Промысел Божий и свобода человека

Промысел Божий и свобода человека. Промысел Божий не нарушает свободы человека.

Святитель Игнатий Брянчанинов так рассуждает о зле По попущению Божию, по произволу тварей, явилось зло со всеми последствиями его по попущению Божию, по собственному произволению пали ангелы, пал человек, не приняли Бога и отступили от Бога Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 4 А каким образом промысл Божий, при всех своих распоряжениях в нравственном мире, не нарушает свободы духовных существ, этого хотя вполне объяснить мы не можем, но в некоторой степени можем приближать к нашему разумению Нам известно по опыту, что и мы очень нередко своими словами, движениями и другими различными способами можем располагать своих ближних к тем или другим действиям, можем управлять ими, не стесняя однако же их свободы не тем ли более бесконечно - Премудрый и Всемогущий в состоянии найти средства управлять нравственными существами так, чтобы от этого нимало не страдала их свобода Митр. Макарий.

Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 533 - пишет митр. Макарий.

Промысл Божий о тварях выражается в том, что Он хранит их, содействует или попускает им, и управляет ими. Когда Бог хранит нравственные существа, хранит их бытие и силы тогда, без сомнения, Он не стесняет их свободы это ясно само собою. Когда содействует им в добре также не стесняет свободы, потому что действующими, т. е. избирающими и совершающими какой-либо поступок, остаются они, а Бог только содействует или вспомоществует им. Когда Он попускает им совершать какое-либо зло еще менее стесняет свободу, а только предоставляет ей самой действовать, без Его помощи, по своему произволу.

Наконец, управляя нравственными существами, промысл Божий собственно направляет их к той цели, для которой они сотворены но правильное употребление их свободы в том и состоит, чтобы они стремились к последней цели своего бытия. След. и управление Божие нимало не стесняет нравственной свободы, а только вспомоществует ей в ее стремлении к цели Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 577 10.