рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Масонство ХХ века

Работа сделанна в 2000 году

Масонство ХХ века - Дипломная Работа, раздел Религия, - 2000 год - История масонства: попытка демифилогизации Масонство Хх Века. После 80 Лет Фактического Молчания Масонских Деятелей, В К...

Масонство ХХ века. После 80 лет фактического молчания масонских деятелей, в конце XIX столетия, предпринимается активная подготовка к возрождению российского ордена вольных каменщиков. Попытка возрождения масонства была ориентирована первоначально обосноваться на Западе, а затем, при помощи авторитета влиятельных лиц, легализовать масонство и в России.

Париж был наиболее подходящим в плане создания российской ложи. В 1887 г. при помощи активных участников возрождения масонства на Западе открывается русская ложа Космос. В нее вошли люди той эпохи профессор М.М. Ковалевский, которого вполголоса называли генералом на купеческих свадьбах 3 18 . Выдающийся ученый, способствовал открытию русской школы общественных наук в Париже.

Вслед за Космосом следует открытие другой ложи в Париже, в которой членами становятся В.А. Макланов, Е.В. де Роберти, писатели А.В. Амфитеатров, В.И. Немирович- Данченко. Благодаря тому, что русское масонство во Франции благополучно прижилось и даже пустило корни 3 22 , откладывать попытку легализации масонства в России больше было нельзя.

Время благоприятствовало этому. Почти сразу после I русской революции, немного погодя, когда страсти улягутся 2 133 из Парижа в Россию приезжает М.М. Ковалевский с директивой открыть масонские ложи. Дело обстояло в 1906 г. Таким образом, русское масонство XX в. возникает среди городского населения России, в начальный период индустриально-технической эпохи европейского континента. Мощный рост буржуазии, появление новых производственных отношений, явления, обусловленные механизированным прогрессом, новые изобретения изменившие мир - электричество, фотография, телефон, телеграф, автомобиль, пулемет и аэроплан - между 1880 - 1914 гг. с гигантской силой и неслыханными темпами меняли мир, в котором до этого жили русские со своим все еще крепостным строем и помещичьими порядками 10 167 . Все эти явления чувствовались в двух столицах, а затем и в провинциальных городах.

Возрождение масонства в России было вызвано 3 важнейшими событиями в жизни страны поражением русских в русско-японской войне, революцией 1905 г буйным ростом интеллигенции вопреки всем запретам и препонам 3 22 Этот рост шел, рука об руку не только с ростом буржуазии крупной и мелкой, которая, как и интеллигенция нажимала на все стороны русской жизни на запреты царя, на закрытие университетов, на торможение сессий Думы, на удушение мысли, на опоздание во всем, что касалось материального и умственного прогресса населения, и равенства его перед Западом.

Здесь мы говорим не о революционерах, но о противниках революций, вместе с тем жаждавших перемен, но только мирным путем.

К таким людям принадлежали М.М. Ковалевский 1857-1916 , И.И. Баженов, В.А. Макланов, Д.О. Бебутов. Вследствие того, что официальное учреждение масонства было разрешено, оно стало некой формой существования общественной мысли, которая до масонства попросту не была оформлена. Царский режим просто не допускал этого. Масонство становилось притягательным вследствие того, что его корни стали своеобразным центром общения людей, занятых единственной целью - реорганизовать существующий абсолютистский строй путем мирных реформ.

В столичных кругах масонство состояло в своем подавляющим большинстве из людей причастных к политике в основном из правых кадетов, которых нередко называли мирнообновленцами ратовавшими за мирное обновление страны. В своих воспоминаниях бывший масон Л.Н. Черман рассказывает, что в ложе числилось 16 человек, в основном кадеты, эсеры, меньшевики. Н.А. Бородин, А.А. Леонтьев, С.П. Швецов, И.И. Майко, Н.С. Чхеидзе Нам неоднократно внушали, что мы должны направлять через наших братьев, членов Думы, ход нашей жизни. В высших масонских властях преобладали кадеты.

Этот факт служит убедительным того, что масонство не было ни религиозно-этическим, ни философским, и революционным, а чисто политическим объединением. Об этом говорит масонский идеолог Дж. Уорд 18 324 . Реальная цель этого масонства - была политической. В русских ложах не играл той воинствующей роли, какую оно играло во Франции 3 21 . Атеисты в ложе были, но вопрос о религии их не разъединял.

По мнению М.А. Осоргина неверующий человек - ужасно любит всякие ритуалы и считает, что каждому человеку они необходимы они дают чувствовать общность, соборность, в них играют роль всякие священные предметы, в них красота и иерархия. Главное, что связывало братьев свобода и братство. На достижение этих идеалов братья устремляли все свои силы. Необходимо также помнить, что в эти самые годы вопрос об отделении церкви от государства поднимали только радикалы.

Либерально-настроенные люди считали этот вопрос несвоевременным. Параллельно в эти же годы 1905-1906 гг. в России оживилась деятельность маринистов , Папюса и Филиппа перебежчиков с Запада. Близком к мартинистам в русском обществе стояли филалеты. Свое происхождение, данное общество вело от оккультных кружков XVIII века, распространенных главным образом в Европе. Близкое отношение к мартинистам имела другая ложа Люцифер, возникшая около 1910 года. Известно, что в нее входили некоторые поэты-символисты Вяч. Иванов, Брюсов, Белый. Ложа не внушала особого доверия у общества и вследствие этого просуществовала недолго.

В это же самое время, в России стали писать о масонстве как о сатанинском ордене. Сторонники самодержавия и духовенства изображали его разрушителем православия, орудием сатаны 14 30 . Причиной такому обвинению со стороны властей служило распространение различных теософических обществ, имеющих своим главным занятием оккультные науки.

Вследствие того, что теософистское общество являлось официально запрещенным в обществе, а масонство по своей структуре было конспиративно, некоторые причисляли два этих общества, совершенно разных по содержанию как нечто одному целому. Теософическое общество было тесно связано с орденом Право человека который некоторые причисляли к масонскому. Он был создан путем слияния мелких кружков любителей-спиритуанистов, членами его состояли такие деятели теософии, как Е.П. Блаватская, А.Безант, Ч.В. Лидбитер, Дж. Кришнамурти.

Эти представители призывали объединяться нации, партии, религии, профсоюзы, экономические, спортивные и другие общества. Все должны стремиться к единству, жить одной жизнью 15 44 . Итак, ставилась задача духовного единства на основе некой новой универсальной религии, по которой понималась теософия. Мы видим, что ничего общего между масонскими принципами и теософской доктриной не было на самом деле. В 1907 году после выхода в свет книги Н.П. Васильева правда, о кадетах о масонстве все сразу заговорили.

Книга сообщала сведения о члене Государственной думы Е.И. Кедрине и о том, что многие ее члены представители Думской власти были связаны с масонством. Скоро стало известны и другие сведения о том, что пристанище масонской ложи в Государственной Думе оказалось Вольно-экономическое общество. То, что в это общество входили люди знатные, далеко не бедные, весьма зажиточные. В декларации масонов открыто признавалось связь масонов с финансово-промышленными кругами.

В ныне переживаемый человечеством капиталистический период развития очень многое зависит от финансовых кругов, а поэтому вполне обоснована связь масонских членов с финансовой верхушкой . 9 276 . Люди без состояния входить в масонскую организацию просто не имели право. Это объясняется тем, что согласно устава масонской ложи любой страны, все ее члены обязаны были делать взносы. Так, например, во Франции минимальный взнос равнялся 15 франкам.

Вот что пишет об этом ритуале Н. Берберова Сбор денег проходил на каждой сессии масонов. По рядам проносился мешок, в который клали монеты и бумажки. То, что собиралось, отсылалось в Верховный Совет, после того, как минимальная сумма отчислялась на текущие расходы 3 82 . В том случае, если кто-то не был в состоянии платить, то ему делалась временная уступка. В случае третьего напоминания о неуплате, происходила так называемая радиация или исключение, попросту вычеркивание имени из списков.

Радиация имела серьезные последствия для любого человека, состоявшего в масонской организации. Она уничтожала факт принадлежности человека к масонству. Именно такой же была радиация и в случае нарушения клятвы. Исключением из ложи могли быть награждены все, кто обладал болтливостью, строптивостью, те, кто подозревался в равнодушном отношении к тайнам масонства. Исходя из сказанного, можно добавить, что материальный вопрос никогда не стоял в острой форме перед масонским орденом, как в России, так и в других странах.

Так в России князь Д.О. Бебутов и граф Орлов, А.А. Давыдов отдавали братьям под храмы свои особняки и квартиры, а также большие материальные средства на их содержание. Число масонских лож в дореволюционные годы продолжает прогрессировать. Так 1909 год стал годом процветания трех лож Возрождение , Военной ложи и Феникса. В 1910 году была основана Малая медведица. В 1912 году в строжайшей тайне был создан Верховный Совет Народов России, который контролировал деятельность всех масонских лож в России.

Фактическое руководство этой ложей осуществляли Н.В. Некрасов, А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко и др что объясняет тесную связь указанных лиц во временном правительстве, известную общность их позиции, несмотря на принадлежность к разным политическим партиям. В 1914 году в Петрограде издана брошюра Идеология франкмасонства, благодаря этому изданию масонство открыто заявляет о своем существовании в России. В этом издании масонами предпринимается попытка подготовить правящие круги легализовать орден.

Авторами заявлялось о лояльном отношении к существующему строю. Масонство через данное издание попыталось развеять предрассудки и вместе с тем заявить о своем общественном влиянии. В декларации масонства говорилось ко всему прочему, что Франкмасонство - это сильное течение и границ ему нет. Здесь встречаются люди всех религий, и в настоящее время оно проникает и в Россию 6 370 . Власть представлялась им в конституционно-ограниченной форме монарха и, в общем, все принципы излагались на знакомом языке кадетов.

В 1915-1916 гг. открылась несколько новых лож в т.ч. Думская ложа. В это же самое время Верховный Совет Народов России поручает всем Мастерам на территории Российской империи составить список будущего правительства 3 31 . Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что масонство в России главным образом было охвачено политическими интересами в силу того, что превалирующая ее часть состояла из членов различных политических партий, в основном из кадетов.

Программа этой партии состояла в изменении в России существующего строя путем проведения демократических реформ. Кадеты были против революции, полагая, что любое обновление должно быть мирным 3 25 . Итак, в обеих столицах члены Думы профессора, дипломаты, члены Военно-промышленного комитета, члены Земского и Городского союза, адвокаты, военный, земцы, общественники созывали друг друга в основном все состояли в масонских ложах. Списки тех, кто в будущем будет управлять страной, были уже готовы. Все было известно.

В список входили известнейшие и влиятельнейшие люди страны И.И. Дмитрюков, П.Н. Игнатьев, граф П.А. Гейден. Н. Берберова представляет целый список мест различных организаций, где выдвинутые лица вышепредставленные всегда могут найти поддержку, получить помощь. Такими своеобразными обществами были Французское посольство в Петербурге Государственная дума Прогрессивный блок Союз Освобождения до 1905 г. Партии кадетов, октябристов, трудовиков народные социалисты Рабочая группа при Военно-промышленном комитете.

Идею военного заговора лелеял А. Гучков. Октябрист, родом из купеческой семьи, он имел за плечами довольно сложную биографию. Перечислим ее вкратце в молодости он воевал против англичан вернувшись на родину, стал директором Московского банка вошел в Государственную думу. Став председателем III Городской думы, неоднократно встречался с царем Николаем II, и докладывал ему о результатах своей деятельности.

К 1915-1916 гг. после неудач на фронте, Гучков пригласил в Военную ложу генералов Алексеева, Рузского, Крымова. В их намерения входило убрать Распутина и заставить царя отречься от престола. А возвести его брата - Михаила. 1917 год стал для русских масонов апогеем их деятельности. Планы менялись ими один за другим. Одновременно, в Петербурге и Москве, руководящие члены Верховного Совета обсуждали планы свержения автократии и замены ее более эффективным правительством, которое как полагали в Париже и в Лондоне способствовало более активному участию России в войне против Германии.

В то же самое время остановить революционное брожение в стране, которое угрожало развиться в революцию, не было никакой возможности. Так, как отмечает Н. Берберова в Петербурге на собраниях в квартире Горького, Орлова, Давыдова и других членов масонства возникает морской план дворцового переворота. В Москве масоны собирались у П.П. Ряпушинского, кусковой, Коноваловой 3 41-43 . Тем временем в феврале 1917 года свергнута династия Романовых, происходит буржуазно-демократическая революция.

После революции по всей стране возникают Советы рабочих. Солдатских и крестьянских депутатов. Между тем. Масонская организация стремилась воспользоваться временной неразберихой в стране. Создается Временное правительство. Несмотря на чрезвычайную активность масонских членов, ордену удается избежать повсеместного разглашения о своей причастности к чему-либо. В 1917 году Общество оставалось даже более засекреченным, чем до революции.

Так среди 10 членов Временного правительства, 9 были масонами 6 260 . Единственным, кто не входил в ряды братьев был П. Милюков, бывший лидер партии кадетов, первый министр иностранных дел во Временном правительстве. Более трезво оценивая события в ходе Февральской революции, Милюков обстоятельно и честно описал истинную картину положения дел в своих мемуарах, изданных в 1955 году в Нью-Йорке. Отмечая ведущую роль Керенского, Некрасова, Терещенко и Коновалова во Временном правительстве, что помимо всех своих существенных различий в характере, политической роли или в прошлых событиях, было нечто такое, что объединяло эту четверку. Под эти нечто подразумевались взаимные обстоятельства, исходящие из одного и того же источника 11 332 . Несколько позже станет всем ясно, что взаимные обстоятельства о которых говорил Милюков, так или иначе, относились к коллективному обязательству масонов, объединенных в Верховный Совет Народов России. Их клятвой было Хранить верность Великому Востоку Франции и ни при каких обстоятельства не бросать союзников 3 35 . Вот почему Керенский и его сподвижники дрались до последнего.

Керенский, Терещенко оставались верными своей клятве до конца.

И уже тогда, когда все рухнуло - октябрь победил и большевики взяли власть в свои руки, уцелевшая верхушка подалась кто куда одни на Север, другие - на Юг, третьи- на Восток. Все же надеясь вновь возвратиться с войсками и расправиться с социалистической революцией во главе с Лениным.

После установления Советской власти, русское масонство было вынуждено покинуть Родину. Дальнейшая жизнь остатков Верховного Совета Народов России, протекавшая в эмиграции, заслуживает меньшего внимания. Русское масонство начала ХХ века имело грандиозную деятельность в России, однако оно не успело завоевать себе место в мировом масонстве. После 20х - годов, в изгнании, уже значительной роли русское масонство не имело. Тем не менее, оно старалось выжить, хотя это было очень трудно.

Находясь в зависимости от французского масонства у русских представителей, конечно, был шанс уцелеть, но вместе с тем, последнее решение оставалось не за русскими, от того страдала русская гордость 3 86 . Из всего вышесказанного, мы видим, что Синайские скрижали, 12 священных заповедей братьев оказались в России к. XIX-н. ХХ века ни к чему. Вместе с ними и все загадочные планы, и секретные договоры заговоры мировых достопочтимых и Премудрых Мастеров - в парламентах, на биржах, в профсоюзах, в генеральных штабах и на троне.

Даже сам миф о мировом могуществе исчез в никуда. С эти соглашается и О.Ф. Соловьев, который высказывает свое убеждение история масонства в России на протяжении длительного периода времени не свидетельствует о его значимости. Они не смогли довести дело до конца, тем самым, потеряв самое дорогое, что у них было Россию, Ложу, Будущее. Во главе мирового масонства стоял Всемирный Масонский Верховный Совет, состоявший из Достопочтимых и Премудрых.

В этом Совете русским не было разрешено иметь свое собственное место. Русские масоны входили в него вместе с Французской делегацией. Вследствие этой зависимости, все свои решения русские масоны должны были координировать с французскими. Согласно мнению Н. Берберовой, Всемирный Верховный Совет влиял - в разные годы с различной силой в странах республиканских, менее сильно в странах, где правили монархи, конституционные и самодержавные. Если до 1914 - 1915 гг. в России можно было кое-что сделать, то в эмиграции можно было влиять друг на друга.

Влиять на Ленина, а затем и на Сталина никому не приходило в голову. 50 масонов Ленин ликвидировал в первые годы после революции, часть была отпущена на Запад, а остальные были прикончены Сталиным в Процессах. Задача масонства - влиять на внешнюю и внутреннюю политическую жизнь мира - русскими масонами никогда не могла быть осуществлена ЗаключениеОсновная цель, преследуемая мною в работе состоит в демифологизации масонства, т.е. в попытке освободить масонство от некоего ореола мифа, легенды, которым оно предстоит во многих литературных источниках.

История масонства до сих пор составляет специальный и очень сложный предмет исследования, в силу того, что мало что сохранилось из на самом деле достоверных источников. В общем своем виде, литература о масонстве представляет вымышленные факты, зачастую отсебятину, в которую приходится верить, так как другого ничего нет. Очень много критики было вылито на голову бедных масонов.

В чем их только не обвиняли! Их деятельности приписывали все смертные грехи какие только существовали на свете. Такая позиция критики исходит из того, что масонство как тайное общество, имело конспиративный характер. А все тайное, скрытое от глаз людей всегда было пугающим. Масонство не могло держаться открыто на людях, быть общественным достоянием в силу тех клятв, которые они давали при вступлении в ложу, в силу тех ценностей, которыми масоны дорожили и которые потеряли бы смысл при своем рассекречивании и оглашении.

Некоторые заявляют, что ритуалы, обрядность и многообразие степеней все это представляет наивную атрибутику масонской жизни. Вопрос внешней стороны масонства служил поводом для усилий общественности, тех кто по слухам представлял в уме всю церемонию проведения масонских сессий. По моему мнению, те кто судит о масонстве не зная его, не бывая и не состоя в нем, не знают вследствие этого и истинного содержания их учения.

Все критики - своего рода обыватели. Они зачастую задают один и тот же вопрос Как могли умные и чуткие люди, люди духовного горения и стремления ввысь видеть в масонстве что-то глубокое, оригинальное и прекрасное. Как могло подобное учение совершенно бесконкурентно господствовать над умами в течение ряда столетий, быть решающим фактором духовной жизни людей. Платонов Ответить на этот вопрос можно. Если рассматривать масонство на протяжении всего его исторического развития, то становится ясным одно масонство всегда было неким центром сплочения выдающихся по разным заслугам людей.

Это была некая завуалированная форма общественного сознания, сознание которое вне масонов имело разобщенный и единичный характер. Если взять саму идею масонства, то, что на самом деле привлекало людей, по моему мнению, оно действительно является таковым привлекательным и даже красивым. А что же может быть некрасивого в тех античных мифах, которыми масоны дорожат, в которых собраны персонажи, достигшие божественной силы путем собственного совершенствования.

Что может быть нехорошего в масонской теории, которая выдвигает разум человеческий как меру всего сущего. Которая создает религию гуманизма и внерелигиозную мораль. Устанавливает принципы всеобщей морали, одинаково приемлемой для всех народов и во всех условиях. Которая зовет к объединению людей без различий в национальности, религии и культуре. Провозглашает конечный идеал всех устремлений - царство любви и истины.

То, что масонство выработало новое учение, непохожее ни на какие другие мировые конфессии. Учение, вобравшее в себя все наследие античности, в котором открывается мудрость прошлых лет. Мудрость, которая раскрывается путем масонских символов, которая неким зашифрована в них. Так, неизвестная история масонства и масонские утерянные ритуалы могли быть раскрыты в символизме и криптограммах средневековья. Известный исследователь средневековья М. Холл свидетельствует нам, что немногие символы масонства идентифицированы.

Многие из них до сих пор зашифрованы путем иероглифического алфавита. Другие легенды, касаемые роли масонства в обществе относятся к тем, которые за каждым революционным шагом либо национально-освободительным движением или бунтом видят масонов как главных их участников. Первые из таких лжеписаний появились во времена папских булл, клеймивших масонов как представителей темных сил. Следует еще раз упомянуть о роли масонства в 19-20 в. В буржуазной революции во Франции оно выполняло значительную роль. В масонские ряды входили властители дум, которые расшатывали устои феодализма, критиковали религиозный догматизм, высвобождали общественное мнение, чтобы утвердить ее на новых, прогрессивных в то время позициях.

Вольтер, Дидро, Руссо, энциклопедисты, вожди Французского братства закладывали фундамент общества, основанного на капиталистической собственности. В том, что касается истории России, образ масона-врага всегда стоял в советской литературе прошлых лет. В масонах видели заговорщиков.

Духовенство связывало с ними создание тайных кружков, как например теософическое общество или сатанинские секты. Представители белой эмиграции валили все беды России на масонов, особенно свержение абсолютной монархии. Царская полиция обвиняла революционеров, изображая их марионетками масонских заговорщиков. Здесь следует сослаться на мнение Н. Берберовой, которая является свидетелем и непосредственным участником исторических событий.

В своей книге Люди и ложи она говорит о большой роли масонских одеонов в истории России, в том числе в ее революционном движении. В частности влияние масонства на события связанные с Февральской революцией. Но что касается самих масонов, то по мнению Н. Берберовой они желали мирного обновления России, путем ее эволюционного преобразования. Масонство 20 в. в нашей стране было более политически окрашено, чем в других странах Запада, вследствие отсутствия гражданского общества в России.

Да, с масонами связано немало легенд. Одни из них создали сами масоны, думается для возвеличивания собственных традиций, в простой попытке сохранить свое учение, выжить. И если кто-то утверждает, что да масоны участвовали в каком-то темном событии, то это вовсе не означает, что это событие вызвано ими и что они играли в нем определенную роль. Сводить все разнообразие социально-экономических, политических факторов к действию хотя бы одного влиятельного тайного общества это значит исказить историческую правду.

В своей работе я постаралась избежать критических оценок и выводов, а придерживалась объективной стороны дела. Литература1. Бакунина Т.В. Русские масоны, М 1990. 2. Бегун А.П Франкмасонство, Витебск, 1984. 3. Береброва Н Люди и Ложи, М. Прогресс . 4. Всемирная история, Т.II,IV. 5. Даль В Толковый словарь русского языка, М 1955 Т.II. 6. Замойский Л За фасадом масонского храма, М 1990. 7. Иванов В Православный мир и масонство, М 1993. 8. Косицкий А.В Масоны, М 1938. 9. Марамарко М Масонство в прошлом и настоящем, М. Прогресс , 1990. 10. Масонство под ред. Т.Соколовской, СПб 1914. 11. Милюков П Воспоминания 1859-1917 гг Нью-Йорк, Т.2. 12. Нис Э. Основные черты современного масонства. 13. Новиков Р.Д Масоны и русская культура, М 1996. 14. Платонов О.А терновый венец России, М 1996. 15. Серков А.И История русского масонства, 1997. 16. Советский Энциклопедический словарь. 17. Толковый сорварь под ред Ушакова, М 1938. 18. Уорд Дж Толкование высших степеней в масонском ордене 19. Холл М.П Интерпретация секретных учений, Начальник, 1997 Т.III

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История масонства: попытка демифилогизации

Особенно в последнее время к этому вопросу возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация,… Так например, по свидетельству Н. Берберовой с 30-х годов в Советском Союзе на протяжении полувека практически не…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Масонство ХХ века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Античное наследие масонства
Античное наследие масонства. В этой главе мы попытаемся воспроизвести реальную историю возникновения масонства. Постольку поскольку заданы целью раскрыть миф о масонстве. Это - сложная задач

Внешняя сторона Ордена
Внешняя сторона Ордена. Можно бесконечно перечислять на страницах истории различные секты, общества, которые рождались и умирали, вновь рождались Однако, и по сей день, общество каменщиков занимает

Внутренняя сторона Ордена
Внутренняя сторона Ордена. Другой вопрос, касаемый не менее важного аспекта нашего исследования относится к изучению внутренней стороны масонской традиции. Внутренняя сторона сосредоточена на глубо

Английское оперативное масонство
Английское оперативное масонство. В эпоху средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и на протяжении столетия. Так, собор Св. Петра в Риме строился 68 лет, Кельнский собор -

Итальянская ложа
Итальянская ложа. В Италии XVIII века масонство в основном отражало реальность страны, раздробленной на многочисленные карликовые государства. Везде были ложи, действовавшие под влиянием тех

Русское масонство XVIII века
Русское масонство XVIII века. В истории русской культуры нет, кажется более запутанного и сложного вопроса, чем вопрос о происхождении и развитии масонства в России. В особенности это справедливо о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги