Цвет и свет

Цвет и свет. Характерным качеством именно псковской школы является особое отношение к разработке системы пробелов - светов.

Здесь почти нет тех полутоновых нежных высветлений, какие мы находим в Московской школе, нет здесь и праздничной яркости Новгорода. Пробела в Псковской иконописи можно скорее назвать аскетичными. Особое внимание псковичи уделяли решению проблемы соотнесения цвета и света. Логически следуя собственной, не похожей на другие, колористической концепции они добивались исключительных результатов.

Общий колорит живописи всегда напряженный, обязательно очень строгий, не допускающий ни малейшего нарядного развлекающего оттенка1 требовал особого подхода. В свете приведенного выше детального анализа колористических принципов псковичей это совсем не кажется удивительным. Если им так была важна чистота, звучность и глубина цвета, более чем очевидно, что они не хотели его заглушать белилами.

Следуя этому принципу света накладывали очень экономно и продуманно. Свет вспыхивает на иконе очень небольшими по площади но ослепительно белыми вспышками, не смешиваясь с материей, но создавая впечатление моментальности, молниеносности происходящего. Пробела мало похожи на земной свет. Их наличие соответствует скорее некоторой печати Божественного на земной материи. Большие локальные пятна в иконе не дробятся светом, но помечаются его мимолетными вспышками.

Большие формы не разрушаются, но оказываются составленными из определенного числа маленьких.