Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования

Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования. В начале для анализа были выделены те ценности, наиболыиая распространенность которых была выявлена среди людей, имеющих неполное среднее образование, и наименьшая 31 - в группе лиц с высшим и незаконченным высшим образованием.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что наибольшую распространенность среди лиц с незаконченным средним образованием и наименьшую среди лиц с законченным и незаконченным высшим имеют такие ценности как союз, порядок, дом, мир, равенство, милосердие, надежда, справедливость, уважение к родителям и настоящая дружба. Ментальность россиян, с. 82 Особого рассмотрения требует ценность достаток. Люди с высшим образованием выбирали ее реже, чем люди с более низким образованием статистически значимые различия отмечены между группой лиц с высшим образованием и группой лиц с незаконченным средним образованием. Группу, окончивших среднюю школу или получивших среднее специальное образование характеризует относительно высокое место любви и свободы. Показательно, что в группе лиц, получивших среднее образование, практически нет ценностей, которые занимали бы там место более высокое, чем в иерархиях всех остальных групп. Данное обстоятельство подчеркивает определенный ценностный антагонизм крайних групп и переходное между ними положение группы лиц со средним образованием.

В то же время в иерархии распространенности ценностей у тех, чье образование ниже среднего, гораздо выше, чем у других, стоят связанные с обеспечением жизнедеятельности индивида и семьи ценности мир, уважение к родителям, справедливость, порядок, согласие, дом, безопасность. Ментальность россиян, с. 82 Таким образом, получается, что лица с низким уровнем образования являются гораздо большими, чем лица с высоким уровнем образования, приверженцами традиционалистских ценностей. 4.2.1 Выводы о зависимости формирования ценностной ориентации от уровня образования Очевидно, что в процессе образования человек усваивает не только определенные знания, но и различные ценности.

В первую очередь, им усваиваются наиболее устоявшиеся базовые ценности той субкультуры, к которой он принадлежит.

Однако, чем более серьезно получаемое образование, тем больше у индивида возможностей ознакомиться с ценностями различных субкультур в данном обществе, а также с ценностями других культур.

Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем больше он имеет возможности отойти от традиционалистской для своей субкультуры или своей культуры системы ценностей. 32 У людей, получивших широкое образование, выше вероятность того, что среди принятых ими ценностей окажется больше ценностей, доминирующих другой культуре или носящих общечеловеческий характер. 4.2.2 Выводы о факторах объединяющих ценности в группы Рассматривая полученные наборы с точки зрения отнесенности целей к вьщеленным ранее факторам следует отметить, что факторы 1 самоосуществление , 4 защита Я , 8 сила и независимость , 9 интеллект , 10 понимание своих целей , 11 семья , 12 инфантильная автономия , 13 секс и 16 искусство оказались более чувствительны куровню образования, чем цели остальных факторов.

Так, например, практически все цели из первого фактора самоосуществление оказались гораздо важнее для тех, у кого имеется высшее образование, тогда как важность абсолютного болыпинства целей, принадлежащих ко второму внешний успех и к третьему служение обществу факторам, наоборот, оказалась практически независимой от роста или снижения уровня образования. Ментальность россиян, с. 130 4.2.3 Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования.

Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А26 понять смысл жизни. Большинство этих людей в силу специфики полученного образования имеет в настоящее время работу, относящую их к белым воротничкам. Такая работа, несомненно, дает им возможность размышлять о философских проблемах устройства мира. Не менее очевидно и повышенное стремление лиц, получивших кроме простого среднего дополнительное образование техникум, вуз и т.п дать хорошее образование также своим детям.

Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из традионалистского или из модернистского кластеров. Ментальность россиян, с. 82 33 Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование 10 - имеют высшее светское образование 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь почти полностью отвергаются ценности факторов самоосуществление и внешний успех - законность, стабильность, развить способности, профессионализм, успех, процветание, культура, достаток и т.д. Все эти ценности входят в разряд важных или очень важных для лиц имеющих высшее образ?вание.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием союз, порядок, милосердие, надежда, уважение к родителям, дом, мир, равенство, справедливость. Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из традиционалистского ши т модернистского кластеров. Ментальность россиян, с. 82 . На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей. 34 Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы а имеющие неполное среднее образование и б имеющих высшее образование.

Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности.

Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литерсапуры и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессионалъный, изменяет отношент человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию. Степанова, с. 131 Ценности этих групп противоречат друг другу.

И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы.

Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов.

Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей.

И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам не обремененным высшим образованием на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем ттеллектуалъного развития человека.

Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомтеюпованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение.

В первую гругту вошли лгща с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лща с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием. Сопоставление этих групп показало, что лща из первой группы значителъно уступают по уровню развитию психических фунщий и интеллекта всем осталъным.

Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. Греков, с.32 Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией. Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от енутрентх бед, поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиалъный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непрившегированных слоев.

Интеллектуал ищет возможностъ придать своей жизни пронизыеающей ее смысл на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет единства с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концещию мира в концепцию смысла. Вебер, с. 206 Рожденный в резиновых сапогах, не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах.

Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже и то, только если он сможет найти с ними общий язык. Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей восприимчивых к образованию, которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни.

Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование. Кумбс, с. 167 36 5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи.

Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию. Мендра, с. 299 . 5.1