Самые важные ценности для различных возрастов

Самые важные ценности для различных возрастов. Весьма показательна для характеристики особенностей психологии разных возрастных групп и структура самых важных в настоящее время ценностей.

Пять первых целей возрастной группы до 25 лет выстроились в следующей иерархии в порядке убывания важности А57 иметъ хорошую семъю , А37 обеспечитъ счастъе своих детей , А69 прожитъ интересную жизнъ , А55 иметъ материалъный достаток , А27 сделатъ себя таким, каким хочу. В группе 26-35 лет эта иерархия выглядит следующим образом А37 обеспечитъ счастъе моих детей , А57 иметъ хорошую семъю , А59 иметъ хорошее здоровье , А7 иметъ хорошуюработу , А26 понятъ смысл жизни. В группе 36-45 лет А37 обеспечитъ счастъе моих детей , А57 иметъ хорошую семью , А59 иметъ хорошее здоровье , А7 иметъ хорошуюработу , А55 иметъ материальный достаток. В группе 46-55 лет А37 обеспечитъ счастъе моих детей , А59 иметъ хорошее здоровъе , А57 иметъ хорошую семъю , А32 бытъ честным человеком , А55 иметъ материалънъгй достаток. В группе 56-65 лет А59 иметъ хорошее здоровъе , А37 обеспечитъ счастъе моих детей , А55 иметъ материалъный достаток , А20 добитъся, чтобы государство заботилосъ обо мне , А21 делатъ добро для других людей. В группе старше 65 лет А59 иметъ хорошее здоровъе , А57 иметъ хорошую семъю , А23 делатъ добро для других людей , А20 добитъся, чтобы государство заботилосъ обо мне , А50 вести добропорядочную нравственную жизнь. Ментальность россиян, с. 127 23 3.2.5, Анализ и выводы Суммируя, можно отметить, что возрастное снижение важности ценностей касается, в основном факторов 1 самоосуществление , 2 внешний успех , 5 счастье своих детей , 6 полноценная жизнь , 10 понимание своих целей , 11 семья и 13 секс. С другой стороны, с возрастом увеличивается значимость жизненных целей, входящих в 3 служение обществу и 7 духовность и нравственность факторы.

Думается, однако, что увеличение значимости постматериалистических целей в пожилом возрасте связано не столько с сощюэкономической ситуацией, в которой живут пожилые люди, и уж тем более не с бездуховностью нынешних молодых, а с физиологическими процессами старения, связанными, в первую очередь, со снижением энергетизма и сокращением многих чисто биологических функций организма в возрасте после 50 лет. Сказанное не отвергает возможности роста важности постматериалистических целей в постиндустриальных обществах в связи с ростом благосостояния людей.

Приведенные данные лишь подчеркивают, что этот процесс следует рассматривать на фоне более глубоких, физиологически обусловленных различий в структурах жизненных целей молодых и стариков.

В исследовании была выявлена прямая линейная зависимость возраста и частоты выбора ценности милосердие. Была выявлена и обратная зависимость возраста и частоты выбора ценностей любовью, успех, профессионализм, собственность, характеризуемая наибольшей привлекательностью этих ценностей для молодых и падением интереса к ним в пожилом возрасте.

Ничего необычного в этих иерархиях нет. Даже наоборот. Можно было ожидать, что люди в начале своей жизни будут ставить себе в качестве главной цели создание семьи, потом - обеспечение будущего своих детей и ближе к старости - сохранение здоровья.

Вполне ожидаемо включение в самом молодом возрасте в ведущую пятёрку цели сделать себя таким, каким хочу, а в возрасте 26-35 лет - понять смысл жизни, ожидаем и уход этих целей из числа самых важных в последующих возрастах.

Понятно включение в ведущую пятёрку 26-45-летними людьми стремление иметь хорошую работу.

Понятно и появление ближе к старости в ведущей пятёрке желания обеспечить себе государственную поддержку, а также желание быть порядочным человеком и делать добро для окружающих. 24 3.3 Возрастная тождественность с ценностями руководителей церк?ей ЕХБ Говоря о возрастных пристрастиях нашего братства, необходимо отметить, что наиболее популярны у нас ценности старшего и пожилого возраста достойно умереть, делать добро для других людей, быть честным, порядочным человеком, никому не завидовать, вести добропорядочную жизнь. Нужно отметить, что в отличие от большинства пожилых россиян, отсутствует в списке значимых - добиться, чтобы государство заботилось обо мне. Что вполне объяснимо, зная общее нигилистическое отношение к государству в нашем братстве из-за предшествующих долгих лет гонений на церковь.

Ценности российской молодежи практически не встречают поддержки. При этом чем более популярен тот или иной фактор у молодых, тем менее он ценен у руководства наших церквей.

Это можно наглядно проследить по ценностям успех, профессионализм, собственность, свобода, процветание, получить образование, секс, быть первым, входить в элиту, интерес к которым выше у молодых в 2-3 раза, чем у пастырей церквей.

Факторы І самоосуществление , 2 внешний успех - популярные у основной массы молодых людей России, не встречают поддержки в церковном руководстве.

Так как руководители поместных церквей, в основном, сами старше среднего возраста, то естественно, трудно ожидать от них приверженности молодежным идеалам.

Но, даже и братья молодые по возрасту, часто проявляют консерватизм старших поколений.

Церковь всегда и везде была выразителем консервативных интересов. Но на Западе протестантская традиция всегда поощряла частную инициативу, предпринимательство, а наша российская модификация баптизма долгое время принимала негативное отношение российского общества к личностям желающим достичь больших успехов в жизни, тем самым естественное желание молодежи самоутвердиться в жизни не находит поддержки у руководителей поместных церквей.

На представленных диаграммах мы видим различия в выборе ценностей возрастными группами-антагонистами молодежи и пожилыми, а также служителями церквей ЕХБ. 25 26 3.4 Вывод для проповеди и ученичества При подготовке проповеди, несомненно, нужно учитывать, к какой возрастной группе она обращена.

Так, лица старшего возраста уже имеют сложившийся образ мыслей, их мир образов и ценностей уже устоялся.

Поэтому, попадая в церковь, они ищут не нового, а подтвррждения сложившегося мировоззрения.

И чаще всего, они ее находят - ведь проповедуются чаще всего их ценности и образ жизни.

Для лиц пожилого возраста характерна неизменность их понятий и ценностей.

Например, даже в середине 90-ых гг. 24 русских респондентов старше 60 лет, т.е. переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы - исконные враги русского народа см. Здравомыслов, 1996 Общая тенденция к старению наших церквей, поддерживается и тем, что с кафедры в основном проповедуются геронтологические ценности, не находящие отклика в молодых сердцах. Трудно ожидать, что при сложившемся положении с молодежной работой, обстановка в таких церквях изменится.

Конечно, необходимо отметить, что сложившееся положение преобладания пожилых людей в церквях не может быть признано правильным.

Возможно, корни этой проблемы идут еще из советских времен, когда болыпое количество детей у верующих родителей, восполняло отсутствие молодежной евангелизации. Здесь уместно сказать, что интересные с точки зрения молодежи, проповеди отсутствуют в церквях часто именно из-за отсутствия за кафедрой самой молодежи. Вновь возникает порочный круг, который необходимо разрывать, не боясь вводить в служение молодых людей.

Особо нужно отметить, что и манера преподавания Слова в церкви, так же очень важна для молодых. Например, критерий новизна для молодежи очень важен, а для пресвитеров церкви - не важен. Соответственно, руководство довольно неизменностью и консервативностью богослужения, а молодежь неизменно зевает во время на проповеди. Из проведенного анализа можно увидеть, что интерес у молодых людей вызовут проповеди о том, как найти свои способности и развить их, найти свое призвание, профессию и т.д т.е. как находясь в постоянной дилемме выбора - не ошибиться.

Молодежь всегда находится в процессе поиска. Задача проповедника дать молодым алгоритмы поиска, научить отделять зерна от плевел, правильно расставлять приоритеты в жизни. Нужно понимать их желание самоутвердиться и направлять его в правильное, христианское русло. Ведь само пребывание в церкви - это уже способ самоутверждения. И то, что услышит молодой человек в проповеди, должно утвердить его в желании вновь прийти сюда. 27 4. Формирование системы ценностей в зависимости от уровня образования 4.1.1