Конфуций и конфуцианство

Конфуций и конфуцианство. Конфуций 551-479гг. до Н.Э. родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами гуманностью и чувством долга.

Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Благородный человек Конфуция умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий верхов и низов тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется.

Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы считали вечным и неизменным. Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменнных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов основа всего китайского образа жизни.

В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь. 6.2 Даосизм. Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте.

Дао господствует везде и во всм, всегда и безгранично. Его никто не создал, но вс происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним в этом смысл, цель и счастье жизни. 6.3 Китайский буддизм. Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда воплощение Дао. Дао-ань первый известный китайский патриарх буддизма.

Он ввл для китайских буддистов-монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру искусство, литература, архитектура. Религиозный синкретизм в Китае. Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев.

Среди необразованного крестьянства и малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин. Система в целом вобрала в себя все основные особенности духовной китайской культуры. Так, незначительная роль мистики и метафизика в религии и философии Китая обусловили то, что в китайской традиции не было существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после его смерти.

Любой покойник мог быть обожествлн, стать божеством или героем, патроном или бессмертным. Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов относились основатели 3-х религий Конфуций, Лао-цзы и Будда. 7.