рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная направленность проповеди

Работа сделанна в 2002 году

Социальная направленность проповеди - Семинар, раздел Религия, - 2002 год - Московская Богословская Семинария Евангельских Христиан-Баптистов Факультет Б...

МОСКОВСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ ФАКУЛЬТЕТ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГУМЕРОВ РИНАТ НАЗЫМОВИЧ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОПОВЕДИ НАПРАВЛЕНИЕ БОГОСЛОВИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПАСТОРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОКТОР БОГОСЛОВИЯ КОЗЫНКО А.П. ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА МАГИСТР БОГОСЛОВИЯ МИЦКЕВИЧ П.В. МОСКВА - 2002 Социапьная направленность проповеди ПЛАН Введение 1. Ценностные ориентации российского обшества 1.1 Главные жизненные цели россиян 1.2 Самая главная жизненная ценность россиян 1.3 Анализ и выводы 1.4 Жизненные ценности руководителей церквей ЕХБ 2. Межполовые различия в формировании ценностной ориентации российского общества 2.1 Значимые межполовые различия 2.2 Межполовые различия в выборе самой главной цели жизни 2.3 Анализ и выводы 2.4 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей поместных церквей ЕХБ 2.5 Выводы для проповеди и ученичества 3. Возрастные различия в формировании ценностной ориентаиии российского общества 19 3.1.1 - ценностные ориентации в 18-25 лет 19 3.1.2 - ценностные ориентации в 26-39 лет 20 3.1.3 - ценностные ориентации в 40-55 лет 20 3.1.4 - ценностные ориентации в 56-65 лет 20 3.1.5 - ценностные ориентации лиц старше 65 лет. 3.2 Возрастные различия в формировании ценностной ориентации 2.1 Различия в группах 2.2 Возрастная динамика ценностной ориентации 2.3 Значимые различия в формировании ценностной ориентации 22 3.2.4 Самые важные ценности для различных возрастов 3.3 Анализ и выводы 3.4 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей поместных церквей ЕХБ 3.5 Выводы для проповеди и ученичества 4. Формирование системы ценностей россиянина в зависимости от уровня образования 1.1 Классификация по уровню образования .1.2 Иерархия ценностей в зависимости от уровня образования 28 4.1.3 Динамика в выборе ценностей в зависимости от образования 1.4 Прямая зависимость отуровня образования .1.5 Антагонизм ценностей в зависимости от уровня от уровня образования 1.6 Обратная зависимость в зависимости от уровня образования 1.7 Самые главные цели в зависимости отуровня образования 1.8 Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования .31 4.2.1 Выводы о зависимости ценностной ориентации от уровня образования .2.2 Выводы о факторах, объединяющих ценности 2.3 Выводы о причинно-следственных связях выбора ценностной ориентации 4.3 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей поместных церквей ЕХБ 4.4 Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования слушателей 5 Формирование ценностной ориентации в зависимости от профессии 37 5.1 Классификация профессий .1.1 Иерархия ценностной ориентации по профессиям .37 а предприниматели 37 б руководители 38 в специалисты 38 г военнослужащие 38 д рабочие 38 е студенты 38 ж пенсионеры и домохозяйки 1.2 Отвержение ценностей в зависимости от профессии 1.3 Выводы о динамике изменений ценностей в зависимости от профессии 1.4 Алализ формирования ценностей в зависимости от профессии 40 5.2 Выбор самой главной ценности в зависимости от профессии 5.3 Выводы о формировании ценностной ориентации в зависимости от профессии 5.4 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей поместных церквей ЕХБ 5.6 Выводы о направленности проповеди в зависимости от профессии слушателей 6. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места жительства 46 6.1. Классификация по месту жительства 1. Ценностная ориентация жителей мегаполисов 2. Ценностная ориентация жителей больших городов 3. Ценностная ориентация жителей сельских районов 1. Выводы о ценностной ориентации москвичей 2.Выводы о ценностной ориентации жителей городов 3. Формирование ценностной ориентации в различных макрорегионах России 1. Сравнительный анализ ценностной ориентации в различных макрорегионах России 4. Сравнение с ценностной ориентацией руководителей поместных церквей ЕХБ 6.5 Выводы о возможности проповеди жителям регионов России 7. Выводы о возможностях социальной направленности проповеди в церквях ЕХБ 7.1 Правила для социальной направленности проповеди 52 а Говорить на языке партнера 52 б Положительное оценивание 53 в Проявление уважения к партнеру 54 г Проявление интереса к интересам слушателя 54 д Демонстрация общности 55 е Ориентация на ценности слушателя 56 Заключение 57 Библиография Список приложений Приложения Введение Причины написания данной работы Наверно каждый проповедник задумывался над таким вопросом, почему некоторые люди реагируют на сказанное слово, а других оно не пробуждает к действию.

Одна из причин - это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами.

Неизменно будет много тех, чъи головы, все равно останутся занятыми своими радостями ши печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами ши обязанностями. Брага, с. 38 . Кто-то из проповедников может начать обвинять слушателей, а кто-то обратит внимание на самого себя, чтобы понять - что необходимо сделать, чтобы люди, пришедшие в дом молитвы, значит имевшие первоначальный интерес, заинтересовались словом, произносимым с кафедры.

Возможно, помочь решить данную проблему нам могли бы знания, которые дает социальная психология.

Отношение к этой области науки неоднозначно в нашем братстве.

Мы можем привести здесь две диаметрально разные точки зрения. 1. Проповедник должен бъшъ хорошо знаком с основными потребностями различных групп людей - например, маленъких детей, молодых людей, мужчин и женщин, молодоженов, родителей, пожилых граждан.

Поэтому ему желателъно пройти курс прикладной психологии, чтобы узнатъ о человеческих потребностях и моделях поведения, свойственных каждой из групп. Брага, с. 2. А вот Дж. Мак-Артур видит одной из причин кризиса церкви фшософию и психологию, хлынуешие на кафедры и заполнившт их нееерием Психология прочно угнездиласъ в церкви, определяя духовные проблемы небиблейскими категориями, что предполагает, будто Библш не в состоянш справитъся со всем самостоятелъно. Мак-Артур, с.15, 106 Как видим, эти две точки вряд ли смогут ужиться вместе.

Каждый служитель вправе сам решить для себя вопрос может ли он обращаться за помощью к светским источникам знаний или ограничит свое мировоззрение узкопрофильным, конфессиональным взглядом. 30 апреля 1944г. Дитрих Бонхёффер, находясь в тюрьме, написал одному из своих друзей слова, которые до сих пор постоянно смущают и тревожат теологов.

Мы приближаемся, -писал он к абсолютно безрелигиозному периоду Как мы сможем говоритъ о Боге без религии Как можем мы говоритъ мирским язъгком о Боге Бонхеффер, с. 200 Человечество уже вступило в период, который так пугал Бонхеффера.

Одно из самых сложных заданий для нынешнего семинариста - это рассказать проповедь, не используя наших привычных церковных клише, словосочетаний и символов.

Обусловлено такое задание именно тем, что в церковь приходят люди, которых наши традиционные ценности, обычаи не притягивают - они приходят, простите за высокие слова - за спасением, а мы хотим сделать из них, таких же, как и мы сами, чему они активно сопротивляются. А потом еще удивляемся почему они не хотят нас слушать? Приступая к изучению человеческих взаимоотношений, мы должны понимать, что субъективно нет человека плохого или хорошего, соответственно мы не можем приклеивать ярлыки - негативные ценности или положительные цели. Подобный подход можно проиллюстрировать с помощью примера Рассматривая некое увиденное жилище как болыиее или менъшее, роскошное или скромное по сравнению с жилищами уже известными, мы рискуем потерятъ из виду то, чем является именно это жилище в сознанш его обитателей. Мид, с.12 Данная работа служит тому, чтобы в какой-то мере показать полноту ощущений окружающих нас людей, внутреннее наполнение смыслом их существования - их цели и ценности, которые мы должны не осуждать, а понять, чтобы мы со своими устремлениями не уподобились слону в посудной лавке.

Проблема Глядя на социальный состав поместных церквей ЕХБ, можно задать несколько вопросов Почему у нас численно преобладают женщины преклонного возраста? Почему мало молодежи? Почему мало лиц с высшим образованием и новых русских ? Что служит основой такой диспропорции? Если это положение неправильно, можем ли мы каким-то образом исправить его? Несмотря на то, что обеспокоенность сложившимся положением, высказывали и на последнем съезде ЕХБ, большая часть высказанных соображений плохо подцается операционализации, использованию в реальной церковной жизни поместных церквей.

Нам представляется, что особую ценность для нашего братства мотуг представлять работы, которые имеют практическую направленность и могут быть использованы в церковной практике для формирования нового видения стратегии и тактики развития церквей ЕХБ. Цель данной работы - выявление жизненных ценностей различных категорий россиян, с целью наилучшего достижения Благой Вести. Различные слои общества обладают различными запросами и потребностями. Методы достижения их сердец также должны быть различны, и могут варьироваться в зависимости от их жизненных ценностей.

Мы хотим также выявить и показать ценности руководителей поместных церквей ЕХБ, как части нашего сообщества.

Затем мы хотим сравнить выявленные ценности различных категорий россиян с ценностями пасторов.

И показать, насколько выявленные показатели будут тождественны, с какой из категорий россиян служителям легче работать, и почему работа с некоторыми группами затруднена. Знание базовых ценностей, жизненных целей, существующих в обществе норм и запретов на различные виды социалъного поведения, а также других важнейших социалъно-психологических феноменов, характерных для больших групп населения и этноса в целом, не толъко помогает лучше понятъ отношение различных социалъно-демографических слоев российского общества к шновациям в общественно-политической жизни страны, Менталитет россиян, с. 5 , но, и, помогает понять реакцию россиян на наше провозглашение Благой Вести. Актуальность Срез массового сознания россиян, представленный в данной работе, может позволить лучше понять психологическую основу формирования общественного мнения по широкому кругу религиозных, этических, социально-экономических вопросов, затрагиваемых в церковной проповеди и ученичестве.

Изменения, происходящие в обществе, должны коснуться наших методов и способов провозглашения Евангелия.

Чтобы достичь сердца нынешних россиян, в нашей проповеди, при всей неизменности догмата христоцентричности, должны звучать ответы на вопросы, которые действительно интересуют все слои российского общества.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры.

Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому социальная психология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того эфемерного поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

Необходимостъ психологического изучения менталитета различных социалъных слоев и этноса в целом является в целом для нашей страны насущной потребностъю.

Результаты подобных исследований могут оказаться чрезвычайно полезньши в практическом плане. Любая деятелъностъ, связанная с воздействием на массовое сознание, будь то коммерческая реклама, политический маркетинг, снятие межнационалъной напряженности или оргатзацт народного образования, нуждается в точном знанш специфического для данной кулътуры содержания психосоциалъных феноменов. Менталитет, с. 25 . Как мы видим, светские ученые понимают необходимость подобного рода исследований, чтобы понять, в каком направлении движется общество. Возможно, данная работа даст толчок к тому, что и в нашем братстве, воздействие Словом Божьем приобретет более акцентированный и социально направленный характер.

История изучения Еіце в отдаленные времена, когда о возникновении социальной психологии не было и речи, вожди улавливали и использовали законы массовых социально-психологических явлений.

Законы общения использовались и в последующие времена. Вспомним в связи с этим расцвет ораторского искусства в Древней Греции.

Конечно, Перикл, Демосфен и другие знаменитые ораторы учитывали разного рода психологические влияния и обстоятельства.

Этнопсихологические исследования можно найти в трудах Геродота, Тацита, Плиния, Ксенофонта и других античных ученых.

В работах философов Платона и Аристотеля мы находим уже готовые теоретические обобщения в области социальной психологии.

Именно Аристотелю принадлежит крылатое определение человека Человек - общественное животное. Государство Платона, Политика и Риторика Аристотеля, Беседы и суждения Конфуция - убедителъные и не единственные свидетелъства того, что история социалъно-психологического мышления столъ же стара, как и попытки понятъ природу езаимоотношений человека и общества и найти способы ихрегуляции. Стефаненко, с.5 Когда говорят, что социальная психология имеет длинную предысторию и короткую историю, имеют в виду, что как самостоятельная научная дисциплина она возникла лишь во второй половине XIX века. Хотя возникновение подлинно научного интереса к этой проблеме связывается уже с XVIII веком Ш. Монтескье, К.Линней, Ж. Бюффон и др В 1860 году немецкие ученые-лингвисты М.Лацарус и Г. Штейнталь опубликовали статью Вводные рассуждения о психологии народов. Они представили в ней свое видение возможности развития новой науки Психология учит, что человек по своей сущности общественное существо, то есть он предназначен для общественной жизни, ибо толъко во взаимосвязи с себе подобными он может статъ тем, кем он должен бъгтъ, и достичъ того, чего он должен достичъ, бытъ таким и действоватъ так, каким он должен быть и как он должен действоватъ, согласно своей собственной сущности. Реан, с.14 В своей работе они объявили о попытке создания психологии народов. Опираясь, в частности на факт существования народного творчества, они предположили, что у каждого народа существует некое единое сверхличностное сознание, народный дух Бехтерев, с.14 . Бблыпую роль в становлении социальной психологии сыграл немецкий психолог В.Вундт, которого считают основателем научной психологии. К концу XIX века социалъная психология оформляется в самостоятелъную науку, в основе которой лежали три главных направления. 1. Психология масс. Это направление связывается с именами Г. Тарда и Г. Лебона.

В своих работах они всесторонне обобщили наблюдения за поведением болъших человеческих общностей. 2. Психология народов.

Представители этого направления говорят о том, что сущестеуют явления, присущие всему народу в целом.

Этой проблеме посвятил свое многотомное исследование В.Вундт. 3. Психология инстинктов.

Это напраеление исходит из того, что человеческая личностъ действует по инстинктивнъш биологическим мотивов, из которых ученые пытаются еыеести и поведенш болъших масс людей. Реан, с. 16 Наиболее серьезную проработку проблема национального а именно русского характера получила в трудах аналитиков, стремившихся философски осмыслить природу человеческого духа в контексте отношений человека с Богом и государством.

И в этой связи следует особо выделить работы Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Г. П. Федотова, И.А. Ильина и др выполненные на рубеже XIX и XX веков.

При изучении интенциональной сферы наиболее перспективной представляется область психологических и социально-психологических исследований, связанная с проблематикой стратегии жизни, сценария жизни т.д. Уже в постперестроечное время проводились многочисленные исследования психологии массового сознания россиян, как по заказам определенных коммерческих структур, так и государства. Иногда для решения прикладных задач проводятся специальные исследования влияния ценностей на поведение людей в определенной сфере жизнедеятельности.

Среди такого рода исследований, проведенных в России, можно упомянуть проведенный в рамках проекта Взаимопонимание телефонный опрос жителей четырех городов США и в Москве, направленный на изучение отношения людей к разным проблемам повседневной жизни и к религии, а также оценки степени угрозы друг другу Ценности массового сознания СССР и СІНА, 1989 , и комплексное изучение своеобразия массового сознания населения России, проведенное в 1990 году в рамках проекта Ценности социальных групп и перестройка. В последнее время было проведено несколько лонгитюдных повторяющиеся через определенный промежуток времени исследований, в которых, с помощью массовых опросов фиксировалась динамика распространенности отдельных ценностей см. напр. Голов, 1995 Лапин, 1991, 1994, 1996 Силласте, 1995 . Как правило, исследования проводились с интервалом 3-4 года на сходных выборках.

Изучению подвергалось как население всей России, так и население одной из областей или какая-либо болыпая группа населения напрймер, женщины. Эти исследования дополняются разовыми опросами, выявлявшими содержание ценностных структур, но не фиксировавшими динамику происходящих в них изменений Вардомацкий, 1990 Клямкин, 1994 Рукавишников и др 1994 и др Подобного рода исследования помогают специалистам, в том числе и в духовных вопросах, понять процессы, проходящие в обществе и дать рекомендации заинтересованным лицам по улучшению их работы.

Предмет изучения Степень влияния системы ценностей на жизнь человека можно сравнить с влиянием веры отдельного человека на его неповторимое понимание системы, с его индивидуальным переживанием смысла веры. И системы ценностей, и системы религиозные - это, прежде всего, системы идей, обобщающих предпочтения и этический опыт конкретнык индивидов.

Естественно, на первый план здесъ выступает когнитивный компонент личности. В принятых же отделъным человеком базовых ценностях на первый шан выступает эмоционалъный компонент, делающий его веру е ряд идей действенной, обеспечтающий активизацию идеи ценности и вмешателъство ее в регуляцию актиености, психических процессое, деятелъности е целом. Менталъностъ, с. 29 Исследования показывают, что система индивидуальных ценностей, складывается, как правило, уже к окончанию средней школы.

Существенные изменения в сложившейся системе происходят только после серьезных перемен в жизни человека. Такими переменами могут оказаться резкие эволюции в обществе или смена привычной культурной среды на новую, каковой может быть и пребывание в общении с верующими людьми.

Как психологический феномен ценности легко отличить от близких по смыслу понятий и категорий. Так, в частности, важно учитывать имеющее давнюю традицию разделение категорий ценность и цель. Например, М. Вебер Вебер, 1990 , указывая на важность целерациональной мотивации социальных действий, подчеркивал одновременно, что выбор целей человеком идет в рамках ценностно-рациональной мотивации, которая внешне нередко представляется иррациональной, т. е. с точки зрения целерациональной - не оптимальной.

Необходимо отметить также разность в понятийном аппарате многих групп россиян. Например, при обсуждении понимания ценности законность - выяснилось, противопоставленив. закона и совести буквально лежало на поверхности ответов. Воловикова, с.91 Особенно наглядно это проявилось при обсуждении испытуемыми истории - жизненной ситуации, персонажами которой были пассажиры поезда - мама с ребенком, занявшая чужое место за взятку проводнику, и женщина с билетом на это место.

Все опрошенные не учитывали законность - праео человека купившего билет, а ожидали от него милосердия, е противном случае считая его непорядочным человеком. Стефаненко, с. 142 При анализе этой истории выясняется, что российское понимание трех терминов законность, милосердие, порядочность из нашего списка, будет в корне отличаться от привычного понимания на протестантском Западе.

Субъектами надиндивидуальных ценностей могут последовательно являться малая группа, большая группа к примеру, профессиональная, субкультурная группа молодежь, сельские жители и т.д культурная группа этнос, суперэтнос или цивилизация. В данной работе представлены ценности различных групп российского сообщества, где отдельно представлена группа служителей церкви ЕХБ. Метод изучения Как выявить менталитет индивида или группы? Для этого есть два способа. Во-первых, можно попытаться понять их действия, наблюдая за поступками, в которых проявляются их нравы и менталитет, если использовать эти слова в обычном смысле. Второй способ заключается в том, чтобы попросить членов группы выразиться не в действиях, а в словах.

Всем известно, какая заметная разница существует между тем, что люди делают, и тем, что они говорят. В словах частенько отсутствует логика, да и от лжи никто не застрахован. Наша задача - интерпретировать отношения и вербальные отношения индивидов и сделать на их основе описание, объясняющее, а при случае и предсказывающее, ведь хорошо зная менталитет индивида или группы, можно предсказать их действия в конкретной ситуации.

Мендра, с. 74 Для сбора эмпирических данных о разделяемых людьми базовых ценностях и о ценностных системах в социологических и социально-психологических работах используются следующие техники измерения опросники с готовым списком ценностей, опросники, предполагающие полноту представления всех аспектов какой-либо группы или блока ценностей, опросники для подробного анализа одной базовой ценности, психометрические методы, проективная техника, а также выработанные в рамках когнитивного направления опросники, нацеленные на выявление логической связи ценностей и других конструктов испытуемого.

Лейт изучил речи и труды советских руководителей - Ленина, Сталина, членов политбюро. Он выделил то, что назвал операционным кодом политбюро, который позволил ему сделать вывод, что в данной ситуации советский руководитель, благодаря своему русскому и болыпевистскому сознанию, будет иметь тенденцию реагировать именно таким образом. Мендра, с. 31 Этот, казалосъ бы, упрощенный подход к получению достоверной шформации оказывается на практике изощреннъш действом по планированию, организации и обработке полученных результатов.

Например, институт Гэллапа США , ежегодно опрашивая одну стотысячную 1 10 частъ т.е. выборку своего населения, получает настолъко достоверные сведенш, что ошибка относителъно позщии генералъной совокупности всех людей, мнение которых нужно изучитъ составляет всего несколько процентов. Когда голосует вся нация, например на президентских выборах, научные предсказания, полученные при качественном проведенш опросов, подтверждаются с высокой точностъю. Волков, с. 73 . Психологические портреты представителей больших социальных групп базируются на анализе нескольких основных показателей.

Как правило, исследователей интересуют те случаи, когда 1 место ценности в иерархии какой-либо группы выше или ниже, чем в иерархиях всех других групп 2 когда процент включивших данную ценность в число девяти ведущих выше или ниже, чем во всех остальных группах и 3 при этом значимо выше или значимо ниже, чем в болынинстве этих групп 4 когда в какой-нибудь ю групп наблюдается значимое снижение или повышение важности данной ценности, выражаемое процентом включивших ее в девятку ведущих, которое заметно отличается от процессов, происходящих в остальных группах.

Опросники, с помощью которых проводилось анкетирование, были подготовлены двумя социологическими службами фондом Общественное мнение и ВЦИОМ Всероссийский Центр Исследований Общественного Мнения. Были выбраны произвольно макрорегионы и 12 регионов России.

Было опрошено более 1500 человек, а также более тысячи в Москве. Результаты данных опросов были опубликованы в социологических исследовательских журналах Социс. Все данные, касающиеся показателей опроса россиян, используются 8 нами из публикации книги Ментальность россиян Специфика сознания больших групп населения России, издания Российской Академии Образования, Москва. 1997 год, под общей редакцией Дубова И.Г. Опрос среди служителей поместных церквей ЕХБ проведен нами в 2001 году в четырех регионах России.

Было опрошено более 70 служителей. Для достижения большей чистоты данных было оставлено для подсчетов 50 анкет. Теоретическая и практическая значимость Наблюдать социальную реальность без минимума теории невозможно. Пусть это будут хотя бы несколько предвзятых идей, рожденным здравым смыслом или заимствованных из социологических исследований.

Психология, как и все современные науки, создает свой образ из реальности, на основании собственного объема гипотез и теорий. Позитивная наука должна рассматривать социальные факты так же, как ученые рассматривают биологические, физические или химические феномены. Однако социальная психология не располагает рецептами повышения дохода и, еще в меньшей степени, способностью предвидения или возможностью оказать воздействие на будущее.

Скажем скромно, что техника социологии позволяет дать удовлетворительное описание ограниченных феноменов. Однако в тех областях, где она проявила себя полезной, теперь считается, что социальная психология - это некий волшебник современности, которому под силу решить все проблемы. Белое мьгло вызывает у покупателей одни чувства, розовое и голубое - другие если хотят привлечъ внимание той части населения, которая ценит чистоту и аргіогі считает, что мытъся - это приближатъся к белизне чистоты, делают акцент на том, что мыло -белое и, значит, способствует приближению к чистоте.

Но кто-то любит мытъся, а кто-то нет. И тогда говорят о розовом мъгле, которое будет смотретъся в вашей розовой ванной комнате так же хорошо, как у знаменитой актрисы кино Таким образом аргументацию приспосабливают к социалънъш группам, которым она адресуется. Мендра, с. 18 И в данном случае нам важен результат - человек будет чистым, а какими причинами он руководствовался, когда покупал мыло, нас уже интересует меньше.

Решение этих задач дает основу для выявления и уточнения специфической логики ценностей регуляции, необходимых для обоснованных прогнозов поведения людей, когда ими делается любой выбор, т.е. мы хотели бы понять, что в нашей проповеди может вызвать интерес слушателя, а что наоборот, оттолкнет его. Исследования ценностей, не смотря на всю их трудоемкость, по праву занимают ключевое место среди исследований социально-психологических феноменов.

Ценности выступают в качестве стандартов оценок и критериев выбора в тех случаях, когда индивид имеет дело с какой-либо альтернативой. Ценности, разделяемые человеком, определяют его внутреннюю позицию, исходя из которой, человек берет на себя обязательства, что-то требует, переживает свою готовность к действию. Они являются конечными основаниями выбора конкретного действия или наоборот бездействия. Изучение ценностей и особенно практическое приложение получаемых знаний не может ограничиться методами фиксации распределений базовых ценностей.

Существует вечная, по мнению В. А. Ядова проблема возможности прогнозироватъ реалъное социалъное поведение на основе информсщии о структурах ценностей и других диспозиций Ядов, с.167 . Данная работа имеет именно такую цель - помочь служителям церкви, более акцентировано донести Евангелие до самых различных групп россиян, прогнозируя их ответную реакцию, и возможно также, пересмотреть свои точки зрения на новую реальность вокруг нас. Хотелось бы выразить надежду, что польза от этой работы может быть получена как христианскими психологами и социологами и другими аналитиками, так и служителями поместных церквей и миссионерами.

Структура работы В 1 части нашей работы используются результаты всероссийских социологических опросов, показывается иерархия общероссийских ценностей, и говорится о ценностях выбранных россиянами как самых главных в их жизни. Так же для сравнения мы отдельно показываем ценности руководителей поместных церквей ЕХБ. Со 2 по 6 части нашей работы мы показываем ценности отдельных категорий россиян.

Проводя анализ, мы последовательно говорим о том, как на их выбор ценностей влияют пол, возраст, уровень образования, профессия, место жительства. Если это возможно, то мы пытаемся в каждой группе провести разбивку на подгруппы, для лучшей градации результатов. Затем проводим анализ полученных результатов, в ходе которого показываем самые главные ценности, выбранные данной категорией лиц, иерархию и динамику их выбора.

Интересы каждой категории мы сравниваем с интересами руководства церквей ЕХБ, с целью найти точки взаимопонимания. И затем мы подводим итоги по каждой категории и говорим, исходя из полученных результатов, ответы на какие вопросы хотели бы услышать люди, представляющие данную группу. 10 В заключение нашей работы мы подводим итоги и говорим о возможностях для социальной направленности проповеди. В приложении к нашей работе представлены все цифровые данные, как полученные в ходе самостоятельного исследования, так и использованные материалы социологических опросов. Начиная нашу работу, мы ставим перед собой следующие задачи 1.Выявление ценностных ориентаций различных групп россиян, с целью наиболее эффективного достижения Благой Вестью каждой такой группы. 2. Выявление ценностных ориентаций служителей поместных церквей ЕХБ. 3. Выявление социальной группы россиян, максимально приближенной по своим жизненным ценностям к служителям поместных церквей ЕХБ. 4. Дать рекомендации о возможности направить проповедь Евангелия различным социальным слоям общества.

Социальная направленность церковной проповеди В то время, когда Россия в очередной раз за свою долгую историю находится на перепутье, значительный интерес представляет эмпирическое изучение динамических процессов в сфере ценностей.

Состояние перемен, в котором пребывает российское общество, характеризуется, в первую очередь, переосмыслением базовых ценностей, определяющих пути дальнейшего развития. Угадать направление происходящих в массовом сознании глобальных мировоззренческих изменений с помощью одного лишь традиционного для гуманитарных наук анализа весьма затруднительно.

Поэтому, особое значение приобретает доказательное выявление, как разнообразных сдвигов, так и проявлений стабильности, в сложившейся в обществе структуре базовых ценностей с помощью массовых опросов. Можно предположить, что происходящие в этой сфере процессы протекают по-разному в разных слоях населения. Очевидно, что в ходе переосмысления ценностей могут осуществляться переходы к разным базовым иерархиям, и если для одних групп характерно принятие некоторых новых для России ценностей, то в других группах может происходить их отторжение и укрепление ценностей старых, традиционных, вплоть до активизации архаичных, ценностей.

Еще вероятнее структурная перегруппировка ценностей внутри существующих блоков и иерархий, происходящая без изменения общего списка актуальных ценностей.

Проблема изменения и стабильности ценностей, которые разделяются населением России, постоянно привлекает внимание социологов, проводящих массовые опросы россиян. Полученные результаты свидетельствуют, что процесс трансформации идейной базы 11 российского общества еще не закончен. Похоже, что в массовом сознании россиян формируется специфическая ценностная парадигма, обусловливающая своеобразное от-ношение к миру и к себе. В настоящее время население России продолжает уточнять состав и структуру взаимосвязей ведущих ценностей, опираясь на которые оно надеется достичь если не благополучия, то индивидуального выживания и модернизации общества. 1. Ценностные ориентации и целевые установки российского общества В ходе опроса респонденты выбирали из предложенного им списка 1 жизненные цели и 2 жизненные ценности.

Из обозначенных ими как самых важных целей и ценностей, им предложено было обозначить одну самую важную цель и самую важную ценность. 1.1

Главные жизненные цели россиян

Больше 85 выборов ограничение, естественно, произвольное собрали следу... Ментальность россиян, с. 80 3.1.3 Ценностные ориентации возрастной группы 40-55 лет Людей в воз... . Зная особую чувствительность женских сердец, особенно старшего возраст...

Различия в группах

Исследование показало, что первые заметные изменения в структуре жизне... Различия в группах. 3.2.2. . Вероятно, этот возраст в районе 45 лет характеризуется переоценкой цен...

Возрастная динамика ценностной ориентации

Возрастная динамика ценностной ориентации. Одновременно цели, чья важность до этого стабильно повышалась, резко у... . Ментальность россиян, с. 124 3.2.3.

Значимые различия в формировании ценностной ориентации

в цели, которые для пожилых людей оказались значимо важнее, чем для вс... г цели, которые для пожилых людей оказались значимо менее важны, чем д... Особо следует здесь отметить, что в отношении респондентов к позиции А... Ментальность россиян, с. 125-126 3.2.4.

Самые важные ценности для различных возрастов

Весьма показательна для характеристики особенностей психологии разных ... Ментальность россиян, с. 127 23 3.2.5, Анализ и выводы Суммируя, можно отметить, что возрастное... Даже наоборот. Можно было ожидать, что люди в начале своей жизни будут ставить себе в...

Классификация по уровню образования

В исследовании были выделены 4 группы лиц с разным уровнем образования... Следует особо отметить, что группа респондентов с незаконченным средни... 4.1.4 Прямая зависимость от уровня образования Первая из указанных тен... К ценностям, которые оказались шире распространенными среди людей с бо... В этом можно видеть подтверждение высказанного предположения об обратн...

Самые главные цели в зависимости отуровня образования

Достаточно интересен анализ семи главных целей в каждой образовательно... У лиц с незаконченным средним образованием эта иерархия выглядела след... 2. 3. Лица со средним специальным образованием имеют следующую иерархию А37 ...

Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования

В начале для анализа были выделены те ценности, наиболыиая распростран... Люди с высшим образованием выбирали ее реже, чем люди с более низким о... Группу, окончивших среднюю школу или получивших среднее специальное об... 82 Таким образом, получается, что лица с низким уровнем образования яв... 167 36 5.

Классификация профессий

образ. военнослужащий, МВД, прокуратура 5. Ценность труд получила в этой группе и наивысший по сравнению с другим... Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группа... Одновременно среди пенсионеров и домохозяек отмечено наибольшее снижен...

Отвержение ценностей в зависимости от профессии

Отвержение ценностей в зависимости от профессии. Одновременно с этим цели АІ служитъ Богу , А6 иметъ хорошего друга , А... Ментальность россиян, с. Анализ формирования ценностей в зависимости от профессий Понятно, что ... Наибольший интерес, естественно, здесь вызывает вопрос приходит ли к о...

Выводы о формировании ценностной ориентации в зависимости от профессии

Говоря о людях имеющих более высокий социальный статус т.е. профессию, которая его дает мы можем отметить две тенденции. Люди рабочих специальностей чаще избирают ценности согласие, порядок, ... Российский менталитет характеризуется особым отношением к труду, и к о... Закончились времена, когда профессия передавалась по наследству.

Ценностная ориентация жителей мегаполисов

Так, в частности, у жителей столиц или мегаполисов выше, чем у жителей... В то же время ценности любовь, мир, дом, порядок занимают в иерархии с... При этом наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент выбо... 89 6.1.2. .

Ценностная ориентация жителей больших городов

В больших городах в иерархии распространенности выше, чем у других, ус... При этом наиболыпий по сравнению с другими населенными пунктами процен... Ментальность россиян, с. Ценностная ориентация жителей сел В иерархии сельских жителей выше, че... Кроме того, при оценке сельскими жителями ценностей труд, дом, демокра...

Выводы о ценностной ориентации москвичей

Выводы о ценностной ориентации москвичей. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование ннтенциональной с... . 6.2.2.

Выводы о ценностной ориентации жителей городов

Выводы о ценностной ориентации жителей городов Подтверждается широко распространенное представление - о разрыве в массовом обыденном сознании материального и духовного, высшего и низшего, заботы о себе и заботы о других.

Даже любовь россиянина оказывается разорвана разными факторами секс в одном, потребность в аффилиации другом, семья в третьем, а поиск настоящей любви в 48 четвертом.

И это, как следует из проведенного исследования, характеризует многие другие отношения. 6.3

Формирование ценностной ориентации в различных макрорегионах России

Формирование ценностной ориентации в различных макрорегионах России. Сравнительный анализ ценностной ориентации в макрорегионах России На Ю... На Урале и в Поволжье ценность держава занимает самое высокое по сравн... Кроме того, здесь отмечается наиболее резкое увеличение числа людей, в... Несомненно, мы можем многое почерпнуть для себя из жизни церкви прошлы...

Выводы о возможности проповеди Особую обеспокоенность нашего братства вызывает сложное духовное состояние г. Москвы.

Менталитет жителей этого города требует неких, других подходов к служению церкви, в том числе и в проповеди. Церковь в последнее время стала больше заниматься миссионерской работой, в том числе и в сельских районах и небольших городках. Закономерностью такой работы является поиск миссионера для работы в таких пунктах, желательно из среды местных жителей. Причина этого очень проста как жизнь горожан отличается от жизни сельчан, так и на бытовом уровне сельское христианство отличается от христианства городского, а последнее отличается от христианства мегаполисов.

Ценности, цели, стиль жизни жителей этих мест в корне отличаются. 51 7. Выводы о возможности социальной направленности проповеди Чарльз Хэддон Сперджен однажды сказал, что высшим мастерством проповедника является искусство говорить. Брага, с. 173 . Как и всякому искусству, этому можно и нужно обучаться. Харизма пророка не зависит обычно от принадлежности к тому или иному сословию, она просто требует хотя бы минимальной интеллектуальной культуры. Вебер, с. 205 Проповедник должен иметь солидный фундамент общих знаний о мире, а также понимания Библии и ее учения.

Проповедник должен быть не только хорошо подготовлен в учебных заведениях, но и постоянно стремиться к самообразованию. Ему следует много читать, причем не только книги по богословию, но и светскую литературу. Естественно, он должен держать руку на пульсе теологической науки, а также других наук, которые непосредственным образом влияют на жизнь его паствы. Брага, с. 171 Говоря о возможности социально направить проповедь, мы можем выделить несколько правил.

А Первое правило имеет психологический и лингвистический характер Это правило гласит- ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ПАРТНЕРА . Язык нашей проповеди должен быть понятен всем слушающим. Для лиц неготовых к восприятию по разным причинам, в том числе и перечисленным в нашей работе - форма изложения существенно затрудняет восприятие. Неподготовленная аудитория сначала пытается перевести нашу речь на свой язык, но вскоре перестает вникать в его содержание, не выдерживая столь сложной задачи.

Например, сконструируем фразу, которая несла бы определенную психологическую информацию, но была бы доступна любому неподготовленному слушателю. Речь человека играет важную роль не только в общении людей, но и в восприятии одного человека другими людьми. Теперь переведем эту фразу на плохой академический язык, изобилующий избыточной научной терминологией.

Итак, у нас получится Вербальное поведение индивида является детерминантом не только субъект-субъектной интеракции, но и фактором, детерминирующим перцепцию индивида другими реципиентами. Следует подчеркнуть, что эту фраза вовсе не является бессмысленной абракадаброй, но несет вполне определенную научную информацию. Любой научный работник ее поймет возможно, приложив определенные усилия. Однако для других людей понимание информации, изложенной таким образом, будет существенно затрудненно.

Реан, с. 273 52 Пол Ван Бюрен утверждает в своей книге о секулярном смысле Евангелия, что сегодня наша главная трудность, возникающая при использовании языка традиционной религии, объясняется не тем, что плохая религия, а тем, что плох язык. Кокс, с. 247 Проповедник должен быть озабочен тем, чтобы его речь не превратилась в набор духовных терминов, непонятных присутствующим в зале - в данном случае лучше недооценить аудиторию, чем переоценить. Специалисты по риторике говорят, что, несмотря на прекрасное образование и развитое чувство языка, в своих выступлениях Мартин Лютер Кинг активно использовал просторечную, повседневную лексику, а также своеобразный библейский жаргон Магbarу, с. 167 , искусно вплетая в речь цитаты и сюжеты из Библии, напрямую затрагивающие сердца наиболее многочисленной части своей аудитории - верующих.

Он стремился сделать свои идеи доступными и легкими для понимания, неоднократно повторял основные фразы и поощрял слушателей присоединиться к нему, хором подтверждая свое согласие с услышанным - так называемая техника вопрошания и отклика. Люди слышали речь Кинга, верили ему, изменялись под воздействием его слов и приступали к активным действиям.

Б Еще одним непременным качеством социально-направленной проповеди необходимо указать ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ . В качестве примера можно привести лозунг движения афроамериканцев черное - это прекрасно в 70-е гг. в США, способствовавший формированию их позитивной идентичности.

Именно в эти годы американские исследователи обнаружили, что маленькие черные дети стали намного реже выбирать белых кукол как наиболее привлекательных и похожих на них. Стефаненко, с.224 Можем ли мы в своей проповеди заявить быть протестантом в России - это прекрасно Создание положительного облика церкви в глазах окружающих, фраза звучащая несколько имиджмейкерски, должно стать приоритетной задачей ближайшего будущего, иначе мы потеряем для благовестия людей ценящих успешную деятельность на любом поприще - духовном в том числе.

В Следующее правило можно обозначить как ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К ПАРТНЕРУ . Это правило один из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного взаимодействия, каковым является и церковная проповедь. По концепции А. Маслоу потребность в уважении и признании относится к ведущим, базовым потребностям личности. На невербальном уровне значимость партнера может 53 подчеркиваться, в частности, путем предметной демонстрации того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и обстоятельно к ней подготовились предварительные рабочие записи, заранее приготовленные материалы и т.п Когда учитель приходит на урок с пустыми руками, это показывает его неподготовленность к уроку, а, следовательно, и неуважение к ученикам, что отрицательно сказывается на восприятии информации.

А конкретная словесная форма выражения этого правила имеет множество вариантов, в зависимости от реального контекста ситуации и особенностей личности слушателей. Реан, с. 274 К примеру, американский исследователь Р. Миллер попытался убедить учащихся пятого класса быть аккуратными, чистоплотными, опрятными и не сорить.

Части школьников прочли лекции о том, как важно быть аккуратными, а также лекции по экологии, о пользе сбора мусора и отходов, а уборщик призвал их соблюдать чистоту. Другим учащимся лекции не читали, но неоднократно говорили, что они аккуратны и чистоплотны, а уборщик сказал им, что их класс самый чистый в школе. Каковы же были результаты? Ученики, которым читали лекции, не улучшили свое поведение и продолжали сорить.

Напротив, случайно выбранные пятиклассники, которых назвали аккуратными и опрятными, стали действительно аккуратнее и опрятнее, бросали мусор в мусорные ящики в три раза чаще, чем их сверстники из другого класса. Арансон Э с.92 Г Следующее существенное правило - ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНТЕРЕСАМ СЛУШАТЕЛЕЙ . Его противоположность - соответственно явное пренебрежение проблемами слушателей. Наиболее значимым в формулировке этого правила является слово проявление - ведь интерес к проблемам партнера должен быть явным, рассчитанным на его восприятие.

Реан, с. 277 Только в случае действительно подлинного, не поверхностного интереса, мы сможем правильно оценивать поступки других людей. Один японский путешественник описывал свое пребывание в России XVIII века. Он повествует, как императрица отправляется весною в Царское Село, чтобы полюбоваться снегом. В таком объяснении поездки императрицы отразилась специфика свойственного японцам эстетического восприятия природы.

Но жительница Петербурга вряд ли воспринимает снег как красоту, которой нужно любоваться. Лотман, 1994 Недостаток информации плюс необоснованный перенос своих ценностей и ожиданий породили много досадных ошибок в контактах людей. Д Другое правило можно обозначить как ДЕМОНСТРАЦИЮ ОБЩНОСТИ , причем в самом широком контексте. Варианты бесчисленны - это может быть общность интересов, ценностей, задач, точек зрения.

Данным правилом с успехом пользуются заморские проповедники, чью семейную жизнь в наших церквях иногда знают лучше, чем жизнь своих собственных лидеров. Когда мы показываем слушателям, что мы живем такой же жизнью, как и они - это сближает нас. Одним из наиболее эффективных видов этой техники общения по праву считается демонстрация профессиональной общности, своего рода цеховости, в хорошем смысле этого слова. Подчеркивание общности - не только основное, но еще и самое древнее правило общения.

Можно вспомнить правило выживания в джунглях из Маугли Мы с тобой одной крови, ты и я. Реан, с. 275 М. Лютер и Р. Рейган были известны как чрезвычайно талантливые ораторы. Они разительно отличаются, друг от друга по эмоциональному настрою выступлений. Кинг неистовствовал в своих проповедях, Рейган предпочитал выступать в роли сладкоречивого утешителя. Однако вместе с различиями в ораторской манере мы замечаем и основные признаки сходства этих лидеров оптимистичность, видимая искренность, исходящее от них чувство тождества и родства с аудиторией, элегантная простота идей. Исторический опыт подсказывает, что эти компоненты, смешанные в нужной пропорции, являются чрезвычайно эффективным средством, позволяющим вести аудиторию за собой. Зимбардо, с.30 Мы можем поставить перед собой вопрос А ощущаем ли мы себя единым целым со всем российским народом? Не стали ли мы за годы отчуждения церкви инородным телом в России ? Например, по мнению Л.Н. Гумилева Этнос - это тот или иной коллектив людей динамическая система, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам мы и не мы, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения. Гумилев, 1993, с.285 Для объяснения того, что такое стереотип поведения, Гумилев привел пример типичного на его взгляд поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяница.

По мнению исследователя, русский скажет несколько сакраментальных слов, немец позовет полицейского, татарин отойдет в сторону, а грузин схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая Гумилев, 1990, с. 87 Судя по Гумилевскому определению термина этнос, мы почти полностью ему соответствуем.

В таких условиях мы можем превратиться в особый субэтнос, со своей особой культурой, обычаями, языком, ценностями, непонятный окружающему миру. Если это произойдет, то нас ждет судьба эмигрантских церквей, но только в своей собственной стране, среди собственного народа.

Е Последнее правило, которое можно привести в связи со сказанным ранее ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЦЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЯ, А НЕ НА СВОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ . Во время проповеди мы должны вести людей к Христу, а не учить их жить, ведь последнее может неоднозначно восприниматься слушателями и как недостаток культуры проповедника, и как проявление им неуважения к их личности или даже проявление его сектантства. Эта, иногда еще присущая, черта нашей церковной жизни получила в психологии название этноцентризма и характеризуется следующими качествами а восприятие элементов своей культуры как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных б рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных в оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных г представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять или даже враждовать с членами других групп см. Вгеwег, Campbell, 1976 Основы социальной жизни - в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом контексте по-своему понимать состояние и поведение друг друга.

И чем больше социальная дистанция между представителями разных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпретации. И если мы сами возводим препятствия к пониманию друг друга, то нам трудно рассчитывать на плодотворную деятельность.

Рассказывают, что один поляк объяснял Жаку Бенвилю необходимость внедрения английского парламентаризма в Польше, на что Жак Бенвиль спросил А вы не собираетесь также окружить Польшу водой Мендра. с 153 Нельзя жить на духовном острове, не обращая внимание на окружающих, на их вкусы, цели и ценности.

Не стоит переоценивать самих себя, считая, что наша жизнь, наши ценности вызывают у окружающих только восторг.

Ценности пастырей могут проникать в их работу явно, что проявляется в выборе тем для проповеди и не столь явно завуалированные допущения, проявляющиеся в процессе формирования концепций, наклейки ярлыков и консультирования. Замечательный пример из римского права.

Pater is est guem justae nuptiae demonstrant - ребенок, рожденный в браке, является ребенком отца- т.е. то, что мы проповедуем в церкви, и порождает все то, что мы там имеем и благословения и проблемы 56 Заключение В начале этой работы мы ставили перед собой следующие задачи 1. Выявление ценностных ориентации различных групп россиян, с целью наиболее эффективного достижения Благой Вестью каждой такой группы. 2. Выявление ценностных ориентации служителей поместных церквей ЕХБ. 3. Выявление социальной группы россиян, максимально приближенной по своим жизненным ценностям к служителям поместных церквей ЕХБ. 4. Дать рекомендации о возможности направить проповедь Евангелия различным социальным слоям общества.

Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать 1. Для выполнения первой задачи использовались опубликованные данные социальных исследований.

Градация была выполнена по признакам пол, возраст, образование, профессия, место проживания. Был проведен анализ жизненных ценностей по каждой категории. 2. Самостоятельно был проведен опрос служителей поместных церквей четырех регионов России. Проведенное анкетирование позволило провести анализ жизненных ценностей служителей. Мы можем сказать о ценностных ориентациях руководителей поместных церквей А редко упоминаются в качестве важных, типичные мужские ценности общества.

Но, в то же время, часто упоминаются женские ценности. Б наиболее популярны в нашем братстве ценности, характерные для лиц старшего и пожилого возраста. Не пользуются успехом молодежные ценности. В наиболее распространенные ценности в нашем братстве характерны для лиц с незаконченным средним образованием. Гораздо менее популярны ценности лиц с более высоким уровнем образованием. .Г в нашем братстве не популярны ценности характерные для предпринимателей и руководителей предприятий.

В противовес этим ценностям и целям, у нас более популярны ценности рабочих и пенсионеров. Д необходимо отметить, что более популярны в нашем братстве провинциальные ценности, мало популярные у жителей больших городов и мегаполисов. Соответственно 57 не пользуются успехом ценности крупных городов. 3. Краткий итог раздела работы - выявление самого восприимчивого идеального слушателя для проповеди среднего служителя ЕХБ. Его характеристики следующие пол - женский возраст - пожилой образование - неполное среднее профессия - рабочий пенсионер место жительства рождения - село небольшой городок . 4. Мы дали краткие рекомендации по социальной направленности проповеди.

Изучать специфику массового сознания россиян не только чрезвычайно интересно, но и необходимо, поскольку буквально на глазах в России происходит гигантская социально-экономическая трансформация, кардинальным образом меняющая сознание проживающих на этой территории людей.

Данное исследование позволило проследить динамику изменений структуры ценностей в различных социальных слоях и группах. Полученные данные, судя по всему, свидетельствуют о начале кристаллизации новой системы ценностей. Что в этой нарождающейся системе ценностей займет ведущие для всего общества места, сказать сейчас трудно. Библиография 1. Арансон Э Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды Механизмы убеждения - повседневное использование и злоупотребление. СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 2. Бонхёффер Д Сопротивление и покорность. М 1994. 3. Брага Дж. Как подготовить библейскую проповедь.

СПб. Христианское общество Библия для всех . 1995. 4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг 1921. 5. Вебер М. Избранные произведения. М 1990. 6. Вебер М. Социология религии М 1985. 7. Волков Ю.Г Добреньков В.И Нечипуренко В.Н Попов А.В. Социология. М 2000г. 8. Воловикова, Гренкова, Морскова. Утверждение через отрицание. Российский менталитет Психология личности, сознание, социальные представления М. Институт психологии РАН. 1996 9. Греков Б.А. Некоторые закономерности развития памяти в старческом возрасте. -Процессы естественного патологического старения. Л 1964. 10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. Гидрометеоиздат, 1990. 11. Гумилев Л.Н. Этносфера История людей и история природы.

М. Экопрос, 1993. 12. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. Социологические исследования. 1996. 12 13. Ф. Зимбардо, М. Ляйппе Социальное влияние Санкт - Петербург, изд-во Питер , 2001г. 14. Кокс X. Мирской град Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте.

М. Изд-во Восточная литература РАН, 1995. 15. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М 1970. 16. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре Быт и традиции русского дворянства XVIII - начало XIX века. СПб. Искусство, 1994. 17. Мак-Артур Дж. Возвращение к объяснитедьной проповеди Пер. с англ СПб. Христианское общество Библия для всех , 2001. 18.Мендра А.Г. Социология СПб Изд-во Алетея.1999г 19. Ментальность россиян Специфика сознания больших групп населения России, издания Российской Академии Образования, Москва. 1997 год, под общей редакцией Дубова И.Г. 20. Мид М. Культура и мир детства.

М. Наука, 1988. 21. Реан А. А Я.Л. Коломенский Социальная педагогическая психология. Питер. Санкт-Петербург, 1999г. 22. Силласте Г.Г Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социо- культурной ситуации Социологические исследования 1995, 10 23. Степанова Е.И Психология взрослых Экспериментальная акмеология.

Факультет психологии С Петербургского университета Изд-во Алетея, С Петербург, 2000г. 24. Стефаненко Т. Этнопсихология. Институт психологии РАН, Академический проект Москва 2000г. 25. Шаев А.С. Труд и проблемы духовного развития личности рабочего. Л 1967 Человек и общество 26. Ядов В. А. Ценности в кризисном обществе. Психологический Журнал, 1991, 12. Библиография на английском языке 27. Brewer M.B Campbell D.T Ethnocentrism and intergroup attitudes N.Y Halsted Wiley,1976. 28. Marbury С. Н. An excursus on the biblical and theological rhetoric of Martin Luther King. New York. Carlson. 1989 29. Triandis H. C. Culture and social behavior.

N.Y. etc. McGrawHill, 1994. 30. Zanna M. P. Rempel J.K. Attitudes A new look at old concept. New York Cambridge University Press. 1988 Приложение 1 анкета со средними показателями выбора жизненных целей служителями поместных церквей ЕХБ . Дорогой брат! Московская Богословская Семинария просит вас принять участие в опросе.

Цель данного исследования выявить жизненные цели, наиболее популярные в нашем братстве. Пожалуйста, отвечайте на вопросы максимально точно. Мы гарантируем анонимность ответов. 1. Ваш возраст 2. Ваше образование светское 3. Ваше образование духовное 1 Отметьте крестиком степень важности для вас жизненных целей Цели жизни совсем не важна не важна безразлична важна очень важна 1 . посвятить свою жизнь Богу X 2. уехать за границу X 3 . избавиться от дурной привычки X 4. развить свои способности X 5 . вести уединенную жизнь X 6. иметь хорошего друга X 7. иметь хорошую работу X 8. достойно умереть X 9. быть смелым, решительным X 10. испытывать алкогольное или наркотическое удовольствие X 11. не стать алкоголиком, наркоманом X 12. не служить в армии X 13. добиться, чтобы вас понимали, ценили и уважали X 14. каждый день открывать для себя что-то новое X 15. найти свое призвание X 16. способствовать развитию общества X 17. получать удовольствие от секса х 18. быть первым, лучшим в какой-то области X 19. служить Родине X 20. добиться, чтобы государство заботилось обо мне X 21. делать добро для других людей X 22. сделать что-то для сохранения окружающей среды X 23. добиться, чтобы люди моей нации процветали X 24. совершить в жизни что-то X 25. понимать свои жизненные цели X 26. понять смысл жизни X 27. сделать себя таким, каким хочу X 28. иметь возможность побыть время от времени одному X 29. заниматься спортом X 30. овладеть определенной профессией, мастерством X 3 1 . получить хорошее образование X 32. быть честным, порядочным человеком X 33. не упустить свой шанс X 34. входить в элиту общества X 35. заниматься своим делом X 36. обладать большим жизненным опытом X 37. обеспечить счастье моих детей X 38. отомстить всем своим врагам X 39. быть сильным X 40. иметь верных друзей X 41. никому не завидовать X 42. стать очень богатым X 43 . ни от кого не зависеть X 44. жить духовной жизнью X 45 . избавиться от комплексов X 46. заниматься творчеством X 47. развиваться как личность X 48. путешествовать по миру X 49. похудеть X 50. вести добропорядочную, нравственную жизнь X 5 1 . добиться, чтобы родители вам не мешали X 52. иметь много свободного времени X 53. сделать карьеру, добиться высокого социального положения X 54. делать все, что хотите X 55. иметь материальный достаток X 56. быть отличным специалистом в своей области X 57. иметь хорошую семью X 58. обеспечить здоровье и счастье ваших родителей X 59. иметь хорошее здоровье X 60. иметь хорошего сексуального партнера X 61.не стать жертвой преступления X 62. не стареть X 63 . не голодать X 64. иметь хороший характер X 65 не делать ошибок в жизни X 66. дать детям хорошее образование X 67. быть любимым X 68. не выделяться X 69. прожить интересную яркую жизнь X 70. быть умным X 7 1 . быть мудрым X 72. найти настоящую любовь X 73 . родить и воспитать сына дочь X 74. удачно жениться выйти замуж X 75. стать знаменитым X 76. иметь широкий и интересный круг общения X 77. обрести чувство гармонии с природой X 78. изменить свою жизнь X 79. не работать X 80. знать и понимать искусство X Из тех целей жизни, которые для Вас очень важны получили оценку очень важна, выберете и напишите одну цель жизни, самую главную для вас в настоящее время Посвятить свою жизнь Богу Благодарим Вас за сотрудничество! Желаем благословений! Наш адрес 113105, Москва, Варшавское шоссе, д.29, корп.2, МБС, тел 958-11-34 Гумеров Ринат rimar chat.ru Приложение 2 анкета со средними показателями выбора жизненных ценностей служителей поместных церквей ЕХБ Отметьте крестиком степень важности для вас ценности Ценность совсем не важна не важна Безразлична важна очень важна 1. могущество X 2. патриотизм X 3. союз X 4 законность X 5. успех X 6 . профессионализм X Т.согласие X 8. прогресс X 9. семья X 10. процветание X 1 1 . стабильность X 12. частная жизнь X 13. созидание X 14. достоинство X 15. здоровье X 16. демократия X 17. достаток X 18. духовность X 19. порядочность X 20. держава X 21. уважение к родителям X 22. порядок X 23. смысл жизни X 24. культура X 2 5. свобода X 26. веротерпимость X 27. дом X 28. новизна X 29. мир X 30. равенство X 31. милосердие X 32. надежда X 33. собственность X 34. труд X 35. справедливость X 36. безопасность X 37. любовь X 38. настоящая дружба X 2 Из тех ценностей, которые для Вас очень важны получили оценку очень важна, выберете и напишите одну ценность, самую главную для вас в настоящее время Духовность Благодарим вас за сотрудничество! Желаем благословений! РЕЦЕНЗИИ Hermann Hartfeld, PhD, Dr. Theol. 21.05.2002 Дипломная работа Гумерова Рината, Московская Богословская Семинария, Варшавское шоссе 29 2, г. Москва Дав прочитать дипломную работу Гумерова ученым немецкой академии наук, было сделано резюме, что работа студента МБГ составляет большой интерес для тех ученых, которые занимаются изучением проповеди русского проповедника.

На западе существует мнение, что 1. русские проповедники не заинтересованы проповедовать о том, что человек может иметь во Христе, русский проповедник заинтересован в этике.

Настоящий христианин не курит, не пьет вина и, естественно, не блудит и не прелюбодействует.

Данная этика не считается в западном мире чисто христианской, но межрелигиозной представители дальневосточных и мусульманских религий придерживаются той же этики.

Что же тогда отличает христианина от представителя другой религии? На этот вопрос славянские христиане отвечают полемикой и апологетикой.

Гумеров тщательно исследовал ряд феноменов русского менталитета и старается определить, каковой должна быть проповедь российского христианина. 2. Русский проповедник весьма агрессивен на кафедре. По всей вероятности, коммунистическая идеология оставила свои следы в умах традиционных проповедников.

Спасение зависит для многих проповедников не от дара Божьего, но от этики если ты лжешь, куришь, употребляешь алкогольные напитки и т.д. место твое в аду. Данная концепция проповеди напоминает психологический бихевиоризм. 3. Русская проповедь рассчитана для рабочих и крестьян интеллектуалам и бизнесменам места в проповеди почти нет. Таковы результаты наблюдений западных социологов, философов и теологов.

Правы ли они Гумеров стремится в своей научной работе через опросы многих славян найти метод проповеди, который соответствовал бы запросам современного русского человека.

Поставленные в опросах вопросы весьма актуальны и для западного ученого очень ценны, так как они подтверждают их наблюдения.

Гумеров, несмотря на свою гениальную работу, не в состоянии был дать нам удовлетворительный ответ, каковой должна быть проповедь русского проповедника в контексте русской культуры.

Вероятно, он воздержался от контекстуальных предложений, боясь, критики со стороны сторонников традиционной проповеди.

Несмотря на этот изъян, мы не имеем никаких возражений, оценить его работу, как очень хорошо. Мы также заинтересованы в том, чтобы Гумеров возглавил богословское образование христиан в калининградской области.

Работу его читали Проф. Др. Ганс Кюнг Тюбинген , Проф. Др. Вольфарт Панненберг Мюнхен и Др. Герман Гартфельд Рецензия На выпускную работу бакалавра Гумерова Рината Назымовича по теме Социальная направленность проповеди Ринат Назымович четко и логично представил введение в проблему исследования, дал обоснование причин его обращения к данной теме - социально-психологические сложности работы проповедника. Ясно сформулирована проблема и цель исследования см. стр.2 . Уже в цели заключается значительная практическая направленность рассматриваемого им вопроса, а именно учитывая жизненные ценности и др. социально-психологические особенности прихожан, пастырь может так выстраивать проповедь, что люди почувствуют подлинный интерес к их проблемам и духовное единение.

Похвально, что автор обращается к истории изучаемого вопроса, сжато прослеживает ее от Античности до ХХв. см. стр.4-6 . Определен предмет исследования - жизненные ценности разных категорий населения нашего общества, включая служителей церкви ЕХБ. Научными методами исследования были эмпирические методы - анкеты и опросники, т.е. традиционные методы психологии по классификации Б.Г. Ананьева. Вскрыта теоретическая и практическая значимость исследования. . Мы считаем, что автору следовало более ярко обозначить во введении и заключении НОВИЗНУ его работы.

Гумеров Р.Н. выявил жизненные ценности служителей поместных церквей ЕХБ и сопоставил их с ценностными ориентациями потенциальных прихожан -представителями самых разных слоев нашего общества.

Процесс обработки анкет был очень аккуратным, строгим, обстоятельным.

Результаты представлены в виде диаграмм стр. 44, 51 и др Выпускная работа снабжена богатым приложением.

Полученные автором данные могут рассматриваться как фундамент, позволяющий осуществлять социальную направленность проповеди. На наш взгляд очень интересны следующие содержательные стороны сравнительные характеристики ценностей братства с ценностями мужской и женской половин нашего общества см. стр. 17-18 . Это позволяет создать эскиз психологического портрета проповедника ЕХБ сегодняшнего времени.

Этот материал обладает высоким рефлексивным потенциалом. Во-вторых, это преимущественная популярность в братстве ценностей, характерных для лиц с незаконченным средним образованием, а не более высокими его уровнями см. стр. 57 и др. Ринат Назымович продемонстрировал не только умение научными методами получать информацию, но и делать жесткие, определенные выводы см. стр. 18 - Выводы для проповеди и ученичества, стр. 35 - Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования, стр. 57 - Заключение. Мы отмечаем хороший стиль работы, культуру ее оформления, содержательное разнообразие источниковой базы исследования.

Еще раз подчеркиваем научную новизну и высокую практическую направленность итоговой работы Гумерова Р.Н. У нас она вызвала подлинный интерес и одобрение.

Пожелания 1 более внимательно выверять печатный текст опечатка на стр. 5 выдерживать единый стиль в формулировке задач исследования стр. 11 . Исследовательская выпускная работа Гумерова Р.Н. выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дипломам и квалификационным работам и заслуживает высокой оценки. 21.05.2002. Преподаватель цикла психолого-педагогических дисциплин Московского городского университета и Нового гуманитарного университета Н.Нестеровой, кандидат педагогических наук - Илюшина Н. Н.

– Конец работы –

Используемые теги: Социальная, направленность, проповеди0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная направленность проповеди

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебник подготовлен коллективом авторов... гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р... наук проф П Д Павленок...

Конспект лекций Социальные проблемы, социальная политика и социальная спра­ведливость.
Социальная политика и формирование среднего класса... Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых... Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале г Действительно ход и...

Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие.
На сайте allrefs.net читайте: Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие....

Социальные организации и социальные движения
На сайте allrefs.net читайте: Социальные организации и социальные движения...

Социальная реклама. Особенности социальной рекламы Дагестана.
К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать… Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует…

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ «ХОРОШЕВО – МНЕВНИКИ» И ЦСПН СЗАО г. МОСКВЫ.
Глубинные деформационные процессы в духовной жизни российского общества усиливают развитие трудных социальных проблем детей и подростков, а также… ЦЕЛЬ Определить принципы организации системы реабилитации с беспризорными и… ЗАДАЧИ 1. Выявить социально- психологические причины беспризорности, безнадзорности и нарушения детско-родительских…

Танкаева Анастасия, агентство социального маркетинга «Курсор», доклад «Социальная реклама- благо или вред?»
Танкаева Анастасия агентство социального маркетинга Курсор доклад Социальная реклама благо или вред...

Предоставление информации для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами
На сайте allrefs.net читайте: -предоставление информации для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами;...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Социальная политика и социальная справедливость Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным… Итак, субъект социальной политики социальные группы, имеющие в своих руках… Однако, что есть справедливость Справедливость - понятие о должном, связанное с исторически меняющимися…
  • Социальные конфликты. Теории социальных конфликтов Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Крупный конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта относит три вида… Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради… Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов,…
  • Тема 8. Социальная структура и социальная стратификация На сайте allrefs.net читайте: Тема 8. Социальная структура и социальная стратификация...
  • Психологов, специалистов по социальной работе, социальных На сайте allrefs.net читайте: Психологов, специалистов по социальной работе, социальных...
  • Анализ социальной деятельности социальной службы Большая часть таких повреждений приходится на мужчин репродуктивного, трудоспособного возраста (20-40 лет). Специалисты, работающие с инвалидами,… Основной заботой государства по отношению к инвалидам (детям-инвалидам)… Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.