Православное понимание причины зла

Православное понимание причины зла. Свет благодати евангельской указал христианам истинную причину бедствий - грех, состоящий в нарушении заповедей Божиих.

Грех по своей природе есть ложь и ничтожество, есть произведение отца лжи - диавола и несчастных, обольщаемых им людей Ин. 8, 44. Все прочее, приятное и противное, происходят по провидению и Промыслу Божию для нашего вечного спасения.

Бог управляет миром.

Слепотствующие грешники не видят этого. Они сочинили чуждый разуму случай отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла они хулят управление Божие, и действие премудрое не признают и называют действием безумным Святитель Игнатий.

Судьбы Божии. Стр. 1. пишет Игнатий Брянчанинов. Зло нравственное, состоящее в преступлении нравственного Закона Божия, зависит не от Мироправителя, а от самих нравственных существ, которым Он, даровавши свободу, только попускает творить грех, а вовсе не содействует. Святитель Иоанн Тобольский говорит Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно - свободных существ потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению Святитель Иоанн Тобольский.

О Божественном Промысле. 1996. С. 37 Бог не желает нравственного зла, то есть греха, который есть противление Богу, ни в качестве цели, ни в качестве средства достижения цели. Ибо Ты Бог, не любящий беззакония говорит псалмопевец Пс.5,5. Попустив грех из-за уважения к свободе человека, Бог обладает такой премудростью и могуществом, что может даже зло обратить в добро. В конечном счете, и нравственное зло также должно послужить возвышенной цели - прославлению Божию, свидетельствуя либо о Его милосердии в прощении, либо о Его справедливости в наказании.

Зло физическое, которое состоит в несовершенстве некоторых предметов, причиняющих вред и страдания существам мыслящим и чувствующим, само по себе, то есть без отношения к этим существам, не есть зло, а служит еще к совершенству целого и, может быть, необходимо и полезно для общего блага. Таким злом могут являться наводнение, землетрясение, неурожаи, неблагоприятные атмосферные явления, эпидемии и тому подобное.

Бог не хочет физического зла Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле Прем. 1,13-14. В Замысле Божием физическое страдание может иметь смысл, служа либо средством для высшей цели, либо наказанием за грех, либо же духовным лекарством, необходимым для спасения человека. Грех повлек для человечества наказание, страдание и смерть. Чтобы восставить падшего человека, Сын Божий вочеловечился и взял на Себя грехи мира, чтобы Своими страданиями и смертью, принятыми ради любви, искупить и разрушить грех. Со Христом страдание перестает быть простым наказанием.

Оно становится лекарством для грешника. Лекарство это, безусловно, жестокое и горькое, и никто не может любить страдание, как таковое. Страдание не есть цель в себе. Однако в Христовом деле искупления мира оно становится для грешников средством искупления, восстановления, очищения и освящения.

Все, что с нами случается, даже злое, все происходит по любви Творца к нам. Покидается кто либо и для славы другого, не за грех - свой собственный или родителей, как слепой от рождения - для славы Сына человеческого. Опять позволяется кому-либо пострадать для возбуждения соревнования в душе другого, чтобы, после того как слава того, кто пострадал, стала великою страдание и для остальных сделалось бесстрашным в следствии надежды на будущую славу и желания будущих благ, как видим на мучениках.

Попускается кому либо иногда впасть даже и в постыдное деяние для исправления худшей страсти другого как, например, бывает кто либо такой, который превозносится своими добродетелями и отменными поступками Бог попускает, чтоб этот впал в блуд, для того чтобы он, чрез падение придя к пониманию собственной немощи, смирился и, взывая, исповедал Господа Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Стр. 113 185 пишет Иоанн Дамаскин.

Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель. Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность, чтоб впоследствии, приняв благодать Святого Духа, доставляемую Искупителем, не употребить ее во зло себе, не приписать ее действий себе, но быть достойным ее сосудом и орудием Свт. Игнатий Брянчанинов.

Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Стр. 373 По мнению святого Григория Синаита Если человек не будет оставлен и побежден и обладан, поработившись всякой страсти и помыслу, и духом побеждаем, не обретая никакой помощи ни от дел, ни от Бога, ни от иного кого, от чего он приходить почти в отчаяние, будучи искушаем отовсюду, то он не может придти в сокрушение духа, счесть себя меньшим всех, последнейшим и рабом всех, неключимейшим самих бесов, как мучимого и побеждаемого ими. Это - смотрительное попускаемое Промыслом и наказательное смирение, вслед за которым даруется Богом второе, высокое, которое есть Божественная сила, действующая Богом и совершающая Им все человек видит ее в себе как орудие, и этим орудием совершает Божии Чудеса.

Цитата по свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Стр. 373. 7.