Возникновение и распространение монашества в III - V веках

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ БОГОСЛОВСКО ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 218 ГРУППА ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ СОЧИНЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА В III - V ВЕКАХ АВТОР КРАМАРЕНКО Ю.Я. МОСКВА 2002 План сочинения 1. О МОНАШЕСТВЕ2. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ПРООБРАЗЫ МОНАШЕСТВА 1. УПОМИНАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МОНАШЕСКИМ ДЕЛАНИЕМ2. ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ 3. причины возникновения МОнашества3.1. исторические корни монашества3.2. фАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСТВА4. вОЗНИКНОВЕНИЕ МОНАШЕСТВА1. ПРЕДВЕСТНИКИ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ 4.2. ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, ОСНОВАТЕЛЬ МОНАШЕСТВА 3. УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ МОНАШЕСКОГО ПАХОМИЕМ ВЕЛИКИМ 5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА1. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА НА ВОСТОКЕ 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА НА ЗАПАДЕ 6. Выводы Список литературы Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией Свт. Иоанн Тобольский 1. О МОНАШЕСТВЕ Для более полного понимания сути монашеской жизни, а, следовательно, и причин его возникновения, приведем некоторые суждения, высказанные по поводу монашества рядом авторов АвторО монашествеИсторик V века СозоменЛюбомудрие называет так монашество самое полезное дело, низшедшее от Бога к человекам.Св. Нил СинайскийПуть к добродетели бегство от мира путь благий и краткий.

Св. Антоний ВеликийКто хочет спастись в мироотреченном образе, пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни. Св. Серафим СаровскийМы избегаем не людей, которые одного с нами естества и носят одно и тоже имя Христово, но пороков их, ими творимых, как и великому Арсению сказано было бегай людей и спасешься. Епископ Варнава БеляевМонашество церковный институт, построенный на отречении личности от брачного пути, своей воли и имущества ради Бога. Протоиерей Валентин СвенцицкийМонашество несокрушимая твердыня христианства.

Это отречение от мира и отречение от своей воли, борьба со страстями. Протоиерей Валентин Свенцицкий 2 указывает, что монашество думает о своем спасении не из эгоистических побуждений, а по любви к Богу. Душа человеческая принадлежит творцу, и подвижник хочет отдать ее Богу в достойном состоянии.

Автор приводит гениальный по простоте пример для понимания сказанного Представь себе послушного сына, который по настоящему любит своего отца. Ему хочется хорошо учиться, потому что так хочет любимый отец, и успехи в учении будут ему приятны.

Он не думает о личной пользе от учения.

Он боится огорчить отца леностью и всеми силами стремится достигнуть наибольших успехов, чтобы доставить радость отцу. Вот именно такой учащийся сын каждый монах. Это не эгоистическое самоспасение, а это самоотверженное учение.

Подвиг монаха полон любви к Богу, желания угодить Ему, порадовать своим исправлением, отдать на это все свои силы, чтобы по возможности успешно окончить курс 2. Итак, христианин монах должен отречься не только от мира и от мирских привязанностей, но и от своей воли, поскольку она, воля человеческая, стремится противопоставить себя воле Божией. Христианин монах должен смириться перед Господом и преодолеть в себе всяческое самоутверждение и гордыню. 2.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ПРООБРАЗЫ МОНАШЕСТВА

1, 35. По мнению протоиерея Валентина Свенцицкого уединенное место внешне бла... Мирской шум мешает извне. Но есть препятствия внутренние, как бы внутр... 2.2. Итак, монах отказывается от своей воли и вручает ее игумену и духовном...

ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ

Не хлебом одним будет жить человек, это Моисеево изречение о манне Вто... Итак, Господь Бог промыслительно не только предупреждает нас смертных,... секты 1. 7. Убегайте широких и просторных путей утехи там гибельны, удовольствия с...

ПРЕДВЕСТНИКИ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ

ПРЕДВЕСТНИКИ МОНАШЕСКОГО ЖИТИЯ. Так, Е.И. Анахорет отшельник, удалившийся в пустыню для молитвы, поста и упражне... Одного из таких замечательных подвижников св. Отшельничество же может назваться красильнею для тех, которые очистили...

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ МОНАШЕСКОГО ПАХОМИЕМ ВЕЛИКИМ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕЖИТИЯ МОНАШЕСКОГО ПАХОМИЕМ ВЕЛИКИМ. Основа всего полагалась в верности установленным правилам до мелочей п... Это была общая жизнь, общий подвиг, во взаимных заботах, где ничего не... Главными требованиями их устава были целомудрие, смирение, отречение о... Тальберг уточняет, что сам преп.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА НА ВОСТОКЕ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА НА ВОСТОКЕ. Из подвижников V в. Исидор, человек богословски и философски образованный, удалившись в ег... Он положил начало новому роду подвижничества столпничеству. Евфимий, основатель палестинской лавры, за свои подвиги получил дар чу...

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОНАШЕСТВА НА ЗАПАДЕ

Одним из главных носителей идеалов христианского целомудрия на Западе ... Именно ему принадлежит основная заслуга подготовки почвы для произраст... Родился в Нурсии, образование получил в Риме, жил как пустынник в Суби... Необходимо отметить, что одной из отличительных черт западного монашес... 191.

Выводы 1. Цель иночества, как нравственной силы, спасение не только самих себя но и именно спасение всего мира. Свет монахам Ангелы, а свет для всех мирских монахи и монашеское житие, говорит преподобный Иоанн Лествичник 6, с. 604. 2. Христианин монах должен отречься не только от мира и от мирских привязанностей, но и от своей воли, поскольку она, воля человеческая, стремится противопоставить себя воле Божией.

Христианин монах должен смириться перед Господом и преодолеть в себе всяческое самоутверждение и гордыню. 3. Монах отказывается от своей воли и вручает ее игумену и духовному своему отцу. Он распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желание, чувства все отдается в послушание. Послушание это не согласие с авторитетным мнением и не подчинение из принципа, послушание это внутренний отказ от всякого самостоятельного действия.

Отказ не потому, что надо слушаться, хотя и не согласен, а потому, что не может быть никакого несогласия, ибо я ничего не знаю, а все знает, что мне надлежит делать, духовный мой отец. 4. Господь Бог промыслительно не только предупреждает нас смертных, что удаляясь умом или физически от мирских дел в пустыню мы должны быть готовы и прежде всего те, кто принимает на себя монашеские обеты к тому, что дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями типа пресыщения любостяжания тщеславия но и по любви Своей к роду человеческому показывает нам, как бороться с этими искушениями, объясняет нам, что наша реакция на вражеские прелести должна основывается на четком осознании того, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа Втор. 8, 3 Господа Бога твоего бойся и Ему одному служи Втор. 10, 20 не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе Втор. 6, 16. 5. Только в христианстве со всей определенностью указанно безмерно высокое предназначение человека и, как замечает А.И. Сидоров, только здесь нравственные заповеди не заключены в такие строго определенные формы, достигнув которых человеку ничего не оставалось бы больше делать 14, с. 28. 6. Двумя доминирующими факторами, повлиявшими на возникновение монашества явились проникновение в Церковь многочисленных заблуждений и, прежде всего, отравы арианства выражение протеста против начавшегося в Церкви сближения с миром и, как следствия, снижения высокого уровня духовности первых христиан. 7. Первообразом иноческой жизни является последний Ветхозаветный Пророк и Предтеча пришествия Христова Иоанн Креститель, а св. Павел Фивейский как анахорет, положивший начало монашескому образу жизни. 8. Отцом монашества является преподобный Антоний Великий, избравший путь уединенного подвига труден, который не всем может быть под силу, а для многих и являться опасным. 9. Опыт монашеского общежития привнесенный и распространенный преп. Пахомием Великим позволил его ученикам и последователям как бы начать возрождение в сердцах верующих образа жительства первохристианских общин У множества же верующих было одно сердце и одна душа и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов и каждому давалось то, в чем кто имел нужду Деян. 4, 32, 34, 35. 10. К V веку уже весь Восток был усеян множеством монастырей.

Главным центром восточного монашества стали горы Олимпийская и Афонская. 11. Одной из отличительных черт западного монашества от восточного было его активное участие в миссионерской деятельности.

Список литературы 1. Афанасий Калинкин, епископ.

Небо благословляет новые браки. 2. Валентин Свенцицкий, протоиерей.

Диалоги диалог седьмой

О МОНАШЕСТВЕ

О МОНАШЕСТВЕ . httpwww.zavet.rudialogi07.htm07 3. Варнава Беляев, епископ.

Основы искусства святости опыт изложения православной аскетики.

Том I. Нижний Новгород, Братство во имя святого князя Александра Невского, 1997. 4. Владимир Емеличев, священник. Монашеское делание. Москва, СП Квадрат, 1991. 5. Георгий Флоровский, протоиерей. Восточные Отцы V VIII веков. Репринт. Москва, Паломник, 1992. 6. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Москва, Лествица, 2002. 7. Иоанн Максимович, святитель, митрополит. Илиотрипион или сообразование человеческой воли с божественною волею.

Москва, Скит, 1993. 8. Кассиан Безобразов, епископ. Христос и первое христианское поколение. Москва, Изд-во ПСТБИ, Русский путь, 2001. 9. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. Том I, II. Москва, Паломникъ, 2000. 10. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. httpwww.krotov.orglibrminkkonzevich 11. Опарин А.А Молчанов С.Б. Краткий очерк по истории монашества. httpwww.nauka.bible.com.uanoah 12. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь.

Том I, II. Репринт. Москва, Возрождение, 1992. 13. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. Санкт Петербург, Братство Новомученика Архиепископа Иллариона Верейского, 2000. 14. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. Москва, Православный паломник, 1998. 15. Сидоров А.И. Древнее монашество в истории и литературных памятниках. httpwww.nauka.bible.com.ua 16. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви.

Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 17. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки. Сайт Библиотека православного христианина Благовещение, httpwww.wco.rubiblio. 18. Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя Василия Великого, 2000. 19. Тальберг Н. Д. История Церкви. httpwww.krotov.orgindex.htm.