Ислам в соверменном мире

Работа подготовил ученик 11 класса A МОУ СОШ 24 Литвин Владислав. г. Нальчик 2006 г. Содержание. I. Вступление. Распространение Ислама в конце 20 века. II. Краткий исторический очерк. III. Современное проявление Ислама. 1. Организационная структура. 2. Вероучение. а Внутренние проблемы организационной структуры и веры. б Противоречия с внерелигиозными идеями.IV. Заключение. Краткая оценка возможных перспектив развития.

Ислам является ныне крупнейшей мировой религией. О числе исповедующих ислам можно говорить лишь предположительно, во всяком случае, бесспорно, оно значительно превышает сегодня миллиард человек. И число это постоянно растет, что в Азии и Северной Африке происходит, главным образом, в Сиду высокой рождаемости, быстрого естественного прироста населения, а в Африке к югу от Сахары из-за все возрастающего количества людей, обращаемых в исламскую веру. I. Распространение Ислама в конце 20 века. Традиционный ареал распространения Ислама можно представить себе как широкий пояс Сахары, который охватывает на данной широте все страны Африки и Азии от Марокко до Индонезии за исключением Индии, где индусы-индуисты составляют большинство но и здесь число мусульман превышает 100 миллионов.

Это имеющее довольно четкие очертания географическое пространство расширяется на юг в Африку вниз от Сахары, где число мусульман неуклонно растет, а исламские институты, благодаря финансовой поддержке мусульманских нефтяных держав, ведут активную пропаганду, а также на север в Азию, где мусульмане составляют большинство населения как в Турции, так и в центрально-азиатских республик, входивших в большей своей части до 1991 года в состав Советского Союза. Наконец, говоря о распространении ислама вширь, надо еще иметь в виду тех мусульман в Западной и Северной Европе, а также в Северной и Южной Америке, которые переселились сюда по политическим причинам или в поисках работы и основали здесь исламские объединения для сохранения своей веры и идентичности. Причем как раз в этой так называемой исламской диаспоре национальный характер большинства объединений например, марокканских, турецких, иранских, индонезийских бросается в глаза, в то время как о какой-либо религиозной дифференциации, в частности, между шиитами составляющими около 10 всех мусульман и суннитами составляющими подавляющее большинство всех мусульман, т.е. примерно 90 или внутри суннитского Ислама между последователями различных направлений правовых школ, в качестве основы для создания различных объединений не может быть и речи. И то, что отметил Клиффорд Гиртц по отношению к Марокко и к Индонезии, можно обобщить Ислам в такой же мере универсальная религия, как форма жизни, имеющая регионально-культурный отпечаток.

Вера и учение, как и богослужение на арабском языке являются общими для всех мусульман, но религиозные обычаи, традиции, обряды, напротив, имеют ясно выраженные черты региональных культур, что позволяет, к примеру, отличить турецкий Ислам от индийского или индонезийского.

В этом кроется причина того, почему мусульмане турецкого происхождения в западноевропейской так называемой исламской диаспоре предпочитают создавать собственные тюрко-исламские объединения, вместо того чтобы искать общие формы объединения с мусульманами из других культурных регионов, например, с арабами или выходцами из Индии, и это касается также всех других групп мусульман. При восприятии Ислама со стороны представляется, что внутренняя дифференциация играет здесь лишь второстепенную, подчиненную роль. Исключение составляет, пожалуй, лишь особый случай, касающийся ситуации в Иране, где на первый план выступает то направление шиитского Ислама движение имамитов, которое со времен так называемой исламской революции в Иране 1979, когда был изгнан шах и во главе правительства встал Аятолла Хомейни умер в 1989 году, стало хорошо известно всему миру, и поныне, в общем, стоит за революционным исламом.

Кроме различия между суннитами и шиитами, современное противостояние в странах с преобладающим суннитским большинством населения определяется различием между так называемым исламизмом и политикой, более ориентированной на европейские модели развития например, в Египте, в Алжире.

К этому добавляются еще установки на традиционные формы жизни, бытового уклада например, в эмиратах в зоне Персидского залива, на классическую исламскую систему права например, в Судане, Пакистане или на мистические толкования Ислама например, в границах Индийского субконтинента.

II. Краткий исторический очерк. Ислам возник на Аравийском полуострове на территории нынешней Саудовской Аравии.

Его пророк-основоположник Мухаммад Магомет стоит, согласно его собственному откровению, подтвержденному в тексте Корана, в одном ряду с библейскими пророками Авраамом, Моисеем и Иисусом и изначально занимает по отношению к ним то положение, которое определяется задачей повторить их прежние послания и откровения, запечатлеть их письменно, донести их до мусульман в окончательном, очищенном виде. Таким образом, Мухаммад подводит итог ряду пророчеств, завершает историю откровений последним исламским переводом, поэтому после него никакой другой пророк уже не может появиться.

Пророчества Мухаммада охватывает промежуток времени между 610 и 632 годами нашей эры. Первое из них происходит в родном городе Мухаммада Мекке и не имеет большого успеха у населения.

Кажется, сильный акцент на одном-единственном боге Аллахе приходит в противоречие с интересами жителей Мекки, поскольку те извлекали немалые выгоды из паломничества в их город, где почитались разные божества и святыни, и опасались, что монотеистическая установка в религии сократит поток паломников и нанесет чувствительный ущерб их доходам.

К тому де гражданам Мекки была совершенно чужда мысль о жизни после смерти, для их радостей страданий решающее значение имело этическое поведение в этой земной жизни.

Поэтому они отвергли послание, которое нес им Мухаммад, и преследовали его и его сторонников до тех пор, пока он не переселился из Мекки в Медину в 622 году хиджра начало исламского летоисчисления. В Медине он возглавил общину умма, и этот момент считается исходным пунктом возникновения исламского государства. Объявление нового времени мединского летоисчисления оправдано тем, что с той поры указания на любые события общественной жизни получают связь с новым религиозным учением выходца из Мекки, образующим как бы становой хребет и исламского права, и всех форм общественной жизни и общественных отношений.

Успешное внутреннее в самой Медине, где большинство проживающих там племен и кланов принимает исламскую веру и заключает специальный договор с другими проживающими в городе племенами-кланами, исповедующими иудаизм и внешнее вокруг Медины, практически на всей территории Аравийского полуострова развитие уммы органично дополняют друг друга. Процесс интеграции охватывает соседние области, и Мекка также еще при жизни Мухаммада была вынуждена войти в умму. Таким образом, на протяжении одного десятилетия возникает исламское государство, которое простирается на всю территорию Аравийского полуострова, а после смерти Мухаммада 632 год нашей эры выходит за пределы этого полуострова. С поразительной скоростью она возрастается и по истечении одного столетия уже охватывает всю Северную Африку вплоть до Испании, а также весь Ближний Восток вплоть до Персии.

Стремительный рост и распространение вширь исламского государства до сих пор вызывают изумление.

В Европе нередко склонны объяснить этот факт тем, будто распространялся Ислам вширь огнем и мечом. Вряд ли такая интерпретация соответствует исторической истине. В действительности дело обстояло так. и это хорошо известно, например, из истории Испании что мусульманские войска продвигались не столько со стремительностью, сколько с большой осторожностью, извлекая для себя максимальную выгоду из существующих различий между массами коренного населения и официальными властями в тех областях, куда они наступали, и именно благодаря этому им удалось столь быстро подчинить себе огромные территории.

А различия и связанные с этим противоречия между носителями власти и коренным населением соседних областей касались, прежде всего, религии. Мусульманам удалось перетянуть на свою сторону тех, кого преследовали верные Риму или Византии представители христианства, а среди таких гонимых были копты, ариане последователи арианства, несториане, якобиты последователи святого Иакова, а также проживавшие на этой земле иудеи, так что история распространения Ислама в первый век его существования в полной мере может быть понята лишь в совокупности с историей христианских ересей.

Во всяком случае, надо исходить из того, что проживавшие на Востоке христиане еретики, которые вели борьбу с Византией за свободу вероисповедания, воспринимали наступление мусульман скорее позитивно, приветствовали его как свое освобождение, с их точки зрения это не было завоевание и насильное навязывание им другой, новой религии. Последующая история распространения Ислама также определяется благоприятными для него историческими обстоятельствами в тех областях, куда он проникает.

Сасанидский Иран практически уже приближался к своему концу, а в религиозном отношении кризис манихейства открыл Исламу на его пути в центральную Азию единственный шанс выступить в качестве его наследника, так что история распространения Ислама в этом регионе тесно переплетается с историей падения и ухода с исторической арены манихейства, что придает этому процессу особую окраску.

Отчасти уже манихейские богословы как позднее на этом настаивали исламские теологи исходили их того, что откровения пророков Моисея и Иисуса подверглись искажением в проповедях их последователей и учеников и нуждалась в очищении, точном переложении и поправках такую роль исполнил основоположник манихейства Мани умер в 276 году нашей эры, появление которого якобы предсказал сам Иисус согласно Евангелию от Иоанна так называемая глава о Святом Духе 14,26. Достигнутое таким образом политическое господство мусульман в дальнейшем в период от крестовых походов до турецких войн было подкреплено и распространено еще далее вширь с помощью военных действий.

Так произошло при установлении мусульманского политического господства в Святой земле Палестине, при завоевании 1453 году Константинополя, с чем был связан конец Восточно-Римской империи и начало проникновения в Европу турок, которые подошли к воротам самой Вены наконец, при установлении мусульманского политического господства на севере Индийского субконтинента.

В 19-20 веках к этому добавляются военные интервенции в центрально-азиатские регионы, а также направленная против колониальной политики западных держав прежде всего Франции и Англии борьба мусульманских народов за независимость во имя Аллаха.

История распространения Ислама была бы неполной, если не вспомнить о многочисленных торговых караванах и купцах представителях исламского мира, которые отправлялись и в Индонезию, и в Африку, на юг от Сахары, и в известном смысле способствовали проникновению Ислама в эти регионы и укреплению их связей и контактов с мусульманской метрополией. Это был важнейший фактор, способствующий мирному распространению Ислама. Таким же мирным путем и вовсе без миссионерских тайных замыслов и целей происходило распространение Ислама при переселении мусульман, главным образом, по политическим и экономическим причинам в поисках убежища и работы, в Западную Европу и в Америку.

Только с конца 1970-х годов исламские институты и организации, существующие на родине этих эмигрантов, начали использовать их присутствие в данных регионах мира в соответствии с миссионерской концепцией, а также о религиозном равноправии, против диктата великих христианских церквей. После распада Восточного блока и дезинтеграции Советского Союза, который перестал существовать 31 декабря 1991 года, все чаще в качестве антипода современному государству западного образца стараются представить исламскую модель, о чем кричат крупными буквами заголовки газет, освещающих текущие события, и о чем говорят такие серьезные теоретики, как, например, Хантингтон из США, который видит в возможном столкновении культур, в столкновении с исламской цивилизацией, реальную угрозу для будущего человечества.

III. Современное проявление Ислама.

Для характеристики современного Ислама необходимо принять во внимание те моменты, которые имеют значение для вех других религий нашего времени, а именно его организационную структуру, вероучение и проблему, связанные с модернизацией. 1.

Организационная структура

Этому редко полностью соответствует вероучение исламской религии. 2. Вопросы, которые затрагивает Коран, касаются почти без исключения всех... б Противоречия с внерелигиозными идеями Первым и острейшим противоречи... В последние 20 века все более выявляется, сопровождаемый и усиленный э...

Заключение Краткая оценка возможных перспектив развития. Все сказанное выше свидетельствует о том, что ныне мусульмане более чем когда-либо за все последние столетия находятся в состоянии поисков своего собственного пути. Это поиски еще более ускоряются и стимулируются обстоятельствами, которые связаны с экономическими проблемами, трудностями, переживаемыми большинством стран с мусульманским населением из-за его быстрого естественного прироста, с профессиональными установками и интересами молодых поколений, наконец, с тем, что импортированные из Европы или США модели общественного развития такого типа, как национализм, социализм, капитализм показали свою непригодность для функционирования в местных условиях.

Решение проблем люди пытаются найти в том, что они называют исламским путем развития, но что конкретно имеется в виду под исламскими моделями развития остается во многом спорным и неясным.

Пожалуй, в каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение проблем согласно их концепции.

Мы не имеем здесь возможности их все применительно к разным странам.

Мы можем только с достаточной уверенностью утверждать, что единого, одного исламского пути все же не существует, а в центре общественного внимания и дискуссий оказываются многие и разные модели.

Поэтому было бы крайне неточно и ущербно для научного анализа объединять все эти различные попытки таким понятием, как фундаментализм. Причина этого многообразия путей и возможных решений кроется в самой исламской истории. Наряду с Кораном нужны и другие правовые источники для регулирования общественных отношений и ответа на новые вызовы и вопросы времени. В то время как одни например, Хомейни и его последователи видят единственный источник правовых решений в шариате, другие например, мусульманские братства хотят опираться только на Коран, а третьи исходят из того, что даже в самом Коране надо видеть разницу между вечными истинами и указаниями, имеющими временное, преходящее, предопределенное меняющимися условиями значение исмаилиты под руководством Ага-Хан, и более того разницу между первой частью откровений, высказанных в Мекке, и второй частью откровений, сделанных в Медине так считает Махмуд Мухаммад Таха. Но независимо от различий между ними, все эти группы оказываются перед лицом тех проблем, которые выдвинуты временем, эпохой модернизации. Одни, как Ататюрк, пытаются решить эти проблемы на пути секуляризации, другие, наоборот, ищут выход в возращении назад в исламскую историю.

Таким образом, мусульмане перед лицом своего будущего оказываются сегодня на распутье.

Ясно, что даже самая последовательная верность старым заветам и образцам, к которой люди обращаются в знак протеста против вызовов времени, вопреки тенденциям к модернизации, не может привести к повторению истории.

Да и само по себе такое возвращение в прошлое это лишь один их вариантов концептуального ответа на требования модернизации. Возможны при этом и другие варианты, другие пути, которые обсуждаются и по которым будет еще немало споров. Представляется, что вопрос о будущем развитии исламского мира сегодня находится, в принципе, в стадии движения, становления и внутреннего раскола.

Это проявляется при попытках установит исламские ориентации в современном мире и создать новые группировки. Принадлежность к таким группировкам со временем, постепенно может стать более важным индикатором, чем традиционное деление мусульман на суннитов и шиитов или выявление их принадлежности к разным мазхабам правовым школам и толкам. По какому пути пойдет развитие исламского мира этот вопрос имеет огромное значение и для той части человечества, которая не принадлежит к мусульманской общине, поскольку исламский мир становится важным политическим и экономическим фактором для всего земного шара, во всяком случае для Европы и Америки.

К этому добавляется и то обстоятельство, что со временем все более увеличивающееся число мусульман будет проживать за пределами исламского мира и их судьбы окажутся непосредственно связанными с судьбами тех, с кем они будет жить рядом. Ясно, что все исламские группы, действующие как внутри, так и вне исламского мира, стремятся сами или вынуждены сотрудничать в политическом и хозяйственном отношении с неисламскими группами, чтобы достичь своих целей. Таким образом, и те, кто не является мусульманами, втягиваются в развитие исламского мира, в процесс принятия решений, и со своей стороны могут выбирать, кого они хотят поддержать для обеспечения мирной совместной жизни.

Безусловно, подавляющее большинство мусульман стремится к мирной жизни на планете, на которой всем бы хорошо жилось, однако мнения о том, какой путь ведет к этой цели, очень сильно расходятся.

Эти расходы, видимо, в значительной мере определяет характер и направление дискуссий среди мусульман и не-мусульман в ближайшие десятилетия. Список используемой литературы 1. Антес П. Ислам в современном мире. Сборник Ислам в Евразии. М 2001. 2. Шюон. Ф. Понять Ислам. Вопросы философии, 1994 3. Иордан. М.В. Этническая культура проблема самосохранения в современном контексте. М Нальчик, 1997.