рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковь и государство в советские времена

Церковь и государство в советские времена - раздел Религия, Взаимоотношение церкви и государства в настоящее время. Церковь И Государство В Советские Времена. В Конце Xix Начале Xx Вв. В Светск...

Церковь и государство в советские времена. В конце XIX начале XX вв. в светской и церковной печати развернулась полемика о состоянии свободы совести в Российской империи. Обсуждение вопроса о границах религиозной свободы, о правах инославных христиан, старообрядцев и сектантов побудило представителей либерального и консервативного направлений российской общественной мысли сформулировать свои позиции относительно положения самой Русской Православной Церкви в системе институтов высшего государственного управления.

Сторонники либерального направления отстаивали необходимость политико-правового решения вопроса о полном отделении Церкви от государства, предполагающем равноправие всех конфессий и религиозных сообществ, отмену государственного статуса Православной Церкви как первенствующей и господствующей.

Основные положения либералов - Свободная церковь в свободном государстве и в правовом государстве не может быть господствующей церкви - стали лозунгами антимонархического освободительного движения. В свою очередь консерваторы, включая представителей православной иерархии и клира, выступили сторонниками церковных преобразований, призванных восстановить соборные принципы управления Церковью и предоставлении Ей большей свободы в управлении внутренними делами в соответствии с церковными канонами.

То есть речь шла о восстановлении в государстве симфонии светской и духовной властей, нарушенной, с точки зрения церковных реформаторов, в результате синодальной петровской реформы. Церковные реформаторы выступали за сохранение традиционного привилегированного положения Православной Церкви в Империи как первенствующей и господствующей, рассчитывая на прямое покровительство Императора во взаимоотношениях Церкви с государственными структурами В полемическом противостоянии либерально-атеистического и церковно-консервативного направлений С.Н. Булгаков занимает особое место.

В первых своих статьях о религиозной ситуации в России он сосредотачивает внимание на критике взаимоотношений между Русской Православной Церковью и самодержавным государством. Позицию С.Н.Булгакова можно определить как православный антимонархический радикализм, объектом тотального отрицания которого явился российский вариант цезаропапизма. Основные положения этой позиции сводятся к следующему.

Главенство в Церкви православного царя как помазанника Божия абсолютно неприемлемо прежде всего по догматическим причинам. Оно противоречит христианскому вероучению о природе Церкви. Тем самым отвергается мистическая связь между православием и самодержавием, существование которой в действительности имеет преходящий церковно-исторический и религиозно-психологический характер. Освящение этой связи в богослужебной практике оправдывает полное подчинение Церкви монархической власти.

Радикальное отрицание существующих церковно-государственных отношений с богословской точки зрения подводит автора к религиозному обоснованию необходимости политической борьбы с самодержавием во имя освобождения Церкви от ига цезаропапизма, разрушения внешнего и внутреннего союза Церкви и государства. Упразднение самодержавия и, соответственно, мер государственного принуждения в вопросах религиозного самоопределения личности рассматривается в качестве необходимого условия установления автономного и соборного существования Церкви в новом государстве, которое должно носить светский характер. Богословская позиция, которую последовательно занимал С.Н.Булгаков в экклезиологической оценке религиозно-политической системы императорской России, оказалась востребованной Поместным Собором Русской Церкви после февральского переворота 1917г. По поручению соборного отдела им был подготовлен проект декларации Об отношении Церкви к Государству.

Процесс разрушения исторической российской государственности, начавшийся после свержения монархии, привл к известной корректировке взглядов Булгакова на принципы функционирования церковного организма в постмонархической России.

Трансформация богословских воззрений осуществлялась в русле обновления идей церковного реформаторства начала 900 х гг. В Декларации Булгаков выступает противником полного отделения Церкви от государства, полагая, что в новых политических условиях возникает насущная необходимость христианизации светского государства в любых его формах.

Церковь может оправдать всякую политическую форму государственности только в том случае, если власть действует в соответствии с духом Христовым. Противление этому духу превращает всякую государственность, как монархическую так и демократическую, в царство зверя. Меры внешнего принуждения, насилующие религиозную совесть иноверных русских граждан, признаются не соответствующими высокому достоинству Церкви. Новое государство, если оно не захочет порывать с исторической и духовной традицией, само должно охранять первенствующее положение Православной Церкви в России.

Основные принципы, изложенные в Декларации были утверждены Поместным Собором, определение которого гласило, что Церковь должна быть в союзе с государством, но под условием своего свободного внутреннего самоопределения. Таким образом, богословскую позицию С.Н. Булгакова можно считать соборным ответом Церкви на политический вызов революционной эпохи. Проблема взаимоотношений церкви и государства естественно не замыкается в национальные границы.

Она носит вселенский характер. Ее решение существенно влияло на ход всей мировой истории человечества. Особым образом оно повлияло на судьбы европейской западной цивилизации, которая именует себя христианской. В различных исторических цивилизациях вопрос взаимоотношений священного и профанного, церковного или жреческого и государственного ставился и решался по-разному. В древних цивилизациях он решался, как правило, в пользу священного.

Античные цивилизации, еще не разделяя священное и профанное жесткой границей, уже отдают ведущую роль в этих отношениях государству и его законам, а не божественным установлениям. Разграничение полномочий божественной и мирской власти предпринимается в древнем Израиле, когда израильтяне потребовали у Бога через Самуила Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. 1 Цар. 8.6. Бог расценил это требование как отвержение народом Израиля Его власти и передачу властных полномочий земному царю. Они не хотят, чтобы я царствовал над ними сказал Бог Самуилу.

Совершено определенно решило проблему взаимоотношений двух царств божьего и мирского христианство. Оно провело разграничительную линию между ними. Отныне царство Бога Царство Небесное не сливалось с царством Кесаря государством. Заповедь Христа Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу. Мф. 22.21. и ответ его Понтию Пилату перед казнью Царство Мое не от мира сего Ин. 18.36. не оставляли сомнений в этом разграничении.

Проблема взаимоотношений священного и профанного была переведена в новую фазу и потребовала новых подходов и решений. На пути поиска этих подходов и решений западная европейская цивилизация пришла в конечном итоге к диктатуре государства над церковью, к объявлению религии не государственным, а частным делом граждан. Принцип свободы совести, а не верности Богу, был провозглашен основным принципом религиозной жизни граждан. Процесс обезбоживания государства привел к распаду системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, к превращению государства в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви III. в.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Взаимоотношение церкви и государства в настоящее время.

Постепенно возрастает число верующих, открываются вновь восстановленные храмы. О своем доверии к Церкви заявляет большая часть населения… Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом… Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковь и государство в советские времена

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Взаимоотношения русской православной церкви и государства в современной России
Взаимоотношения русской православной церкви и государства в современной России. Проблема взаимоотношений церкви и государства естественно не замыкается в национальные границы. Она носит всел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги