение души, покупая или вступая с сеньором в совместное владение. Клюнийцы направляли свои усилия, прежде всего на устранение тех очевидных нарушений бенедиктинского устава, которые были вызваны обмирщением монастырей в конце IX Х в. Неслучайно для своих одеяний клюнийцы избрали черный цвет, символизировавший отказ от всего мирского.

Основной задачей монашества представлялась молитва за мирян перед Богом, соединение с ним в молитвенном созерцании. Месса в Клюни в течение дня не прекращалась ни на секунду и отличалась особенной торжественностью. Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, главой которого являлся непосредственно аббат Клюни, а основой монашеской жизни клюнийский обычай, дополнявший устав св. Бенедикта.

Клюни подчинялись сотни монастырей по всей Европе. Особую роль сыграли клюнийцы в христианских государствах Испании, где они содействовали вытеснению мосарабских богослужебных традиций римскими и утверждению авторитета папы. Клюнийское объединение не ограничивалось сферой политических интересов того или иного сеньора, как, скажем, объединение монастырей Каролингской империи вокруг правящей династии.

Клюнийские монастыри были выведены из под власти местных епископов. Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему клюнийской церкви. Свободные от власти сеньоров и епископов клюнийские монастыри образовывали своего рода суверенное монашеское государство, главу которого современники нередко называли королем. В Х начале XI в. попытки реформировать монашество предпринимаются и в германской империи.

Но если клюнийское движение развивалось снизу, по инициативе отдельных подвижников из числа самих монахов, то в Германии главным поборником реформы выступал император. Так, например, Генриха III 1039-1056, а не какого-либо аббата, современники называли правителем монахов. Реформаторские устремления германских императоров были направлены на укрепление системы имперской церкви. Продолжая традиции Каролингов и рассматривая свою власть как сакральную, императоры претендовали на роль защитников церкви и истинного благочестия.

Бороться со всевозможными церковными нестроениями, по их мнению, входило в обязанности помазанника Божьего. Именно эти соображения побудили Генриха III и его окружение выступить с идеей церковной реформы, выходящей за пределы одного лишь монашества. Оздоровление церкви Генрих III решил начать с Рима, положив конец власти римской аристократии над Апостольским Престолом. В 1046 г. он низложил сразу трех пап, избранных различными группировками римского духовенства и нобилей.

После чего сам назначил папой немецкого епископа, сторонника реформы. Период с 1046 по 1058 г. называют эпохой немецкого папства. В эти годы римскую церковь возглавляли папы немецкого происхождения, опиравшиеся в деле реформы церкви на императора. Целью реформы было в первую очередь запрещение симонии и браков среди клириков, объявленных ересью. Именно в середине XI в. в западной церкви в целом утверждается обет безбрачия целибат для клира.

Целибат обеспечивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту экономического могущества церкви в последующие столетия. Контакты папства с епископствами и монастырями Западной Европы упрочились и стали более интенсивными. Началось создание и особых механизмов осуществления папской власти над церковью. Эти усилия связаны в первую очередь с понтификатом Льва IX 1049 1054. Лев IX провел реорганизацию папской канцелярии, которая вскоре получила название римской курии.

Наряду со значительным штатом писцов и нотариев, позволявшим папству вести обширную переписку, в нее вошли ближайшие советники Льва IX из числа реформаторов церкви. Эти советники образовали коллегию кардиналов. Кардиналами ранее называли римских клириков, а также епископов семи ближайших к Риму кафедр в их обязанности входило главным образом участие в папском богослужении. Однако теперь Лев IX рассматривал кардиналов как опору папства в управлении церковью и проведении реформы.

В коллегию кардиналов вошли клирики из разных стран, олицетворяя, таким образом, универсальный вселенский характер папской власти. Раскол церкви. В 1054 г. произошел разрыв между папством и. восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей римско-католической и православной. В действительности, церкви на латинском Западе и греческом Востоке уже давно развивались обособленно, а затяжные схизмы, то есть расколы единой церкви, случались и ранее.

Во многом противостояние восточной и западной церквей определялось как различными представлениями о взаимоотношениях светской и духовной власти, так и соперничеством римского папы и константинопольского патриарха. Существенную роль в обострении взаимоотношений Рима и Константинополя играли политические факторы такие, как возрождение Римской империи на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI в. Вместе с тем, между латинской и греческой церквями к середине XI в. накопились и значительные различия в толковании христианского вероучения. По-видимому, еще в борьбе с варварами-арианами, отстаивая полное равенство Христа Богу Отцу, на западе к никейскому символу веры стали добавлять filioque лат. и от Сына, утверждая, таким образом, исхождение Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Сына. В конце VIII в. по инициативе Карла Великого это добавление было принято во франкской империи, а в начале XI в. утверждено папством.

В первой половине XI в. на Западе окончательно оформилось учение о пресуществлении, то есть о способе пребывания тела и крови Христа в хлебе и вине, используемом в таинстве евхаристии.

Если на Востоке полагали, что тело и кровь присутствуют в хлебе и вине лишь духовно, то на Западе укрепилось мнение, согласно которому при отправлении таинства хлеб и вино превращаются в подлинные кровь и плоть Спасителя, которые верующие, по словам одного из теологов, буквально пережевывают зубами. На основании учения о пресуществлении в XIII в. было обосновано и различие между причастием мирян и духовенства, также углубившее догматические противоречия, разделявшие католическую и православную церковь.

Если в хлебе и вине присутствует подлинная кровь и плоть Христа, иными словами сам Христос, то и в хлебе отдельно и в вине отдельно наличествует весь Спаситель сразу. Католические теологи сочли, поэтому возможным причащать мирян одним хлебом, священников же по-прежнему хлебом и вином. К этим противоречиям добавилось впоследствии и расхождение в представлениях о загробном мире. Основываясь на Священном Писании, греческие богословы продолжали представлять потусторонний мир двухчастным состоящим из Рая и Ада. Однако еще в раннем средневековье у некоторых латинских авторов упоминалось об очистительном огне, временном испытании, очищающем душу, не завершившую при жизни покаяния, перед вступлением ее в Рай. В начале XIII в. папство утвердило догмат о чистилище как особом, третьем отсеке загробного мира. Принимая догмат, папство старалось усилить влияние католического клира в обществе, утвердить идею о спасительной роли церкви, способной молитвами избавлять души усопших от страданий в чистилище.

Несмотря на углубление теологических расхождений, современники не воспринимали раскол 1054 г. как окончательный.

Схизма стала реальностью лишь после разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 г. Папа Иннокентий III 1198-1216 признавал, что после бесчинств в константинопольских церквях греки видят в латинянах лишь творения порока и тьмы и справедливо сторонятся их будто псов. Вместе с тем, попытки заключения унии между католической и православной церквями предпринимались и позднее.

Такие унии, фактически подчинявшие папе церковь ослабевшей Византийской империи, были подписаны на II Лионском 1274 и Ферраро-Флорентийском соборах 1439. Однако в целом они были впоследствии отвергнуты православной церковью, получив признание лишь в ряде так называемых униатских церквей Восточной Европы.

Грегорианская реформа

Однако полностью исключить церковь из системы вассально-ленных отношен... Светские сеньоры сохраняли право инвеституры лишь применительно к свет... Сеньору дозволялось осуществлять патронат покровительство над основанн... Декреталий составили важнейший раздел канонического права и во многом ... основывалось на вере, что именно римский епископ, имеющий ключи от цар...

Цистерцианский орден

Движение регулярных каноников в XII в. Орденские статуты при этом дополняли и комментировали монашеский устав. Конверсы, или бородатые братья в отличие от монахов, которым надлежало... происходит размежевание регулярных каноников с монашеством. Поэтому их и стали называть августинцами.

Ереси второй половины XII XIII в

в истории Западной Европы в связи с глубокими переменами в массовом ре... Нищенствующие ордена воплощали новые воззрения на монашескую аскезу, о... стремление во всем следовать примеру апостолов Христа, несших его учен... Она базировалась на опыте катаров и вальденсов. Проповедник не ждал, к... Краеугольным камнем учения Франциска была госпожа бедность, понимаемая...

Авиньонское пленение пап

К концу XIII в. Избранный на папский престол французский епископ, опасаясь оппозиции и... В Авиньоне папы впервые смогли создать постоянно действующее и эффекти... Ее выразителями стали сторонники империи, Уильям Оккам, Марсилий Падуа... В Англии большой популярностью пользовались воззрения Джона Виклифа, с...

Великая схизма и соборное движение

Великая схизма и соборное движение. Каждый из двух пап, доказывая, что именно он является законным, а друг... Такой собор состоялся в 1409 г. в Пизе. Его сторонники утверждали, что папа не является абсолютным главой хрис...

заключение на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 г. унии с греческой церковью. В Византии надеялись посредством унии получить помощь в борьбе с турками. Признание же православной церковью верховенства папы упрочило позиции Рима в самой Западной Европе.

В результате Базельский собор потерял поддержку как большинства в церкви, так и многих светских монархов. Соборное движение, таким образом, потерпело поражение, а единовластие папы в церкви было восстановлено. Вместе с тем, Риму так и не удалось вернуть себе прежнюю власть над церквями в Англии, Франции, Испании, ряде немецких княжеств. Обособленный статус приобрела церковь в Чехии. Констанцский собор признал еретическими учения Виклифа и его последователя Яна Гуса. Вызванного на собор Яна Гуса осудили и сожгли 1415. Однако его имя стадо знаменем мощного социального и национального движения, охватившего с 1419 г. Чешское королевство.

Все попытки императора, папы и князей разгромить гусизм потерпели поражение. Только в 1433 г. на Базельском соборе церковь вынуждена была пойти на компромисс с умеренным крылом гуситов чашниками. Кризис завершился с разгромом чашниками радикальных последователей Гуса таборитов в 1434 г. Базельскими соглашениями санкционировалось появление в центре Европы национальной чешской церкви, в которой в отличие от римской разрешалось причащение под обоими видами т.е. хлебом и вином.

Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на укреплении своей власти в Риме и патримонии св. Петра, фактически отказываясь от прежних притязаний на универсальное господство По своему образу жизни и миросозерцанию папы этой эпохи более соответствовали типу ренессансного итальянского князя, лишь номинально сохранив титул викария Христа.

Они привлекали в Рим многих прославленных художников и гуманистов, инициировали пышное строительство церквей и общественных зданий, собирали древности. Вместе с тем, отказ папства от проведения реформ церкви, светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы многих наместников Христа вызвали растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные условия для распространения идей Реформации, в XVI в. приведшей к отпадению от Рима части Германии, отдельных кантонов Швейцарской конфедерации, Англии и Скандинавии.

Литература 1. Ле Гофф, Жак Цивилизация средневекового Запада Москва 1992 г. 2. Средневековая Европа глазами современников и историков Москва.

– Конец работы –

Используемые теги: Религиозная, реформация, Европе0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозная реформация в Европе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации
Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но ине только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта культуры - гуманиста.… Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации -… Европа к началу XVII века со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это никак не могли…

ФОНДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Органы управления и надзора за религиозными учреждениями разных вероисповеданий
На сайте allrefs.net читайте: "ФОНДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Органы управления и надзора за религиозными учреждениями разных вероисповеданий"

Природно-климатические условия Восточной Европы. НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО IX ВЕКА
ГЛАВА I... НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН... ДО IX ВЕКА...

Реформация в Европе
Актуальность.Реформация латинское преобразование - общепринятое обозначение общественно - религиозного движения начала 16в охватившего почти всю… Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип… Кроме того религия по-прежнему занимает значительное место в нашей жизни, а вместе с развитием общества неизбежными…

Экономическое развитие стран Западной Европы в период феодализма и капитализма
На экономическое развитие западноевропейских стран периода разложения феодализма и зарождения капитализма решающее влияние оказали: … Для развития новых отношений необходимы были разнообразные ресурсы: людские,… Резкий скачок цен произошел в первую очередь на сельскохозяйственные продукты и предметы первой необходимости.Выиграли…

Причины возникновения и распространения фашистской идеологии и неофашизма в Европе и России.
Поэтому целью моего исследования будет изучение причин возникновения и распространения фашистской идеологии, фашизма и неофашизма в Европе и как… Она была написана в период экономического кризиса в Германии (1930 – 1933) и… Анализируется государственно-политическая практика и созданный фашизмом специфический механизм власти.Особое внимание…

Политическая карта Европы
Войска Александра захватывали в основном большие города, военные опорные пунк¬ты, дороги, не очень затрагивая глубинку», имевшую чрезвычайно большие… Самым большим из них было Сирийское царство, в котором после прав¬ления… Вторым крупным эллинистическим государством был Египет, доставший¬ся по наследству другому полководцу Александра —…

Литература Западной Европы XVII века
Феодально-католическая реакция торжествует в Италии свою победу. Страна как бы обратилась вспять, и даже укрепившаяся было буржуазия оставляет свои… Примерно такое же превращение претерпела и Германия, на экономическую,… Приток золота из Америки прекратился, а между тем внутренняя хозяйственная жизнь в стране, ее собственное производство…

Значение А.А. Иванова в религиозной живописи
Религия, по существу своему, как целостное жизненное состояние, обращается и к человеку в его полном объеме и содержании.В соответствии с этим и… В этом смысле искусство религиозное является идейным no-преимуществу. Вот… Внутреннее богатство религиозных идей вообще изумительно, но далеко не все они представляют удобный материал для…

Средневековая культура Западной Европы
Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь… Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было… Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Художественная культура стран западной Европы времен средневековья Необходимость предельной экономии места в сочетании со стремлением к грандиозности во многом определяли конструкцию и формы готических… Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в… Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе и в других городах. При помощи…
  • Искусство Западной Европы В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками колодцами. Более удачной… Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья,… В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч "эклектикос" - "выбирающий") –…
  • Регионы Европы Интеграция в регионах Европы. Совместные позиции по основным проблемам интеграции. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС Политические задачи.… В Европе он имеет достаточно заметный генетический фон и как явление… Так же я бы хотела проанализировать связь внутри регионов Европы и межрегиональное экономическое сотрудничество.…
  • Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2 МВ Так, например, ст. 16 Устава Лиги говорит о международных санкциях против нападающей стороны, но не дает самого определения нападающей стороны.В… Исходя из этих соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду… По постановлению генеральной комиссии конференции была образована под председательством греческого делегата известного…
  • Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений… Не соблюдаются обязательные юридические процедуры, без которых подписанные… Драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что СНГ оказалось во многом искусственной формой государственного…