Действительность Промысла Божия

Действительность Промысла Божия. Учение о Промысле Божием основывается на Божественном Откровении. В Библии говорится, что Бог почил в день седьмый от всех дел Своих Быт. 2,2. Это, конечно, не означает, что после окончания творения Бог не принимает в жизни мира никакого участия.

Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при купальне Вифезда сказал иудеям Отец Мой доныне делает, и Я делаю Ин. 5,17. Несомненно, эти слова Спасителя являются указанием на никогда не непрекращающуюся промыслительную деятельность Бога. Для христианского миропонимания представление о Промысле Божием естественно вытекает из христианского учения о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Прежде всего в реальности Промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа.

Бог есть Личность, личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Св. Иоанн Дамаскин говорит Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию.

Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом. В существовании Промысла убеждает также и ограниченность мира. Тварное бытие, не являясь необходимым, не может существовать без произведшей его причины, и оно может сохранять свое бытие только благодаря той силе, которая дала ему бытие. 5.