Отношение к благотворительности у мусульман

Отношение к благотворительности у мусульман. Ислам различает благотворительность, которую человек творит по велению сердца, и обязательную благотворительность, которая предписывается каждому мусульманину, имеющему определенный минимум дохода — “закат”. Это юридически регулируемая практика милостыни, один из “столпов ислама”. По сути “закат” представляет собой налог на некоторые виды имущества и богатство.

Собранные средства идут на поддержку всех нуждающихся, в том числе больных и бедных, должников, путников, военнопленных.

Идея этого “налога” заключается в том, что с его помощью “очищаются” собственность и богатство того, кто его платит. Монотеистические религии проводят идею о том, что все земные блага мы получаем от бога “взаймы”, и потому должны употребить свое богатство как его “добрые управители”, а не собственники в полном смысле этого слова.

Не удивительно поэтому, что Коран уподобляет “закат” ссуде, выдаваемой Богу, за которую он отплатит сторицей. Бог наделил свои создания собственностью и богатством, в частности для того, чтобы они были возвращены ему деяниями, которые поддерживают общину мусульман. В Коране чаще всего говорится вместе и о “закате”, и о спонтанной благотворительности: Не в том лежит благочестивость, Чтоб на восток ль запад лик свой обратить, А благочестье в том, Чтобы уверовать в Аллаха …И из любви к нему добром своим делиться И с тем, кто близок по крови, И с сиротой, и с нищим, И с путником, и с теми, кто взывает, И дать рабам на откуп, И по часам молитвы совершать, Платить закат, Скрепленный договор исполнить.

Таков лик праведных — предавшихся аллаху! Интересно, что в Коране благотворительность вытекает из желания возвратить Богу часть полученных от него благ в знак благодарности, а потому Коран призывает делиться с ближними именно тем, что дорого вам самим: “И никаким путем вам благочестия не обрести, пока вы милостью не будете давать того, что дорого и любо вам самим; и что бы вы из благ своих не издержали, Господь поистине об этом знает”. 2.2.