Архетип Троицы по Юнгу

Архетип Троицы по Юнгу. Концепция Леви-Брюля, сформулировавшего основные отличия мышления и мироощущения первобытного человека от мышления и мироощущения современного человека, основанная на трудах выдающихся этнографов XVIII-XX веков, смелых и любознательных европейцев и североамериканцев, может быть усилена не только идеей субъективности общины, но и наблюдениями и умозаключениями другого замечательного ученого - Карла Густава Юнга, одного из двух великих патриархов психоанализа.

Юнг охотно пользуется коллективными представлениями и часто ссылается на Леви-Брюля. Основываясь на своей клинической практике врача-психоаналитика, трудах этнографов и собственном мистическом опыте, он выдвинул идею архетипа. Архетипами Юнг называл сложные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы, самые важные из которых - это Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Старик.

Среди менее значимых архетипов находится архетип Отца, Троицы, Антропоса. Архетипы, по Юнгу, имеют важное конституирующее значение в жизни бессознательного в человеке, так что, по его словам нам никогда легитимно не отделаться от архетипических основ, не согласившись поплатиться за это неврозом, точно также как нельзя без самоубийства отделаться от тела или его органов. Ибо архетип - о чем никогда не следует забывать - душевный орган, который имеется у каждого.

Плохое объяснение архетипа означает собственно плохую установку по отношению к этому органу, из-за чего последнему наносится ущерб. В конечном счете всякий сетующий - просто скверный толкователь. Архетипы - непоколебимые элементы бессознательного, но они постоянно изменяют свой облик. Например, архетип ребенка содержит мотивы потенциального будущего, мотив осознавания Да будет свет, мотивы заброшенности, покинутости, подверженности опасностям и непреодолимости Один дома, гермафродитизма, целостности, восприятия ребенка как начальной и конечной сущности. Отдельный архетип, сам будучи очень сложным органом сознания, сплетен с другими архетипами и вместе они образуют схватываемое единство.

Интересующихся идеями Юнга я отсылаю к его трудам, а в контексте этой статьи я хочу сделать следующие