ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения.

В I II веках время Крещения строго не устанавливалось.

Так, Тертуллиан, говоря о времени совершения Таинства Крещения, указывает Всякий день Господень есть всякий час, всякое время удобно для Крещения правда есть разница относительно торжественности, но благодать одна и та же 11 1, с. 524. Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке уже имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.

Введение во II веке в церковную практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими обстоятельствами 1. С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников люди по слабости своей не выдерживали пыток, а как известно кто отречется перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное Мф. 10, 32, 33 Лук. 12, 8, 9. По любви Господа к своему созданию человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа. 2. Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности отнести его ко дню христианского праздника. О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан Торжественный день Крещения представляет Пасха ибо в этот день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились Потом Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения 11 1, с. 525. После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крещальная практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает Какое время более прилично для Крещения, как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение 1, с. 527. В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу 1, с. 528. В практике Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в Пятидесятицу.

Ко дням совершения Таинства Крещения также относились 1, с. 528 530 день Рождества Христова Галльская Церковь день Рождества Иоанна Крестителя Галльская Церковь день храмового праздника Иерусалимская Церковь апостольские праздники Галльская и Испанская Церковь дни посвященные памяти мучеников Галльская и Испанская Церковь.

Начиная с VII VIII веков время Крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось.

Одним из оснований для этого послужило 124-е правило Карфагенского Собора 419 г подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора, Константинопольского 680 г которое гласит Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестить их да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.

В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни только начиная с XII века. В практике Крещения в древней русской церкви имели место элементы древней церковной традиции совершали Таинство Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось в пост ни человек, ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и в субботу Лазареву и в великую субботу аще ли болен, да крестите 1, с. 537. Затем в истории русской церкви наступает период безразличного отношения ко времени совершения Таинства Крещения его совершают по мере необходимости для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни для взрослых.

Так, признанный авторитет в области истории чинопоследования Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй половине XIX века В настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем и всегда, принято наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности совершалось в какой либо праздничный день 1, с. 538. 2.4.