Монастыри и сангха

Монастыри и сангха. Вскоре монастыри превратились в главную и по существу единственную форму организации буддистов незнакомых с иерархически организованной церковной структурой и не имевших влиятельной жреческой касты.

Именно монастыри стали центрами буддизма очагами его распространения своеобразными университетами и библиотеками. В монастырских стенах ученые буддийские монахи записывали на древнеиндийских языках пали и санскрите первые сутры священные тексты которые на рубеже нашей эры составили весьма внушительный по объему писаный буддийский канон - Трипитаку. Здесь же вновь поступившие служки и послушники обучались письму и чтению изучали священные тексты получая неплохое по тому времени образование.

Объединявшаяся в рамках того или иного монастыря буддийская монашеская община именовалась сангхой иногда этот же термин использовался более широко - для обозначения буддистов большого района а то и страны. Вначале в сангху принимались все желающие затем были введены некоторые ограничения не принимали преступников рабов несовершеннолетних без согласия родителей. В послушники часто шли подростки сочувствовавшие буддизму миряне нередко посылали в монастырь сыновей.

Вступавший в сангху должен был отказаться от всего что связывало его с миром - от семьи от касты от собственности во всяком случае на время пребывания его в монастыре. Он принимал на себя первые пять обетов не убий не укради не лги не прелюбодействуй не пьянствуй сбривал волосы и облачался в монашеские одежды. Членство в сангхе не было обязательным в любой момент монах или послушник мог выйти из нее и возвратиться к мирской жизни.

В таких странах как Цейлон Шри-Ланка Таиланд Бирма Камбоджа Кампучия где буддизм в его первоначальном варианте буддизм Хинаяна получил широкое распространение и долгие века был единственной религией почти каждый мужчина на несколько месяцев а то и на год-два поступал в монастырь приобщаясь к признанным в его стране святыням и в то же время получая хоть кое-какое образование изучая религиозные буддийские тексты. Те же кто решался посвятить религии всю жизнь готовились к обряду посвящения к ординации.

Обряд этот представлял довольно сложную процедуру. Послушника подвергали суровому экзамену испытывали его дух и волю порой вплоть до сжигания пальца перед алтарем Будды. После положительного решения молодого монаха принимали в число полноправных членов сан-гхи что накладывало на него еще пять важных обетов-обязательств не пой и не танцуй не спи на удобных постелях не ешь в неположенное время не стяжай не употребляй вещей имеющих сильный запах или интенсивный цвет. Кроме десяти основных обетов в сангхе существовало множество до 000 более мелких запретов и ограничений преследовавших цель обеспечить монахам праведную жизнь.

Понятно что точное соблюдение их было немалой психологической нагрузкой вынести которую было нелегко. Нередко случались нарушения - монах грешил. С целью очищения дважды в месяц в новолуние и полнолуние монахи собирались для взаимных исповедей. В зависимости от тяжести греха применялись и санкции чаще всего выражавшиеся в форме добровольно взятого на себя покаяния. С распространением монастырских общин в Индии появились и женские сангхи.

Они были организованы по образцу мужских но все главные церемонии в них прием ординация исповеди проповеди проводились специально назначавшимися для этого монахами из ближайшей мужской сангхи. Визиты монахов в женский монастырь были жестко регламентированы переступать порог кельи монахини строго воспрещалось. Немногочисленные и редкие женские монастыри располагались в отличие от мужских не в пустынных и отдаленных местах а поблизости от поселений.

Правила жизни монахов регулировались текстами Винаяпитаки важной частью Трипитаки. Кроме нее в состав буддийского канона входили Сутрапитака излагавшая суть доктрины и Абидхармапитака религиозно-философские тексты. Все эти тексты высоко ценились буддистами заботливо сохранялись и переписывались монахами хранились в библиотеках-архивах при наиболее крупных и известных монастырях. В Индии в первые века нашей эры одним из наиболее известных таких центров был монастырь Наланда куда со всех концов в том числе и из Китая стекались буддисты-пилигримы с целью набраться мудрости получить образование переписать и увезти с собой в свои страны священные тексты буддийского канона. 0.0.