Евангелический взгляд на понятие секты.

 

В протестантской литературе в начале 20 века существует два понятия секты: юридическое и богословское.

Юридич. - выводит понятие секта из церковного гос.права, фиксировавшего место и роль Церкви в государстве, они считали что в тех странах, где была гос.религия, рел.-общества не пользовавшиеся привилегией государства именовалась секта, а в тех странах, где не было официальной Церкви различие между Церковью и сектами полагалось невозможным самими протестантами.

Другой, богословский, взгляд на природу сект обусловлен протестантской экклесиологией. В среде протестанства до 2 века было мнение, что проповедь чистого и несмешанного Слова Божья, правильное исполнение таинств и историческая индиф. с над. жизнью народа делает деноминацию достойной определения как - Церковь, в отсутствие этих качеств - секта.

В немецких протестантских кругах нач. века под влиянием исследователя РИЧЛЯ считали, что отличительной чертой секты является последовательное проведение католического идеала аскезы и монашеского отвержения мира, т.е. протестанты считали католиков сектантами.

В настоящее время термин секта стал менее конкретен по причине обмирщения прот. и сил. влияния на его богословие теории социологии религий. Термин секта прилагается к пр. отделившимся от существествующих традиционных религий, пример - ранее христ., отделившееся от иудаизма, в более узком смысле под сектой подразум. группу возникшую в узле какой-либо традиции - фарисеи в ВЗ, и в наиболее соврем. смысле - любое неорганизованное религ. движение.

Сравнить начало века с сегодняшним временем: в начале века рел. сознание у лютеран было довольно сильно, там четко были прописаны критерии - кого можно считать Ц, а кого С, в наше время размытое представление. Оно распространяется от групп, отделившихся от христианства, до групп, ничего не имеющих общего с христианством.

Пример сектанства в истории христианства протестанты называют течения, подобные иудействующим, николаитам, и новые деноминации последнего времени.

Догматическая критика - протестанство считает сектами группы исповедующие антитринитарные и христологические ереси. Все другие группы принимающие Никео-Цареградский символ веры (учение о Троице и Человечестве Христа) в настоящее время пересмотрены протестантами в качестве сект, пример - класиф. Нем. Еванг. Церкви:

Существующие Церкви - новогреческая, Англиканская, католическая

Свободные Церкви - баптисты, классич.50

(Мировое) Молодеж. рел. - кришнаиты, мунисты,деструкт.группы - Семья Бога.

Сейчас слово ересь очень редко встречается в лексике Западного христианства вследствие обмирщенности, а с другой стороны тревожное явление поскольку вместе с сектами, возн. на западе, проникают в Россию и ереси.

 

С нач. 20 века учение о природе сектантства пополнилось взглядами лютер. профессора ЭРСТА ТРЁЛЬЧА, который в своей работе «Социальное учение Христианской Церкви» написанной в 1912г. подходит к вопросу природы сект с позиции социологии религий. ТРЁЛЬЧ - пионер социальной религии, признанный идеолог этой теории и его взгляд оказал большое влияние на богословскую терминологию современных протестантов. ТРЕЛЬЧ исходит из того, что существо всякой религии заключено в культе, а не в догме, охватывающем все сферы жизни социумов, т.е. в культе общества, а не индивидуума, который не выходит за пределы секты. ТРЕЛЬЧ отказывается от догматической критики в классификации религиозных движений. Все религ.группы он делит на: Церкви, секты и культы (мистические). ТРЕЛЬЧ советует не видеть в сектах только отпавших от Церкви. Односторонее искажение христианства - ибо вопрос: «кто от кого откололся и кто исказил учение?» по его мнению весьма относительный. Секта по мнению ТРЕЛЬЧА требует искреннего и часто буквального исполнения предписаний закона, следования примеру Христа, она ограничивается узким кругом людей, исполненных высокого религиозного подъема, кот. вступают в религиозный союз по внутреннему влечению, а не по принуждению. В то же время сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, чтобы видеть неосуществимость безусловного идеала христианства и необходимость компромисса. Они неспособны понять, что в нашей жизни невозможно осуществить христианский идеал и поэтому необходимо идти на компромиссы.

Кроме того, секты носят резко индивидуалистический характер, они стремятся уйти из мира и преобразить его и обмирщенную Церковь - и легко становятся на путь церковной и общественно-политической революции.

ТРЕЛЬЧ акцент расставляет так, что в секте видит нечто положительное, некое горение в религии, подъем духа, который вскрывает религиозную обрядность, а когда это горение угаснет, успокоится, то секта становится церковью. Сектанты являются сторонниками полной религиозной свободы а Церковь есть учреждение, которое навязывается силой.

Церковь мыслится как единый организм, связывающий воедино духовную жизнь, культ (искусство, литература, философия), а также социальный и государственный институт. Секта стремится учредить в мире теократию (сегодня живем, а завтра суд), они - сторонники теократии, а у Церкви теория преображения мира, (т.е., его надо не отсекать, а преображать), а у сект наоборот - упразднить. Но за эту универсальность Церковь должна платить дорогой ценой. Рецепции мира сего мудрых с его отказом от личной и общественной святости, от евангельской буквы и от евангельского духа.

 

Православные классифицировали чин приема еретиков, понятно для чего нужна классификация - в противном случае непонятно, по каким принципам классифицировать церковные ереси - несогласные с вероучением еретиков и мера удаления от учения Церкви - определить степень отдаления от нее и нишу, которую она занимает в этой градации.

Антитринитарные - через крещение,

Эсхатологические - через миропомазание.

Раскольники, кот. признаны еретиками, - через покаяние.

Терминология протестантской (Церкви) говорит об упадке религиозного и догматического сознания. Еретика необходимо обратить, а если он такой же как и мы (т.е. Церковь), то зачем его обращать.

Наряду с термином «секта» в западном христианском мире вводится термин «культ».

Название культа меняется в зависимости от конфессиональной принадлежности и от обстоятельств времени. Поэтому единого мнения, что есть культ - нет.

Слово «культ» происходит от латинского слова поклоняться и почитать кого-либо. Вошел в употребление в 17 веке, а в середине 19 использовался для обозначения обособленной религиозной группы.

Первый протестант, использовавший это понятие в 20 веке, был ЭРНСТ ТРЕЛЬЧ.

Для него культ представляет мистическую форму религии обращенной к интеллигенции и образованному классу. Цель культа - духовное стремление оживить мертвую ортодоксию.

Первоначально со словом культ ничего плохого не связывалось .

Новый этап - начало 60-х годов 20 века - очередное историческое возникновение новых сект прокатилось по западу. Среди них было много групп с радикальными социальными доктринами, что выражалось в агрессивном отношении к обществу и его институтам. Некоторые секты пытались не вполне честным путем получить новых членов. В противостоянии им большое внимание было уделено тем аспектам, которые нарушали права свободы личности. Сторонники этого подхода стали указывать на обманные методы и действия этих групп, скрывающих достоверную информацию о своем учении, использующих для обращения и удержания новых членов технологию «промывания мозгов» (контроль мозга). Также в них культивировалось «обожествление» лидера.

Определенно культ вобрал в себя все эти характеристики. Культ стал использоваться в целях пропаганды, чтобы этот факт несоблюдения прав человека и негативных последствий пребывания в культе предостерег людей от попадания в них, и запретить деятельность культа. Но такой подход к культу в Ев. Церкви не всеми разделялся, из-за полемики со многими сектантами - во многих случаях наблюдался переход от богословских аргументов, опровергающих взгляды различных религ.групп, на психические аргументы, которые предполагают что эти группы промывали мозги своим адептам (большая опасность), переходили на медицинское противостояние. Это большая угроза, т.к. обращение в Евангельскую веру представляет собой промывание мозгов, т.е. работает против своих разработчиков.

Чтобы отойти от термина «культ», с указания на содержание в светских научных кругах стали использовать нейтральный термин - «новые религиозные движения».

В связи с этим переходом к альтернативной терминологии против культа, предполагается возродить понятие «ересь» и тогда противоречия культа переместились бы с аргументов психологических, которые могут быть использованы и против христиан в основной богословской полемике.

Баптистский взгляд на определение термина «культ». В России протестантизм вырос из баптизма - баптизм - пятидесятники - адвентисты - иеговисты. Баптизм – ствол, на котором появилось много ответвлений.

В начале века определяли культ как разновидность ереси, все кроме себя - еретики. Эту точку зрения разделяет и ныне известный писатель УОЛТЕР МАРТИН в его книге «Царство культов»: культ - группа людей, объединенных вокруг чьей-то интерпретации Библии, она характеризуется сущностными отклонениями от ортодоксального (баптистского) христианства. Практически все культы, по мнению МАРТИНА, противостоят Христианской Церкви в области Христологии и Сотериологии. Это указание баптиста определяет наше мышление по отношению к культам. Он верно указал противоречие - учению о спасении, именно в этом полагается различие. Иногда они дополняются наличием лидера секты, который становится почти богом.

КОРУБЛЁ - баптистский исследователь «Культ и мировые религии», он директор института исследования религий в Австралии. Культом он называет:

1. Небольшое по числу религиозное движение, которое частично или полностью отвергает Апостольский Символ Веры.

2. Активные группы, не имеющие отношения к христианству.

3. Учения которые черпают богословские основания учения из различных мировых религий.

4. А также группы не отвергающие апостольского символа веры но практикующие беспрекословное повиновение вождям и считающие всех остальных погибшими.

Повиновение вождям - наличие иерархии - т.е.намек на православных, которые не вписываются ни в один из трех первых пунктов.

Еретические движения в истории Христианской церкви по его мнению можно считать культами, но чтобы отличать современные от древних, он оставляет для них наименование ереси, а для современных - культ.