рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обряд соумирания

Работа сделанна в 2002 году

Обряд соумирания - Курсовая Работа, раздел Религия, - 2002 год - Особенности религии древних славян Обряд Соумирания. Обрядовое Соумирание Жены С Мужем Понималось Языческими Нар...

Обряд соумирания. Обрядовое соумирание жены с мужем понималось языческими народами как вторичное вступление в брак через смерть. По данным советских археологов, у восточных славян обычай сжигать вдов на погребальном костре существовал начиная со II - III в. н.э. Ряд арабских и византийских источников свидетельствуют об устойчивости этой брачной нормы в мире славянства в 6-10 вв. вступление девушки в брак означало для нее и обязанность умереть вместе с мужем даже в случае его ранней смерти. По обычаям многих народов, славян в том числе, покойника хоронили в венчальном платье.

Этот факт в современном историко-этнографическом Атласе канонизирован четким указанием - в чем венчали - в том и хоронят .11 там же с.168 Вдова в подвенечном платье сопровождала умершего до могилы, где и исполняла танец смерти, или танец невесты. Для языческой погребальной обрядности похоронный танец вдовы представляет собой явление типологическое.

Венгерский ученый Ласло Фелфёлди, специально изучавший похоронные танцы, пришел к выводу, что танец вместе с пищей, напитками, музыкой является символом свободы покойного или покойной. Веселье на похоронах танец одна из его форм так же, как и инсценированный разгул, играет особую роль. Смеху приписывалась особая магическая сила, которая должна была способствовать поднятию и усилению производительных сил природы и обеспечению уходящему новое возрождение, новое возвращение к жизни, воплощенное в любой новой форме.

Обряд обручения умершей подвергался как упрощению, так и одновременному переосмыслению, поскольку пришел в конце концов в соприкосновение с верой в заложных покойников, то есть умершие до брака начинают преследовать живых, во избежании чего последние и прибегают к символическому венчанию покойников. Этот охранительный смысл становится весьма актуальным именно тогда, когда акт сопогребания уже ушел в прошлое.

Завершающим этапом в этом трансформационном процессе оказался особо выделившийся обряд похорон молодых. Показательно, что именно этот обряд лучше всего и сохранился. Ограничение похорон как свадьбы только для незамужних было связано и с последующим изменением окружающих его представлений. Если раньше речь шла об удовлетворении инстинкта продолжения жизни в ином мире и потому покойному предоставлялось все, что он имел при жизни в том числе и жена, то теперь он должен был получить от жизни последние блага, взять с собой то, чем не сумел воспользоваться на этом свете. Смысловое ограничение похорон как свадьбы только для молодых вызывало еще большее, чем раньше, расширение свадебных атрибутов-символов и привело в конечном итоге к созданию полной инсценировки свадьбы на похоронах.

Таким образом наиболее полный и красочный, основанный на достижении эффекта правдоподобия вариант похорон как свадьбы есть вместе с тем и один из наиболее поздних моментов в развитии начального ритуала соумирания.

Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян. Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования. Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о Кащеевой смерти, о смене времён года, о жизни языческих богов Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы.

Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом 1. Праздник первых ростков - 2 мая. 2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая. 3. Ярилин день - 4 июня. 4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня. 5. Праздник Купала - 24 июня. 6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля. 7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля. 8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля. 9. Праздник Перуна - 20 июля. 10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей. 11. Зажинки, окончание жатвы - 7 августа.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов. Однако, несмотря на то, что язычество было очень красивой религией, оно, в конце концов, обнаружило свою несостоятельность.

Русские князья прекрасно понимали необходимость принятия христианства. Оставаться языческой страной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Новому государству, с его единым правителем нужна была соответствующая религия. Библиография.1. С. А. Токарев Религия в истории народов мира М 1976 2. Б. А. Рыбаков Язычество Древних славян М 1994 3. В. А. Еремина Ритуал и фольклор М 1994 4. В. Демин. Гиперборея - праматерь мировой культуры М 1995 5. М. С. Бутинова Как возникла религия М 1977 6. А. Кузьмин Падение Перуна.

Становление христианства на Руси М 1988 7. Народный месяцеслов М Современник 1991 8. Доватур А.И Каллистратов Д.П Шишова Н.А. Народы нашей страны в Истории Геродота. М 1982. 9. Христианство и Русь М 1988 10. Введение христианства на Руси М 1987 11. Календарные обычаи и обряды атеистические чтения 1988 17 12. Церковь и языческие игрища Атеистические чтения 1989 18 13. Дерево жизни Атеистические чтения 1990 20 14. Мифы народов мира. Энциклопедия т.2 М 1994 15. Языческая община Триглав Internet 16. В. В. Седов Восточные славяне в 6-12 вв. М. Наука 1982 17 И. С. Свенцицкая.

Раннее христианство страницы истории. 18. Энциклопедия славянской мифологии, изд. Астрель , 1996. 19. М.Семёнова Мы - Славяне Cанкт-Петербург, 1997. 20. В.Н.Сидельченко В мире легенд и мифов , Санкт-Петербург, 1998.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности религии древних славян

Во-первых, я всегда интересовалась многобожием во-вторых, славяне это наши прародители и я считаю, что очень важно знать истоки своей культуры… Цель моей работы - проследить за развитием язычества на Руси, наметить… Очень жаль, что не было возможности поработать с первоисточниками. Язычники смотрели на жизнь человека с чисто…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обряд соумирания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Свадебный обряд
Свадебный обряд. и его связь с поминальным обрядом. М. Фасмер возводит слово невеста к единственному значению - неизвестная от не-вед ведать, видя в данном слове только табуистическое название, кот

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги