Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р Е Ф Е Р А Т на тему Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом Выполнил аспирант Кузин А.В. Проверил проф к.п.н. Левченко Г.Г. Донецк 1997 ВВЕДЕНИЕ 1. З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ 1. Коперниковский переворот замыслы и итоги. 2. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа 3. Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА 1. Случай и суеверие. Невроз и религия 2.2 Происхождение религии 3. Табу как форма социальной регуляции 4. Теория атеизма ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Направление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину.

Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженное идеологическое звучание. Проблема религии занимает особое место в социальной философии психоанализа.

Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях общепсихологического и социально-философского характера.

Определив религию как проецированную во внешней мир психологию, Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубоких истоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить превратить метафизику в метапсихологию, т.е. свести учение о сверхчувственной реальности к общей теории человеческой психики.

Фрейд считал, что религия - это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичных природных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий и ритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людям приспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего существования.

Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Ему удалось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верующего, а именно символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей. Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепции Фрейда был ее полный антиисторизм. Она покоилась на сложной цепи историко-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание граней между нормой и патологией, психологическим и социальным.

Полагая, что основное ядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблять психику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка. Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное и противоречивое явление. Собственно здесь и сталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позицией ученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблем и методами их решения, между субъективными намерениями и объективным результатом его исследовательских усилий. 1.

З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ

З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ 1.

Коперниковский переворот замыслы и итоги

Коперниковский переворот замыслы и итоги. Шерозия это означало попытку найти особую форму модификации человеческ... Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найти нуж... Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, в которой... 2.

Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа

Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучн... он поступил на медицинский факультет Венского университета и через вос... Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средств... Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деяте... они отнеслись к нему безразлично или отрицательно.

Учение о бессознательном. Эволюция взглядов З. Фрейда

Эволюция взглядов З. Сознание, писал Фрейд, локализуется в мозговой коре. К первой относятся все психические акты, присущие в нашем сознании и в... Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека сущес... .

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Случай и суеверие. Невроз и религия Постулировав детерминированность любых психических фе... За полвека до него Фейербах в Лекции о сущности религии писал, что пре... Сопоставляя рутуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что ле... 2.2.

Происхождение религии

Размывание границ между индивидуальным и общественным, психологическим... Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точ... В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена и... И это утверждение не было для основателя психоанализа простой метафоро... Оно постоянно дает о себе знать, проявляясь во множестве замаскированн...

Табу как форма социальной регуляции

Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 веке английским море... Позднее аналогичные формы социального регулирования были открыты у мно... Сильное желание нарушить его остается в бессознательном. Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. И тем и другим присущ немотивированность - их происхождение неизвестно...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.

Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности, Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда.

Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения. Попова М.А. Фрейдизм и религия М. Наука, 1985 200 с. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру М. Философия, 1985 175 с.