Православное учение о Промысле Божием

наименование ВУЗа Курсовая работа по предмету Догматическое богословие по теме Православное учение о Промысле Божием Исполнил студент Проверил преподаватель г. город, поселок, деревня, хутор, city, town, urbs, и др. год в real time г. СОДЕРЖАНИЕ Курсовой работы по теме Православное учение о Промысле Божием 1. Взгляды дохристианского мира на целесообразность мироустроения и происходящих событий. 2. Православное определение Промысла Божия. 3. Свидетельства Священного Писания и древних учителей церкви о Промысле Божием. 4. Действительность Промысла Божия 5. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. 6. Православное понимание причины зла. 7. Непостижимость для человека тайн промысла Божия. 8. Цели Промысла Божия. 9. Промысел Божий и свобода человека. 10. Как поступать человеку уповающему на Промысел Божий. 11. Заключение. 1. Взгляды дохристианского мира на целесообразность мироустроения и происходящих событий. Желание знать смысл и значение того или иного события в личной или общественной жизни всегда было присуще человеку.

Человечество, не просвещенное светом Христова учения, в силу своей падшей природы, придумало некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться переменами счастья или несчастья в жизни людей и целых народов.

У древних язычников Фортуна изображалась с двумя лицами и двумя красками с передней стороны статуя имела лицо белое и светлое с задней - черное и мрачное первое лицо было эмблемой благополучия, второе лицо представляло эмблему несчастья, бедствия, которые ниспосылала фортуна своим поклонникам, показываясь им в том или в другом виде. В мире языческом царствовал диавол под властью демонов были все народы, демонам сооружаемы были храмы, для демонов воздвигались жертвенники, для демонов поставлялись жрецы, демонам приносились жертвы Митрополит Макарий.

Православно - Догматическое Богословие.

Том 1. Стр. 562 Человек языческого мира осознавал себя как счастливого или несчастного сына земли, неведомо зачем землею воспитанного и в ту же самую землю, по смерти своей, неведомо зачем на веки отходящего, и об это определение неизбежно сокрушались все гениальные мечты философии о божественном величии человека. Смерть непрерывно смеялась над этими великими мечтами смеялась над ними и в том случае, когда она прерывала собою веселый жизненный пир какого-нибудь баловня судьбы, и еще более грубо смеялась над ними в том случае, когда она обрывала тяжелую цепь страданий какого-нибудь горького неудачника потому что в этом последнем случае смерть-то именно и оказывалась единственным благом для человека, как будто в самом деле он затем только и жил на земле, чтобы страдать, и затем только и страдал в своей жизни, чтобы умереть.

Вокруг себя человек видел роковой закон животной борьбы за существование.

По роковой силе этого закона, человеку с большим трудом приходилось поддерживать свою жизнь, и потому конечная цель его существования на земле, естественно, была отодвинута и заменена другою насущною целию - жить затем, чтобы отыскивать себе средства к жизни Быт. III, 17-19. Следовательно, ему приходилось повседневно думать о борьбе за жизнь, и испытывать страдание жизни при самой ничтожной радости от ее сохранения. В силу же этого, вместе с понижением цели жизни, в человеке естественно должно было понизиться и представление о благах жизни, потому что для него и то уже было не малым благом, чтобы не испытывать страданий жизни. Но так как при таком понимании блага жизни вполне совпадает с пониженным содержанием цели жизни, то благо именно и явилось для человека как последняя цель его жизни.

Устранить это бессмыслие могло только новое обоснование жизни, но древний мир, сколько ни искал этого обоснования, не мог отыскать его, и даже в самые последние дни свои, уже на ясной заре христианства, он в греко-римской философии дошел до отрицания воли к жизни и понимания самоубийства как единственного средства разумно освобождать себя от всяких мучений.

Жить - значит умирать. Но тогда какой же смысл в жизни Люди языческой древности, зачастую, находят утешение в продолжении человеческого рода. Жить в потомках. Из рода в род передаются наследственные качества. Все животные с незапамятных времен передают по наследству свои качества, благодаря чему природа сохраняется и живет как бы в непрерывном потоке.

Ты будешь бессмертен в своих потомках, подобно тому как бессмертно каждое животное, каждая собака в своих щенятах. Судьба личности, согласно этому учению, есть ничто. Но такое мировоззрение совершенно не вяжется с очевидно разумным устройством окружающего мира, любого организма и явлений природы. Кругом все точно рассчитано, причем так, что все создает возможность развития, совершенствования, и наблюдательному оку явно видно, что целью этого развития является жизнь. Невозможно при этом говорить, что все частное разумно, а целое не имеет общего смысла.

Целесообразность устроения всего мира предполагает разумное и промыслительное этим миром управление. И поэтому некоторые из язычников, которые не были преданы чувственным удовольствиям и не столь погружены в суеверие относительно идолов, говорили, что Творец сей вселенной есть Отец, о всем промышляющий и управляющий нашим миром. Он должен премудростью превосходить всякую человеческую премудрость, будучи Господом, Судией и Праведным Владыкой над всеми.

Бог, Который повелевает солнцу своему восходить над всеми и посылает дождь на праведных и неправедных, будет судить тех, которые пользуясь Его равно распределяемою благостию, жили не соответственно дарам его щедрости. Дохристианский античный философ Платон Одного и Того же Бога признавал и правосудным и благим, имеющим власть над всем и творящим суд. 2.

Православное определение Промысла Божия

Учение Церкви о Боге, как Промыслителе, в послании восточных Патриархо... 515 Святой Иоанн Дамаскин в своем труде Точное изложение Православной ... . на вопр. Православное определение Промысла Божия.

Свидетельства Священного Писания и древних учителей церкви о Промысле Божием

Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. . Святитель Иоанн Златоуст говорит Все управляется Промыслом Божиим, но ... 16 на всяком месте очи Господни сматряют злые же и благия Притч. 144, 15.

Действительность Промысла Божия

Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и ... . 5. В Библии говорится, что Бог почил в день седьмый от всех дел Своих Быт. Св.

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла

Как дело творения, так точно и дело промышления, православная Церковь ... Григорий Богослов Господство именуется Богом, хотя состоит в трех высо... Кирилл александрийский все совершается Богом Отцем чрез Сына в Духе Св... Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр.

Православное понимание причины зла

Свет благодати евангельской указал христианам истинную причину бедстви... Ибо Ты Бог, не любящий беззакония говорит псалмопевец Пс.5,5. В конечном счете, и нравственное зло также должно послужить возвышенно... Опять позволяется кому-либо пострадать для возбуждения соревнования в ... Стр.

Непостижимость для человека тайн промысла Божия

32 О непостижимости для падшего человека тайн Промысла Божия говорил ц... 169 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия Как непостижимы ... Стр. 1996. Стр.

Цели Промысла Божия

Но она, по мнению преподобного Исаака Сирина, может быть показана чере... С. 40 Святитель Иоанн Тобольский пишет Всесвятейшая воля Божественная под... Поскольку Бог есть универсальная причина, которой подчинены все частны... Иногда Он попускает, чтоб было совершено что либо из числа странного, ...

Промысел Божий и свобода человека

Том 1. Стр. След. и управление Божие нимало не стесняет нравственной свободы, а только в... Том 1.

Как поступать человеку уповающему на Промысел Божий

6, 26. 6, 16. 4, 7, значило бы дерзновенно требовать, чтобы действия Бесконечно-Прем... Стр. Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажетс...

Заключение

Заключение.

Судьба царств земных в деснице Вседержителя. Он благоловляет народы ммром Пс. 28, 11, ущедряет благами земли, возвышает и прославляет, когда народы бывают верны Его закону Он же и посылает на них бедствия, уничижает и даже потребляет языки Пс. 43, 3, когда они изменяют Ему и предаются нечестию Иер. 18, 6-10. Судьба каждого из нас находится в деснице Вседержителя. Он мертвит и живит, низводит во ад и возводит Он убожит и богатит, смиряет и высит 1 Цар. 2, 6-8. Евангельская проповедь есть только призыв, но ни в коем случае не насилие.

Это призыв, подразумевающий свободное согласие. Если кто хочет последовать за Мной говорит Христос. А кто захочет принять Его учение - тогда что Тогда - отвергнись себя, возьми крест свой, и иди за Мною Мф. 16, 24. Далеко не всякому захочется, неся свой крест, идти вслед за Христом на Голгофу. Господь знал, что далеко не все пойдут за Ним. Но знал также, что многие пойдут. И вот Он дал заповедь Своим ученикам обойти с проповедью Евангелия весь мир и везде проповедовать одно если кто хочет идти за Христом, отвергнись себя, возьми крест свой и иди вслед за Ним. А Всесильный и о всем промышляющий Господь найдет способы направить искренне идущего крестным путем человека ко спасению, о чем хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов в своем письме от 1 февраля 1862 г. Душа каждого человека, предавшагося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью Богоугождения и своего спасения находится в руце Божией. Такую душу никто и ничто не исхитит из руки Божией.

Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, широкому пути невозможно придти к Богу. С верою предай себя Воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательныя.

Когда придут такия попечения, гораздо лучше обращаться с молитвою о себе Богу, нежели вдаваться в сочинения и живопись разных планов, всегда несбыточных. Благословение Божие да почиет над тобою. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Творение Св. Иоанна Дамаскина.

С - Петербург. Издание книгопродавца И. Л. Тузова. 1894. Репринтное издание Братство святителя Алексия. Издательство Приазовский край. Москва - Ростов-на-Дону. 1992. 2. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Свято - Троицкая Сергиева Лавра. 1898. Репринтное издание Свято - Успенский Псково - Печерский монастырь. 1994. 3. Православно Догматическое Богословие. Митрополит Московский и Коломенский Макарий.

Том 1. Москва. Паломник. 1999. 4. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Православое издательство Правило веры. М. 1993. Стр.362 412. 5. Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Издание Московской Патриархии. М. 1991. 6. Илиотропион. Мирополит Тобольский и всея Сибири Иоанн Максимович. Киев. Типография Киево Печерской Успенской Лавры. 1898. Репринтное издание М. Паломник. 1994. 7. Святитель Василий Великий.

О том, что Бог не виновник зла. Творения. Часть 4. М. 1846. Репринтное издание М. Паломник. 1993. Стр. 142 162. 8. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. М Т.1. кн.2. 1991. 9. Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. М. 1996. 10. Иеромонах Иларион Алфеев. Мир Исаака Сирина. М. 1998. 11. Иерей Олег Давыденков. Догматическое Богословие. Православный Свято Тихоновский Богословский институт. М. 1997.