БУДДИЗМ - РЕЛИГИЯ БЕЗ БОЖЕСТВА

БУДДИЗМ - РЕЛИГИЯ БЕЗ БОЖЕСТВА. Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам - с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, как уже говорилось, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни.

В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма больше чтут других будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего - Майтрейю, а в странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца.

В позднем буддизме появляется учение об Ади-будде - Изначальном будде, воплотившем сущность всех будд. Различия между отдельными направлениями буддизма в их отношении к Будде так велики, что порой трудно поверить, как столь противоположные учения могли произойти из одного источника. Например, в японском буддизме соседствуют амидаизм - культ будды Амиды соответствует Амитабхе, в котором единственной религиозной заслугой признаётся многократное повторение имени данного будды, и дзэн-буддизм, где культ любого будды считается бессмысленным, а главное внимание уделяется практике медитации, т. е. углублённому созерцанию природы вещей.

В целом же вера в богов и сверхъестественные силы хотя и существует, но не играет в буддизме такой роли, как в других религиях. Вера шраддха в большинстве буддийских учений считается лишь самым предварительным условием вступления на буддийский путь. Для того чтобы идти по нему, нужны более серьёзные духовные усилия, и прежде всего - медитация.

Но сколь бы ни были велики различия между школами и направлениями буддизма - все они являются формами одной и той же религии, которую проповедовал Будда Шакья-муни. Что даёт основания так думать? Во-первых, сам Будда говорил о возможности разных способов изложения Дхармы и тем самым заранее узаконил все формы, которые может принять его учение в будущем. Во-вторых, как бы далеко ни отходил буддизм от своего первоначального вида, в нём всегда сохранялось учение, которое приписывалось Будде Шакьямуни.

В-третьих, единство и разнообразие буддизма объясняются его исторической судьбой - теми обстоятельствами, которые способствовали превращению этого религиозного учения в мировую религию. С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии начинался он как монашеская община, проповедовавшая бегство от реальности эскапизм, затем превратился в своего рода религию цивилизации, объединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец, стал культурной религией, т. е. религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в культурные традиции многих стран и народов.

На современном этапе в буддизме можно различить и черты сектантской религии например, в странах, где буддисты вынуждены скрывать своё вероисповедание, как это было в СССР , и черты религии цивилизации новые международные объединения буддистов разных стран, например Всемирное братство буддистов, и, конечно же, черты культурной религии новые буддийские общества на Западе. РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны.

Однако спасает в буддизме не бог спасение приходит или изнутри человека в результате его собственных духовных усилий, или же благодаря помощи будд и бодхисаттв.

ОБЩИНА ВЕРУЮЩИХВ буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину виная и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви.

Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом или богами и мирянами. Миряне должны подавать монахам - это их обязанность и добродетель монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в тхераваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты.

Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.