КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ. Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма.

По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат 488-368 гг. до н. э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды. Родина буддизма - Индия точнее, долина Ганги - одна из наиболее экономически развитых частей страны. Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм.

Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны сословия брахманов высшее сословие духовных наставников и жрецов, кшатриев воинов, вайшьев торговцев и шудр обслуживавших все остальные сословия. Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати домохозяева - люди, владевшие земельной и прочей собственностью, и низшей - она включала людей, обслуживавших господствующие слои. На территории Индии в VI-III вв. до н. э. существовало множество небольших государств.

В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 1б. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии.

Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала. В те времена появилось множество аскетов - людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека.

Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами шра-мана означает совершающий духовное усилие. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства. Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги.

Так, словом брахман Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма - Дхаммападе Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ. Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к миру - свободным от привязанностей. Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую. Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения кто совершил всё, что возможно совершить.