Религия ведийских ариев

Религия ведийских ариев. Религиозно-мифологический мир древних ариев был древене и многослоен.

К самому раннему его слою относились божества, принадлежавшие к периоду индо-европейской общности. Арии почитали их за много веков до вторжения в Индию и за много тысяч километров от нее, в евразийских степях, где, по всей вероятности, некогда жили их предки. Следующий слой образовывали индо-иранские боги индо-европейское единство распалось, примерно, в III тыс. до н.э. и индо-арии отделились от иранцев. С приходом ариев в Индию, в их пантеон вошли новые божества, потеснив древних.

Верховным богом стал Индра - бог-громовержец. Его главный подвиг - убийство демона засухи Вритры. Гимн и молитвы, которые арии возносили своим богам, запечатлены в Ригведе. Она считается самой древней и авторитетной среди вед. Ключом к ее пониманию служит отраженная в ней мифология, прежде всего, космогония. Космогонические гимны Ригведы посвящены поискам первопричины бытия. Ее видят то в боге-творце Вишвакармане, то в жертвоприношении первочеловека Пуруши, то в Золотом зародыше и т.п. Причастен к сотворению космоса и Индра. Сотворенный космосом представлялся ариям состоящим из трех миров или сфер, населенных богами, людьми и иными существами.

Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы. Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировой древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня жертва, тапас жар, тепло, майя магическая сила и т.п. Из ведийской мифологии, наложившейся на еще более древнюю протоиндийскую, выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма.

Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь. 4.