МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был главный элемент ритуальной стороны вода. Так, дьякон Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике Деян. VIII, 36. А. Алмазов указывает Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично из источника или ручья, или даже моря, ежели они крестятся во имя Святой Троицы 1, с. 501. Первые упоминания о специально выделенных местах для Крещения появляться во II веке. Так, по древнему преданию, Папа Пий I 168 175 г.г. освятил по просьбе св. Пракседы церковь в термах Новаты, и здесь же внутри устроил крещальный источник, в котором многих крестил 1, с. 503. При этом автор не указывает причин, по которым был построен специальный крещальный источник. Видимо, основанием для появления первых крещален могли явиться следующие обстоятельства необходимость решения этического вопроса при одновременном массовом Крещении мужчин и женщин начало времени гонений на христиан насущная необходимость в уединенном месте для Крещения.

Начиная с IV века, с момента открытого строительства церквей, крещальни строят вблизи храмом, чаще всего против главного входа.

Как отмечает А. Алмазов этим как бы давалось понять Крещение есть дверь, вводящая в церковь Божию мысль, которую древние отцы и учителя Церкви развивали очень часто 1, с. 505. Подробное описание устройства крещальни можно найти у него же 1, с. 507 512. Крещальни как отдельные здания активно строятся и V веке. Однако с VI века их строительство постепенно прекращается. Объективным основанием для этого процесса послужило большинство взрослого населения окрестилось к V VI векам введение в повсеместную церковную практику крещения новорожденных, для которых не было необходимости в строительстве обширных крещальных зданий.

Начиная с VII века крещальные купели переносятся во внутрь храмов, а начиная с VIII века баптистерии дозволено иметь не только в соборных храмах, но и в деревенских приходских церквах. Патриарх константинопольский Алексий своим соборным определением 1029 года указывает, что исключительным местом Крещения признается храм 1, с. 517. Поскольку крещальни имели башнеобразный вид Красносельцев выдвигает интересную гипотезу о том, что они послужили первообразом для колоколен, т.к. крещальни как особые здания стали выходить из употребления тогда, когда начали строить колокольни 5, с. 337. На наш взгляд эта гипотеза достаточно романтична, но с хронологической точки зрения имеет некоторое несоответствие.

Так, во втором томе Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря указывается, что официально колокола разрешено было иметь при храмах только с середины XII века, а колокольни как помещения при церквах существовали начиная с XIV века 9, с.1410. На Руси место для Крещения естественным образом находится в помещение самого храма.

Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси в XV веке купель для Крещения ставится в церкви 1, с. 520. Таким образом I век первая половина II века, нет специальных мест для Крещения вторая половина II века III век, строятся крещальни в укромных местах в местах для богослужения IV век VI века, крещальни строят открыто и больших размеров против главных входов в храмы VII век по настоящее время, купели места для Крещения детей и баптестерии места для Крещения взрослых размещают в помещении самого храма. 2.3.