рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления в Буддизме

Основные направления в Буддизме - раздел Религия, История Мировых Религий Основные Направления В Буддизме. Многочисленные Конфессиональные Формы Соврем...

Основные направления в Буддизме. Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основных направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, социально - поведенческими и др. особенностями. 1. Хинаяна (Малая колесница) Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах.

Трипитака тхеравады — исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного определена роль Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений Срединным путем, пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д другая — в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного «Я» и отождествлении «Я» с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости, в поступках, словах, мыслях, к любви и состраданию ко всем существам, а также к радости от чистоты намерений.

Важным условием такого образа жизни, способствующего «истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби», является непривязанность, отрицание собственного «Я» и, следовательно, Моего. Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице — это учение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д есть страдание.

Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения.

Третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступень которого должна быть по - буддийски правильной, а именно: созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи.

В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины. Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления.

Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека. Карма (санскрит — деяние) - одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары.

В широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана.

Кроме того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы. Одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения, характеризующее три последовательные жизни индивида — прошлую, настоящую и будущую. Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать, прежде всего, двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху. 2. Махаяна (Великая колесница) Самые ранние тексты махаяны — это сутры Совершенствования мудрости (Праджня - парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи - драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах.

Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку.

С 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения.

В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисатвах.

Первые — это просветленные существа, которые обрели Просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план. Земные бодхисатвы — это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего.

Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне — 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания.

Обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе сверхъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята). Эта великая Пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания.

Следовательно, Иллюзия — это способ представления Будды, а избавление от нее — это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из них одно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма - кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота.

Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских.

Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины. 3. Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм) Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя - тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья - тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога - тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану - йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати - йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды. Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии.

Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Мировых Религий

Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных кон¬тактов между различными странами и… Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в… Когда Будда 2500 лет назад проявил просветление и этим показал, что возможно освободиться от неведения, он дал своим…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления в Буддизме

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История возникновения Буддизма
История возникновения Буддизма. Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры, где в то время шел процесс формирова¬ния рабовладельческих государств, в VI в. до н. э я

Сиддхартха Гаутама Будда
Сиддхартха Гаутама Будда. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью индийского царевича Сиддхартхи Гаутамы, получившего впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного

Основные концепции Буддизма
Основные концепции Буддизма. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религио

Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития
Источники по истории раннего Буддизма и основные этапы развития. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма — Ти

История распространения Буддизма
История распространения Буддизма. Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги