РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ

РАЗЛИЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ. Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись.

Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. ШИИЗМСамый крупный и один из самых ранних раскол был вызван появлением шиизма шия по-арабски - партия, секта. Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии.

Началось дело с внутренней борьбы среди арабов - с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным родственником пророка, его двоюродным братом и зятем приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были избраны религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата.

По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей- вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а избранные общиной халифы незаконны.

В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель - махди.

Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века при династии Сефевидов стало там официальной государственной религией. Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов по имени Исмаила, ее основателя в VII веке, распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается мировая душа. Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты.

В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований. От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века. От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман.

В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев кстати, от названия секты происходит французское слово assassin - убийца. Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы в Ливане. СУННИЗМВ отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым.

В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали справедливость бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти.

Но вскоре конец IX века реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, несотворенности Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия. В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов по именам их основателей. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке.

Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет. СУФИЗМВ тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма от слова суфи - грубая шерстяная ткань. Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов.

В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране.

Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов.

Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу Ху ДВИЖЕНИЕ ТАРИКАТАС суфизмом было исторически связано движение тариката.

Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом слово тарикат по-арабски путь. Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших священную войну против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе Кази-Мулла, Шамиль против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды - послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду - духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом. ВАХХАБИТИЗМВ новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе.

Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба, в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд Внутренняя Аравия, а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой.

В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.