рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сектоведение. Конспект лекций

Сектоведение. Конспект лекций - раздел Религия, К О Н С П Е К Т По Сектоведению   Сектовед...

К О Н С П Е К Т

по сектоведению

 

Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений, отпавших от православной Церкви или исповедующих идеи осужденные и несогласные с Ее догматическим сознанием.

Предметом изучения являются секты, получившие широкое распространение в России в конце 19 и 20 вв. (Баптисты, пятидесятники, иеговисты, новоапостольская церковь, анабаптистское движение).

Доктрина сект включает в себя идеи ранее осужденные Церковью. Это учения отрицающие Св.Троицу, отрицающие богочеловеческую сторону во Христе, отвергающие бессмертие души, вечность адских мучений, церковные таинства, иерархию. Некоторые секты пересматривают состав Св.Писания или предпринимают новый перевод в соответствии со своим учением.

Но, несмотря на множество сект, они по существу своему сходны с ранее известными ересями, можно заметить своего рода преемство и еретическое предание восходящее в отдельных случаях к апостольскому времени. Это предание не всегда бывает исторически непрерывным, но всегда есть связь идей. При этом секты представляют собой нечто своеобразное, образовавшееся в ходе изменения уже известных учений, под влиянием новых исторических, национальных условий, культурных и других факторов. Например, баптисты своими корнями восходят к анабаптистскому движению, в свою очередь на становление идеи анабаптизма оказали влияние такие секты как сакраменталии, вальденцы, катары, учение ДЖОНА УМРЕ, ЯНА ГУСА, эти движения питались идеями, которые восходят к донатизму, новацианству и т.д. Преемство идей.

Необходимо обращаться к истории становления их доктрин, такой взгляд определяет методологический (исторический, богословский) подход.

О необходимости проведения полемики с сектантами еще в 2 веке говорил Ириней Лионский в предисловии к 4-й книге «О лжеименном знании» : «...Тому же, кто желает обратить их (еретиков) надлежит точно знать системы их учения,ибо невозможно кому-либо лечить больных, когда он не знает болезни людей нездоровых. Поэтому предшественники мои, притом гораздо лучшие меня не могли, однако, удовлетворительно опровергнуть последователей Валентиана, потому что не знали их учение ...» Т.о. видно, что святоотеческое наследие определяет методологию.

Секты не явление нашего времени, секты совечны тем движениям и явлениям, которые старались опровергнуть домостроительство спасения с начала бытия Церкви.

 

История термина секта, культ, деструктивный культ, его значение.

 

Евангелический взгляд на понятие секты.

В протестантской литературе в начале 20 века существует два понятия секты: юридическое и богословское. Юридич. - выводит понятие секта из церковного гос.права, фиксировавшего место… Другой, богословский, взгляд на природу сект обусловлен протестантской экклесиологией. В среде протестанства до 2 века…

Понятие секта в антикультовом движении.

Мощное сектантское движение на Западе в 60-е годы XX века породило в середине 70-х несколько антикультовых организаций. Среди них американская CAN -… Депрограматоры придерживающиеся мнения, что люди присоединяются к сектам… Термин депрограмирование “является попыткой перевода китайского словосочетания “цзи-нао”, означающего в конфуцианстве…

Определение секты в социологии религии и религиоведении.

В современном российском религиоведении преобладают научные разработки из западного религиоведения и социологии религии. Считается, что западное… В западной социологии религии основным признаком сектантства, его критерием… Этот подход к религиозным организациям сформулировал немецкий теолог Эрнст Трёльч (1865-1923). Он выделяет три…

История термина секта в русском богословии.

Русь, принявшая христианство от Византии, усвоила себе восточный богословский понятийный аппарат. Поэтому появлявшиеся в Киевской митрополии, а… Вначале XIX века существовало два мнения о появлении в России западной… В близком к этому значению термин секта употреблялся в трудах многих русских ученых. Во второй половине XIX веке…

Современные тенденции в русском Сектоведении. Тоталитарная секта и деструктивный культ. Причины появления тоталитарной теории в русском Сектоведении.

 

С 20-х до 90-х годов XX столетия изучение сект оставалось на уровне начала века. В советское время, благодаря работам светских религиоведов, социологической стороне сектантства уделялось большее внимание, и в советской науке отчетливо звучало указание на факт негативного влияния на личность и социум. Этот взгляд светских религиоведов, растиражированный официальной пропагандой, оказал воздействие на формирование общественного представления о сектах.

Со средины 80-х и начала 90-х в связи с изменением политической ситуации в Советском Союзе, а затем в России в ней стали быстро распространяться секты, возникшие как за рубежом, так и в России и активно вовлекать в свои ряды новых членов. Сотни тысяч людей, не имевшие возможности в советское время получить религиозное образование, пошли в след миссионерам, распространявшим новые для России религиозные учения: мунистов, мормонов, сайентологов, кришнаитов, рейков, новоапостольников, а также возникших российских групп: богородичников, Белого Братства, виссарионовцев. Кроме того, активно стали действовать баптисты, адвентисты, пятидесятники, и бывшие в советское время на нелегальном положении иеговисты, ивановцы. Общество и некоторые богословы оказалось не готовым к такому развитию ситуации. Все задавались вопросом о причинах развития сект, о мотивах ухода людей из семьи, оставления ими учебы, работы, прекращения контактов с друзьями и родственниками. Вокруг сект стала складываться парадоксальная ситуация: многие говорили о вреде сект и деструктивном их влиянии на человека и общество, а люди, тем не менее, уходили в секты, в жестко контролирующие их поведение группы. Многие сходились во мнении, что сектанты используют особые психотехнологии для обращения и удержания людей в сектах. Распространению этих мнений способствовала деятельность Белого Братства, основатель и руководитель которого Кривоногов работал в советское время в закрытых лабораториях по исследованию нетрадиционных форм воздействия на человека, трансляция по телевидению выступлений экстрасенсов-колдунов Кашпировского и Чумака. В сложившейся ситуации закреплению такого объяснения этого религиозного феномена способствовала получившая распространение и поддержку среди части православных исследователей сект западная антикультиская теория о “промывании мозгов” или “контроле сознания”, а также заимствование опыта в основном протестантских, антисектантских центров в противостоянии культам. Считалось, что западные христиане первыми столкнулись с этой проблемой, и располагают эффективными методами противодействия сектантству. Появившиеся в России антисектантские брошюры явились изложением западного главным образом около протестантского понимания природы новых групп, выдаваемого, однако за православное учение. Под влиянием этих факторов практически все активно действующие группы, за исключением лишь баптистов, стали именовать деструктивными культами или тоталитарной сектами.

 

Определение тоталитарной секты или деструктивного культа и их критерии.

“Деструктивный культ - это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или… Сторонники этой теории полагают, что понятия тоталитарная секта или… Определение “тоталитарной секты” производят от латинского слова “totalis” - полный, всеобщий, целый, всеобъемлющий. В…

XX век - как время возникновения тоталитарных сект. Несостоятельность этого мнения.

Приступая к анализу тоталитарной теории, следует учесть, что, судя по некоторым публикациям, она еще окончательно не установилась и внутренне… В начале 90- х считали, что тоталитарные секты появились во второй половине XX… Внесенные поправки о времени появления тоталитарных сект не снимают историко-богословские просчеты этой теории,…

Эзотерический разрыв.

Далее, в ряду признаков тоталитарной секты идет эзотерический разрыв. Но и этот принцип не нов. Различные уровни посвящения были у появившихся еще I… Однако эзотеризм не всегда порожден страхом разоблачения. Во многом, он… Таким образом, и эта практика существовала задолго до нашего времени и не представляет никакой новизны в истории…

Организационная структура.

Следующим признаком сектантского тоталитаризма является наличие организационной структуры, стремящейся к власти и умение использовать слабости… Стремились к власти и некоторые средневековые секты, например, тамплиеры.… Подобная ситуация повторилось через 10 лет. Ян Маттийс, лидер нидерландских анабаптистов, в 1534 г. объявил Мюнстер…

Методы обращения и удержания адептов в новых сектах.

Не представляют собою никакой новизны и способы обращения, пропаганды и методы удержания адептов в новых сектах, такие как конфессиональная… Руководитель секты прыгунов Лукьян путем обмана пытался удержать в секте своих…  

Конфессиональная анонимность.

Конфессиональная анонимность также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии… Проф. Попов И.В., анализируя причины обращения блаженного Августина в… Этот способ пропаганды использовался и жидовствующими, и хлыстами, и скопцами. Когда жидовствующие встречали людей…

Синкретизм и экклетизм сектантских доктрин.

К перечисленным признакам тоталитарного сектантства недавно добавилось еще несколько - новым в нем объявляется якобы невиданный ранее синкретизм и… Но иногда высказывается мнение, что синкретизм современных сект не похож на… Что же касается масштабов, охвата территорий, то движение гностиков для своего времени было довольно обширным. Нечто…

Приспособленность сект к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств.

 

К отличительным особенностям тоталитарных сект причисляют их приспособленность к массовой культуре, сращенность с международным бизнесом, средствами массовой информации и спецслужбами отдельных государств.

Что же касается приспосабливаемости сект к массовой культуре, то в принципе сама постановка вопроса о таком отношении сект и культуры не совсем правильна. Если исходить из того, что религия предопределяет культуру, то отсюда следует, что массовая культура является порождением примитивной религиозности. Сектам в такой ситуации нет потребности приспосабливаться под массовую культуру, поскольку она для них является естественной средой обитания. В такие секты приходят люди, чье представление о духовной жизни соответствует религиозным стандартам этой культуры. С другой стороны, все религии, все религиозные организации возникают и реализуют свои идеи в конкретных исторических, политических, культурных и национальных условиях, которые накладывают отпечаток на их деятельность. В этом отношении специфические черты какой либо эпохи приобретают и появившиеся в этот период секты. Поэтому представляется неоправданным рассматривать эти обстоятельства времени как неотъемлемые особенности религиозной природы какой либо новообразовавшейся секты.

Так мистическое и эсхатологическое движение, возникшее в конце XVIII начале XIX века в Европе и США, было во многом вызвано политическими причинами, связанными с войной в Европе и разгромом армий Наполеона, приведшими к сдвигам в мироощущении людей и настроивших их на апокалиптические ожидания. Этому способствовала и секуляризация религиозной жизни западных христиан до такой степени, что некоторые из них расценили ее как знамение близкого конца мира. Все это привело к росту эсхатологических настроений. В этой мистической атмосфере стали возникать многочисленные секты и течения, в частности Адвентисты Седьмого Дня, пиетизм. Однако никто не считает, что политические и культурные условия того времени являются неотъемлемой чертой существа сектантства адвентистов и в силу этого не рассматривает адвентистов как новое явление в истории религий и ранее ей неизвестное.

То же самое можно сказать и в отношении сект возникших 50-60-х годы XX века, при определенных политических, религиозных условиях и в определенной культурной среде, наложившей свой опечаток на их облик.

Сотрудничество со спецслужбами религиозных организаций не является типично сектантской особенностью, к тому же оно существует по сей день. В 1872 г. мадам Блаватская в Одессе предлагала свои услуги III Отделу в качестве международного агента, но в этом ей было отказано[135]. Несколько лет назад с Украины были высланы два католических священника, занимавшиеся в западном регионе нелегальным сбором информации.

 

Деструктивный характер деятельности сект.

Секты или религии, практика которых представляется разрушительной для человеческой личности, существуют с дохристианской эпохи. Сатанизм с его… Более того, в культурообразующих религиях, например в некоторых течениях… Таким образом, перечисленные признаки сектантства проявлялись задолго до XX века, следовательно так называемые…

Сопоставление тоталитарной теории и святоотеческого подхода к ересям.

Чем не занимаются некоторые сторонники антикультовых теорий так это изучением доктрин сект и сопоставлением церковного, святоотеческого опыта в… В трудах древних церковных ересиологов, а позже и в работах по русскому… Св. Ипполит Римский, живший в II-III веке старался “обращать преимущественное внимание не на внешнюю вульгарную…

Выводы.

 

Итак, тоталитарная теория предлагает рассматривать религиоведческие и культурологические критерии одновременно как экклисиологические. Но это совмещение богословского, религиоведческого и культурологического критериев создает новую теорию и в богословие вводятся неизвестные ранее новые признаки отличия истины от заблуждения. Такой взгляд на природу сектантства находится в разительном противоречии с святоотеческим опытом по этому вопросу.

Вынося суждение о каком либо заблуждении, святые отцы сравнивали его с верой Церкви, а не прибегали к религиоведческим критериям, не рассматривали противопоставляется ли оно народной религии и не разрушает ли традиционную культуру. Из определений церковных Соборов не следует, чтобы все выше перечисленные признаки сектантства: время возникновения лжеучения, его влияние на культурную среду и отношение с общественными институтами выступали в качестве основания для осуждения какого либо заблуждения.

Причины несостоятельности этой теории претендующей на православное богословие кроются в ее зависимости от протестантского богословия, не знающего молитвенного аскетического пути к общению с Богом, в частности от богословия Трёльча, западного религиоведения и светского антикультового движения на Западе при одновременном игнорировании принципов святоотеческого подхода к ересям. При чем сами сторонники этой теории не скрывают ее западных корней. Так в книге А.Л. Дворкина “Введение в Сектоведение” прямо говорится, что “согласно западному религиоведению, для тоталитарных сект характерны четыре основных признака.”[151]: гуруизм, организация, метод, посредством которого достигается господство лидера и удерживаются люди в секте, и эзотерический разрыв. Кроме того, некоторые формулировки и признаки сектантства почти текстуально совпадают с высказываниями некоторых современных российских религиоведов. Например, применение критерия традиционности религии как признака сектантства сходно с мнением светских религиоведов по тому же вопросу, изложенное во вступительной статье к религиоведческому справочнику “Новые религиозные культы, движения и организации в России”. В ней говорится, что “нетрадиционными для определенных этносов могут быть как мировые религии, традиционные для других, так и новые религиозные образования, базирующиеся на инотрадиционной основе... например, ... для одних этносов буддизм, как мировая религия, нетрадиционен, для других традиционен”[152]. Сходными оказываются также характерные признаки тоталитарного сектантства и харизматических культов, приведенные Л. Митрохиным в его книге “Религиозные культы в США”, написанной на материале западных исследователей[153].

Слабой стороной тоталитарной теории является ее противоречивость. Так в качестве наглядного примера гуруизма указывается на римских пап, Лютера, Мухамеда. Однако понятие тоталитарной секты на Католическую Церковь почему то не распространяется, хотя в ее истории наличествуют все признаки тоталитаризма: инквизиция, подложные документы, обманные методы вербовки (униатская пропаганда), духовная практика части лучших ее святых именуется в Православии прелестью, стигматы (все это и есть т.н. “неевангельская религиозность”), иезуетизм и т.п.. Более того, при наличии явных признаков тоталитаризма согласно этой теории католицизм считается культурообразующей религией[154].

Отклонение от святоотеческого подхода в оценке антихристианских учений немедленно сказалось и на взглядах некоторых православных сторонников этой доктрины. Это говорит о том, что теория тоталитарных сект своими последствиями выходит далеко за рамки отдельно взятой гипотезы. Так, Дворкин А.Л. заявляет о невозможности использовать святоотеческий опыт в борьбе с ересями в противостоянии тоталитарным сектам, поскольку они пользуются неизвестными святым отцам техническими средствами “промывания мозгов”: “мы почти ничего не можем найти у Святых Отцов, так с этими проблемами им не приходилось сталкиваться... Более того, бесполезно приводить святоотеческие аргументы в полемике с иеговистами, так как святоотеческие писания не только не являются для них авторитетом, но и не воспринимаются ими как христианские”[155]. Кроме того, он считает, что термины инославные, еретики и сектанты не являются синонимами. Инославные, по его мнению, “суть ветви, отпавшие от единого древа Вселенской Православной Церкви, но даже отсохшие ветви сохраняют подобие древа”, они являются культурообразующими церквами, имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа и “сохраняют хоть какую то преемственность с ранней, неразделенной Церковью”[156].

Не входя в подробный анализ этой экклизиологиии, надо отметить, что православное богословие отвергает как теорию ветвей, так и мысль о возможности пребывания Вселенской Церкви в разделенном состоянии, как ошибочную. Совершенно чуждо православному богословию использование культурологического критерия в качестве догматического, но именно в таком смысле он им употребляется: “остается под вопросом, можно ли обвинять в ереси людей, по рождению принадлежащих, скажем, к культурообразующей традиционной церкви Ирландии (Римо-Католической) или к традиционной Церкви Дании (Лютеранской)”[157].

Во-вторых, заявляя, что инославие не может быть ересью он противоречит сам себе, поскольку на следующей странице признает, что инославных католиков можно обличить в целом ряде еретических заблуждений[158]. Вообще его рассуждения в целом поражают своей непоследовательностью. Например, ссылаясь на преподобного Иоанна Дамаскина, который мог назвать ислам ересью, “так как (небезосновательно) считал, что он произошел от искаженного христианского учения, то зародившийся безотносительно к христианству буддизм ересью мы, никак назвать не можем”. Однако, не вдаваясь в детальное исследование ересиологии преподобного Иоанна отметим, что он сам называет “зародившиеся безотносительно к христианству” религии египтян, вавилонян, эллинов ересью, потому что они приняли и развили идеи своих предшественников установивших, в частности, законы “относительно идолов, и тех, за которыми некогда шли, обоготворили”[159]. Индуизм и буддизм вполне подходят под эти критерии.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что слово секта в богословском контексте в большинстве случаев было весьма близким греческому термину ересь, а многие исследователи называли еретические движения в истории Церкви сектантскими, представляется по меньшей мере безоснованым утверждение о том, что термины секта, ересь и инославие не могут являться синонимами.

Отказ от анализа деятельности этих сект с церковной позиции дает основания полагать, что тоталитарная теория не может рассматриваться как богословская, поскольку Православная Церковь принимает все новое, соотнося его Преданием. Когда христианский гносис выступил на историческую арену с проповедью своего понимания сути христианства, то священномученик Ириней, епископ Лионский, в качестве критерия Истины назвал Предание Церкви[160]. В лучшем случае ее можно отнести к социологии религии. Таким образом, если критерием сектантства по святоотеческому учению является соответствие какого-либо учения преданию Истины, вере Церкви, то для некоторых сторонников тоталитарной теории этим критерием являются религиоведческие и политологические понятия: нарушение прав человека, “промывание мозгов”, наличие в секте жесткой организационной структуры, проповедь “неевангельской религиозности” и т.п.. Здесь кроется принципиальное отличие тоталитарной теории от святоотеческого взгляда на природу сект.

Наконец, исходя из вышеизложенного нельзя согласиться с тем, что определение тоталитарной теории для светских людей существенно отличается от определения данного для церковного народа, поскольку критерии сектантства совпадают, за исключением упоминания о нарушении прав человека. Следует также отметить, что термин тоталитарная секта, без каких либо комментариев употребляется в сочинениях и публикациях в православной прессе, и в светских изданиях. Поэтому не удивительно, что теория контролирования сознания принимается за богословскую.

Ситуация, которая складывается в русском Сектоведении в чем то напоминает дореволюционную. Еще сто лет тому обращалось внимание на то, что богословское исследование проблемы сектантства не должно ограничиваться статистическими данными, указанием на все возрастающую опасность сектантской пропаганды, объяснением разложения русского религиозного быта[161]. В тогдашних исследованиях освещались вопросы происхождения сект, приводились сведения об их руководителях, ее вероучении и культе и даже об этических принципах жизни их членов. В них говорилось и “о двуликой жизни сектантов”, и отмечалось, что суть сектантство есть “патологические, ненормальные, греховные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека”[162]. “Но параллельного изображение нормального хода религиозного сознания и жизни (сектантов - прим. авт.) эти труды не дают, а следовательно, не уясняют и существа тех нравственных начал, которые даже в случаях сходства своих внешних проявлений, разделяют сектантство и Церковь на два отрицающих друг друга лагеря”[163]. В лучшем случае они могут быть пособиями и справочниками при опровержении отдельных пунктов сектантского заблуждения, может формально сделают неуязвимы в споре с ними, но религиозных мотивов сектанта, “живого сектанта” они “не объяснят, внутренней силы вашим собственным убеждениям не придадут и светски образованному защитнику антицерковности превосходнейшего пути православия не покажут”[164]. Между тем наука является не простым описанием, не одною полемикою, а нелицеприятною и бесстрастною проповедницею истины, откровением подлинной правды о жизни. Поэтому, если в России существуют секты “вопреки всякого рода чинимим им ... препятствиям, упорно распространяются, отсекая от истины сотни тысяч верующих людей”, то наука должна вникнуть в суть религиозных запросов, объяснить внутренние мотивы развития заблуждения, “независимо от практических соображений и полемических приемов”[165]. “Иначе, Сектоведение будет чем угодно, полемическим богословием, подготовительным материалом для светского и духовного законодательства, оружием партийных счетов и политических тенденций, но не наукою, не бесстрастным представителем истины...”[166].Отсюда следовал вывод, что центральной задачей Сектоведения должно стать “сличение нравственных задач духовности и богообщения в процессе их осуществления православием и сектантством”[167], то есть сравнение принципов духовной жизни и представления о достижении конечной цели человека - достижения богообщения и обжения. Этот путь был указан святыми отцами, имевшими дело не только с логическими построениями сектантов, но и с их первичным источником - искусительным помыслом[168].

 

Действительно у св.отцов нет конкретных рецептов на все случаи жизни ибо их невозможно предусмотреть, но они дают нам правильный подход, методологию решения любых проблем. Отцы не сталкивались с электронными СМИ, но они знали внутренний закон человека, возможности воздействия на него. Новые возможности СМИ это лишь средство доставки информации человеку, но человек в своем роде остался прежним. Кроме того известные древние ересеологи не уделяли много внимания вопросам привлекающим внимание нынешних антикультистов. Так Св.Ипполит Римский старался обращать внимание главным образом не на внешнюю мифологическую сторону, а на внутреннюю философию. И свои сведения о сектах он черпал не из свидетельств лиц обратившихся от ереси, а главным образом из сочинений еретиков. Древний ересеолог ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ в своем труде «Еретические басни» пытается излагать пытается излагать учение еретических групп, чья самостоятельность определялась их теоретическими принципами, богословскими и философскими воззрениями но не обрядовой практикой. По мнени. Профессора ГЛУБОКОВСКОГО эта методология избавила кирского пастыря от __________________ отличающей некоторых ересеологов.

Не желая оставаться в неведении еретиков, говорит профессор ГЛУБОКОВСКИЙ, он таким образом хочет дать объективное точное описание ересей, но вместе с тем лишь то, что достойно внимания. Блаженный ФЕОДОРИТ первоисточник ереси видит в дьяволе, который таким образом стремится примешать людям гибельное лекарство лжи. Антикультуристы же виновником появления секты считают ее лидера, а ее распространение распространение объясняют различными психотехнологиями и другими средствами. Таким образом они придерживаются не богословского, а социологического подхода к сектам со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Святоотеческий подход к сектантству. Ереси.

В чем же Святые Отцы видели опасность, исходящую от ересей и с каких позиций они вели полемику с ними? Как свидетельствует история богословских споров борьба с ересями в отстаивании… Сущность искупления совершенного Христом выражена св. И. Дамаскиным: “через Свое рождение или воплощение, а также…

Классификация ересей, сект.

 

Классификация ересей в сочинениях церковных писателей.

Классификация сект предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных чертах характеризующих ту или иную группу. Из всех известных в святоотеческой литературе по сектам классификаций ересей… Примером классификации, где в качестве критерия избран только хронологический принцип, то есть ереси представлены…

Классификация сект в русском Сектоведении.

В русской богословской литературе по сектантству существовало несколько классификаций, но все они, по признанию проф. Т.И. Буткевича, были… Одни делили все секты на простонародные - хлыстов, скопцов, молокан, и… Иные разделяли секты на евангелические и духовные, так как считали, что одни секты заимствуют вероучение из Евангелия,…

Классификация сект в протестантской литературе.

Наиболее обобщенно деление сект на категории в протестантской и определенной части религиоведческой литературе может быть представлено следующим… Псевдохристианские секты. К ним относят группы вышедшие из христианства, а… Восточные секты. Мировоззрение этих культов связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, синтоизмом, примитивным…

Баптизм, его предшественники и преемники.

В курсе семинарского Сектоведения будут рассмотрены секты, получившие наибольшее распространение в современной России и с прозелитической… Баптизм является своеобразной сектой-архетипом, положившей начало другим… Поэтому изучению баптизма и причин его распространения в мире и России будет предшествовать краткий обзор истории и…

Анабаптизм.

 

История Анабаптизма.

 

Анабаптистское движение в континентальной Европе.

Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда… По религиозным воззрениям это движение было не однородным за исключением… До начала Реформации государственной церковью на Западе была Католическая Церковь. Реформаторы - Лютер, Цвингли,…

Анабаптистское движение в Швейцарии. Цвингли - идеолог цюрихского анабаптизма на раннем этапе его развития.

 

Анабаптизм в Швейцарии возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и в представлял собой самостоятельное явление, практически не зависевшее от реформаторской деятельности Лютера в Германии. Основные положения швейцарского анабаптизма были предопределены взглядами католического священника Ульриха Цвингли (1484-1531)[a], впоследствии одного из вождей Реформации. Неоценимую помощь этому движению, представленному в основном людьми простыми, неучеными Цвингли оказал своими сочинениями, где разработал ряд вопросов ставших в последствии основополагающими принципами их веры. Нынешние преемники анабаптистов меннониты - признают, что “цюрихские анабаптисты ценили и уважали Цвингли, так как были ему во многом обязаны”, а лидер швейцарских анабаптистов Конрад Гребель говорил: “К этой деятельности (т.е., реформатскому движению - авт.) меня привлек Цвингли”[212].

Пребывая под влиянием идей гуманизма, Цвингли вначале своего служения стремился к исправлению нравственных недостатков в Церкви и обществе, а догматические заблуждения он рассматривал как составную часть общей реформаторской задачи. Для него вероучительные вопросы не имели первостепенной важности, и он надеялся, что Католическая Церковь сама исправит возникшие в ней злоупотребления. Но в ходе осуществления своих намерений он уверился, что воплотить их в жизнь не сможет без основательной реформы Католической Церкви. Поэтому он перешел от идеи нравственного возрождения к мысли основательного Её преобразования.

В 1522 году в Цюрихе началась открытая полемика Цвингли с католическим духовенством города по вопросам поста, почитания святых и Богоматери, брака священников и положении монашествующих орденов в контексте католической сотериологии[213], завершившаяся тем, что он был лишен своей должности священника в цюрихском кафедральном соборе.

 

Вероучительные воззрения Цвингли.

Центральным в полемике Цвингли с католическими богословами был вопрос об источниках Богопознания и авторитете в Церкви. Швейцарский реформатор видел… Если познание Писания даруется Святым Духом, Который, по обетованию, научит… Если в католичестве истиной обладал папа, то, по Цвингли, любой, открывший Библию. Ошибка Цвингли состояла в отделении…

Сотериология Цвингли.

В сотериологии Цвингли придерживался теории предопределения, а в учении об искуплении он следовал доктрине Ансельма Кентерберийского об юридическом… Цвингли полагал, что Адам за преступление в раю был проклят Богом и его… Но эту греховную болезнь Цвингли не считал полным извращением природы человека, поскольку он не был лишен свободы…

Таинства.

Учение Цвингли о таинствах строится на двух предпосылках. Во-первых, поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу для… Во-вторых, поскольку Цвингли учил об предвечном определении одних ко спасению,… В отношении Крещения Цвингли занимал непоследовательную позицию. Вначале он отвергал крещение младенцев, но затем счел…

Церковь.

Согласно учению Цвингли Церковь - это сообщество святых или праведно живущих[240], основанное на вере в Иисуса Христа, и крещенных в воде[241]. Она,…  

Церковно-государственные отношения.

Отношение к власти Цвингли основывалось на словах Христа: “кесарю - кесарево”. Поэтому власть должна быть почитаема и следует подчиняться…  

Цвингли и поздний цюрихский анабаптизм.

Реформаторская деятельность Цвингли получила поддержку, как среди народа, так и властей Цюриха. После отлучения Цвингли от Католической Церкви Совет… Более серьезные разногласия начались из-за разного отношения к крещению… В ранний период своей деятельности до 1524 года Цвингли критически относился к крещению младенцев. Но затем он стал…

Анабаптизм в Германии.

Германский анабаптизм представлял собою весьма разнородное по своим воззрениям движение, объединявшее перекрещенцев, исповедующих порой… Следует отметить, что распространению анабаптизма способствовал элемент… Первые анабаптисты в Германии появились в Цвиккау в начале 20-х годов XVI века, на границе с Богемией. Их…

Меннонитство.

Взгляды мюнстерских анабаптистов разделялись многими в Нидерландах, откуда прибыли “апостолы” Матиса в Германию. Но часть голландских анбаптистов не… "Его биография очень показательна, она даже типична для того времени,… Впоследствии, вспоминая первые годы своего священства, он писал, что проводил это время в “игре в карты, выпивках и…

История меннонитсткой братской общины.

В 50-х г. 19 в. в среде южно-русских меннонитов под влиянием проникшего из Европы пиетизма[d] произошел раскол и от старых меннонитов отделилась… Пиэтическое движение получило распространение с 30-х годов 19 в. среди всех… Представителем нового направления в России был Вюст, начавший свою деятельность в 1845 году в среде немецких пиетистов…

Баптизм.

 

История Баптизма.

 

Предыстория возникновения баптизма в Англии.

Появление баптизма формально относят к началу XVII века. Он зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах, где его возникновению… Большое влияние на религиозную ситуацию в Англии в XVI - начале XVII века… В последней четверти XIV века близкие по духу реформаторским и баптистским идеям начал высказывать католический…

Пуританское движение в Англии.

Поскольку Реформация проводилась “сверху”, она не воплотила все идеи тех, кто стремился к радикальной перестройке Католической Церкви. Полумеры… Вскоре реформаторы подверглись преследованиям со стороны Англиканской церкви и… В октябре 1555 года в Женеве при непосредственном участии Кальвина была создана первая английская кальвинская община.…

Баптистская историография о происхождении баптизма.

По мере распространения баптизма и увеличения числа его сторонников он столкнулся с проблемой обоснования своих претензий на церковность. Баптисты… Наиболее старой является версия, которую называют… Второй версией была теория анабаптистского родства. Эта теория возникла в средине XIX века, когда многое из истории…

Баптизм в России.

Конспект Глухова (33-63 стр.) Б в Россию проник в 60-80-е годы 19 века в четырех обособленных друг от друга… Б на Украине шел путями проложенными штундизмом, т.е. в собраниях где усиленно изучалось Писание, миссия, также…

Современное положение баптистов.

После распада СССР в 1992 году было образована евроазиатская федерация союза христиан Б, которая объединяла свыше 3.000 общин с более чем… Если прикинуть сколько есть общин и сколько верующих, то выходит, что в каждой… Высшим органом Российского СЕХБ является Съезд. Последний 30-й Съезд проходил весной 1998 года. Он провозгласил…

Вероучение Баптистов.

 

Вероучение ЕХБ о Писании.

Одним из аргументов в пользу своего учения о спасении Б ссылаются на греховность человеческой природы, вследствие чего человеческий разум ограничен… Они отвергают все, о чем нельзя сказать - так говорит Господь. Кроме… Таким образом, Писание по учению Б содержит в себе все необходимое учение Христа и Апостолов необходимое для…

Историческое доказательство несостоятельности Б учения о Писании как единственном источнике истины необходимым для спасения.

 

Если принять точку зрения Б о письменном источнике богопознания, то прийдется допустить, что от апостольского времени и до конца 4 века на западе и до конца 4 века или 7 века на востоке большая часть христиан не могла спастись ибо канон Писания сложился в известном Б составе не раньше указанных временных границ. Согласно данным библеистики первым записанным текстом откровения было Евангелие от Матфея, стставленное в период от 42 до 50 года далее идет послание к Галлатам появившееся в 54-55 году, а последние канонические тексты датируются концом 90-х годов первого или началом второго века, однако это совсем не значит что все христиане этого времени располагали полным каноном Писания. К концу 1 века подавляющее большинство христиан было не знакомо не только со всеми, но с большей частью новозаветных текстов, поскольку канон как таковой еще не сложился. По данным современной науки в том числе и протестантской евангелие от Марка третье по хронологическому порядку составленно вероятно в Риме в 62-63 году могло стать доступным христианам не ранее 70-80-х годов первого века.

Таким образом до 40 лет после Воскресения Христа цеоковь еще не могла в полном объеме читать все три евангелия. До первой половины второго века лишь некоторые поместные церкви располагали большей частью текстов Апостола Павла и вероятно не всеми евангалиями. И только ближе к концу второго века по свидетельству памятников церковной письменности стали предприниматься попытки составить новозаветный канон.

Приведем некоторые из них, особенно те которые датированы началом объявления христианства государственной религией, ибо с этого времени по мению Б началось отступление Церкви завершившееся искажением ее вероучения.

Из первого посланияч к коринфяном св.Климента Римского написанного в 95-96 году следует, что ему были известны отдельные слова ап.Павла, также он ссылается на слова Христа, но не называет их евангелием.

Священномученик Игнатий Антиохийский (+110г.) из его писем церквам Ефесской, Магнезийской, Тралийской, Римской, Филадельфийской, Смирнской и Св.Поликарпу еп.Смирнскому, как следует из этих писем он знал большую часть посланий ап.Павла, а именно - 1Кор.,Еф,Рим,Гал,Филип.,Кол.,1Сол., не исключено, что ему были известны евангелия от Мф.,Ин.,Лк. но нет достаточных свидетельств, чтобы он рассматривал какое-либо евангелие или послание как св.Писание в современном значении этого понятия.

В Дидахе, происхождение которого ученые склонны датировать первой половиной 1 века и где отражена жизнь христианской общины Сирии и Египта автор приводит слова евангелия от Мф., но само ев. Не считает надежным источником высказывания о Христе, а только удобным собранием его изречений.

Важным также является свидетельство Папия Иерапольского во Фригии жившего 70-140г. Он написал книгу - толкование слов господних. Соглалсно этрому тексту он признавал два источника христианства. Одним было устное предание, а другим - записанное свидетельство, но первому он отдавал предпочтение. У него имеются свидетельства о том, как составленны евангелия от Мф и Мк.

Еще в одном памятнике - послании Варнавы 1 пол 1 века ученые находят на знакомство с еванг. от Мф, как следует из послания Поликарпа Смирнского Филипийцам 135 год, он располагал 8 посланиями ап.Павла, знал о существовании других посланий, в том числе соборных. Он цитирует слова Господа, которые можно отождествить с ев.Мф и Лк.

В книге Ерма «Пастырь» редко цитируются новозаветные источники, хотя у него много общего с посланием Иакова. Сам «пастырь» свидетельствует насколько неравномерно во 2 веке шел процесс формирования НЗ канона.

Во втором послании Климента Римского НЗ тексты впервые называются Писанием наряду с ВЗ. Насчет датировки этого послания существуют различные мнения, но в данном случае относят его к первой половине первого века. Это мнение протестантских ученых которые всегда занижают даты. Но видно, что Климент не знаком с евангелием Лк и Ин, а также с его посланием. Т.о. к середине 2 века не сущесвовало канона книг Св.Писания и они не были распроеделены в церкви. Одни поместные церкви главным образом малоазийские располагали большим количеством посланий, чем другие. Также важно отметить и тот факт, что не все христиане были знакомы со всеми 4 евангелиями.

Побудительными мотивами к составлению канона Писания явилась деятельность еретиков составивших свои каноны для обоснования собственных лжеучений. Гностик Валентин, Маркион, (который появился во 2 пол 2 века), а также движение монтанистов, возникшее во Фригии в Малой Азии в период времени от 156-172 года.

Монтанисты рассматривали записанные откровения своих прорицателей наряду со словами Спасителя и тем самым расширяли НЗ откровение.

К концу 2 века начали составляться списки книг, которые стали восприниматься как христианское Св.Писание.

среди более полных списков наиболее древний Мураториев канон - конец 2 века и как полагают западного происхождения. В нем предпринята попытка разделить известные книги на две категории. Первые - книги признаваемые церковью. Из канонических книг в нем отсутсвуют 1,2Петра, Иак, Евр. В качестве другого подобного кодекса можно назвать классификацию новозаветных книг Евсевия Кессарийского (260-340) в его труде Церковная История - первая четсверть 4 века. К книгам принимаемым единодушно всей церковью он не относил Иак, Иуды, 2Петра, 2и3Ин.

Т.о. на востоке еще в начале 4 века сомневались в авторитетности всех соборных посланий и книги Апокалипсиса Иоанна Богослова.

На протяжении 4 века ряд отцов и писателей - Кирилл Иерусалимский, Афанасий Александрийский, григорий Назианзин, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Дидим Слепец составили свои списки книг.

Кирилл Иерусалимский (315-386) в огласительных поучениях ок.350г. лает перечень книг входящих в состав канона, в который не попадает Апокалипсис.

В 367 году Свт.Афанасий Александрийский приводит состав ВЗ и НЗ канона в своем 39 пасхальном послании. Его перечень книг полностью совпадает с теперешним каноном, но свт.Григорий Нисский (+389) в своем каталоге опускает Апокалипсис.

В списке книг свт.Амфилохия Иконийского (+после 394 года) отсутсвуют 2Петра, 2,3 Иоанна, Иуды и Апокалипсис.

В трудах свт.Иоанна Златоуста (347-407) нет ссылок на послания Петра, 2,3 Иоанна, Иуды, Апокалипсис.

В 85 правиле Трульского собора 691 год был определен состав канона, в котором как и в постановлении Лаодикийского собора нет посланий Иаонна и Апокалипсиса зато включены два послания Климента Римского, которых не принимало большинство их предшественников.

Протетстантские ученые пытаясь объяснить эту вопиющую непоследовательность в соборном решении, полагают, что участники собора не читали текстов, которые утверждали, т.е. в 4 веке мы встречаем сложившийся НЗ канон, лет через 300 состатвляется другой канон, по мнению на востоке в 10 веке было не менее 6 разных списков НЗ канона. В разных поместных церквах был различный состав канона.

На западе окончатеьно канон сложился при Бл.Августине в своей книге о Христианском учении 396-397г. он приводит список текстов, соответсвующий современному канону. Этот список был утвержден на соборах в 393 году в Ипонии, в 397 и 419 в Карфагене, однако решения этих соборов не были тот час внесены во все существовавшие рукописи и на протяжении последующих веков на западе все еще встречались неполные кодексы книг.

Таким образом окончательный состав на западе сложился к концу 4 века и на востоке в период от 4 до 10 века - формально, по датам, фактически не во всех.

Как полагают ученые, есть все основания думать, что довольно долго, до окончательного формирования канона в некоторых церквах использовалось только одно евангелие - например в Палестине широко известно было только лишь евангелие от Мф, в Малой Азии от Иоанна, это дает основание считать баптистское учение о Писании, как единственном записанном авторитетном источнике спасения ошибочным и безосновательным.

Точка зрения Б об источнике богословия порождает ряд вопросов относительтно осуществимости миссии церкви в мире. Если Ц до конца 4 века не располагала НЗ книгами, то как же она могла исполнить заповедь Христову о проповеди евангелия всей твари (Мк 16.15). Неужели Господь совершив наше искупление не позаботился о должном количестве экземпляров Библии, а предоставил наше спасение случайному стечению обстоятельств. Не встречаем мы ни в деяниях апостолов, ни в литературе послеапостольского времени, свидетельства о работе цехов переписчиков Библии, однако Ц хотя и не обладала в достаточном количестве записанным Откровением имела и имеет все средства для осуществления своей спасительной миссии в мире.

Дискуссия вокруг значения записанного откровения началась еще во 2 веке. Живший тогда святой Ириней Лионский (+202) спрашивает своих оппонентов - что если бы апостолы не оставили бы нам своих писаний ? Не должно ли следовать порядку предания переданного тем, кому апостолы вверили Церковь. И в подтверждение своего мнения о предании, как источнике Откровения он ссылается на видимо известный своим современникам факт о том, что многие племена варваров верующие во Христа имеют свое спасение без хартии и чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут Предание.(5 книг обличение лжеименного знания кн.3 параграф 4 пункт 2).

Другие аспекты безосновательности Б учения о Писании, как единственном источнике богословия.

Поскольку Б утверждают, что Писание есть главный источник богословия, то вправе тсследовать, все ли чему учил Христос и Апостолы и в полном ли… Апостол Иоанн Богослов дает отрицательный ответ на такой вопрос - не все… в Деяниях говорится что Павел учил Ефессян всему полезному для царствия божия (Деян.20.20,25) в то же время нам…

Учение баптистов о каноне Писания.

В качестве критерия каноничности все Б рассматривают принцип богодухновенности, только для консерваторов каноничным является каноничность… Такой взгляд либералов основан на взгляде Б на природу Ц. Они считают, что… Согласно же православному учению Дух Святой пребывает в Церкви и сообщается через Ц. Сначало необходимо стать членом…

Православный взгляд о критерии каноничности Писания.

Это учение было сформулировано церковными писателями еще во 2 веке во многом этому способствовала деятельность еретиков наводнивших Ц своими книгами… Первым составил собственный список библейских текстов гностик Валентин. Второй… Противостоянию ересям главным критерием, позволяющим причислить книгу Св.Писанию было ее соответствие Правилу веры или…

Учение Баптистов об авторитете Церкви.

К 16 веку в католической Церкви сложилось учение о папе как о высшем авторитете в делах веры. Фома Аквинский провозгласил принцип папской… У Б существует два взгляда в понимании авторитета христианства -… Но этот факт признания важности внутреннего откровения ставит текст Писания в зависимость от субьективного мнения. Тем…

Либеральный взгляд баптистов на авторитет Церкви.

Б либералы полагают, что отношение к Писанию в древней церкви значительно отличалось от современного. В древних символах веры совершенно определенно… Из этого делают вывод, что никакие гарантированные институты - ни Ц ни сама…  

Православный взгляд.

Согласно православному учению авторитет Ц основывается не на безошибочности Писания, а на свидетельстве Ц о нем. Писание это верная запись… Из истории Ц известно, что стремление подтверждать какие-либо положения веры… Поэтому в отношении Писания Церковь придерживается принципа, который можно выразить словами Свт.Илария Виктовийского…

Доказательства из Библии баптистского учение о Писании как единственном источнике учения о Спасении.

 

Б в подтверждение своего учения о том, что Писание заключает в себе все необходимое для спасения ссылаются на ряд новозаветных текстов. (Деян.20;20) обращаясь к Ефесянам .ап.Павел говорит, что три года непрестанно день и ночь со слезами учил каждого , не пропустил ничего полезного, возвещал волю божию. Отсюда Б заключают, что Писание содержит все необходимое для спасения. Но как следует из текста деяний апостол учил их устно и не оставил записанным это учение, во всяком случае нам оно не известно.

Если буквально принимать это выражение , то Б следовало бы принять придание, хранить которое завещал апостол своим ученикам.

Следующим текстом является (Ин.20;31) «Сие записано дабы вы уверовали что Иисус есть Христос - Сын Божий и веруя имели жизнь во имя Его». Однако как следует из контекста (ст.30) апостол говорит лишь о своей книге, а не о всем писании. Если понимать это место буквально, то прийдется отвергнуть не только предание, но и все писание кроме Евангелия от Иоанна.

Этот подход к разбору Б текстов чисто формальный, но также поступают и сами Б - они берут новозаветные тексты, открывают нам , и указывают на цитату - вырывают из контекста.

Также сектанты ссылаются на (2Тим.3;15-16) «Ты издетства знаешь Писание, которое может умудрить тебя, все писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для наставления в праведности». Апостол Тимофей родившийся около 30 года мог знать в детстве только ветхозаветное писание, которому был обучен своей бабкой и матерью. Поскольку его первая встреча с ап.Павлом состоялась во время первого мессионерского путешествия - ок.45 года, а первое евангелие было написано в период между 45 и 50 годами. Поэтому нет никаких оснований не отрицать ни утверждать что ап.Тимофей был знаком с новозаветным писанием. Но с полной достоверностью можно утверждать, что здесть речь идет о ветхозаветном писании.

Напомнив Тимофею о просвещении верою Павел указывает источник, откуда Тимофей черпал знания о Мессии и готовился к его пришествию. Знание ветхого завета могло приносить пользу, ибо в нем было предизображено домостроительство Христово. Тем самым обращаясь к ВЗ писаниям апостол Павел хотел показать Тимофею, что его вера является осуществлением ветхозаветных пророчеств, и они могли укреплять его в спасительной вере от соблазна еретиков («Тим.3;1-2,8-9) т.е. из контекста следует что послание к Тимофею это указание на Писание ВЗ были сделаны Павлом всвязи с активизацией деятельность еретиков и Павел указывает на основание веры.

Если следовать логике Б то прийдется допустить, что и ветхозаветное писание достаточно для спасения, что же касается 16 стиха, то он подразумевает все писание. Павел написал это послание Т в 64-65 годах перед своей мученической кончиной 67 года. В этом послании чувствуется уже прощальная речь. Апостол как бы говорит Тчто до этого момента он его учил, но в дальнейшем ему надлежит руководствоваться верою которой он был научен ап.Павлом и самому искать наставлений в писании. С позиции предания исследовать писание. Кроме того к тому времени новозаветный канон еще не сложился, поэтому буквально понимать слова ап.Павла нет никаких оснований, иначе прийдется отвергнуть все писания написанные после 64-65 годов. Т.е. можно разбить на 3 группы возражений - 15 стих - указание на ВЗ, втророе - указание изучать Писание, третья - принятие посыдки Б приводит к отвержанию всех писаний написанных после 64-65 годов.

Далее Б приводят место из (Деян.1;1) где ап.Лука сообщает Феофилу, что в первой написанной им книге он собрал все, «что Иисус сделал, чему научил от начала» но первой книгой ап.Луки является Евангелие, если же оно исчерпывает все наобходимое для спасения, то зачем нужны другие книги, кроме того ап.Лука не был очевидцем дел Иисуса Христа и не мог описать всех Его слов и дел, поскольку это даже в принципе не возможно сделать.

Далее Б утверждают, что само писание запрещает добавлять к нему что-либо (Гал.1;8-9)»если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, то да будет анафема». Предание Церкви по мнению баптистов и есть иное благовествование, которое они подвергают анафеме, но содержание послания не дает основания для такого толкования. Это послание было написано против иудействующих, учивших что язычникам необходимо обрезываться. Ап.Павел пишет им, что учение которое он проповедывал не есть учение человеческое, ибо он его принял не от людей, но через откровение через Христа (Гал.1;11-12).

Следующий текст это (Откр.22;18)»если кто приложит что к ним (словам) на того наложит Бог язвы о которых написано в книге сей». В качестве этих прибавлений Б рассматривают предание Церкви. Но ап.Иоанн говорит здесь не о всей библии но о конкретной книге, которую он написал. Иначе пришлось бы отвергнуть Евангелие и послания самого ап.Иоанна, которые не входят в эту книгу.

Часто Б ссылаются на пророка Исаю, который грозил иудеям наказанием, за то, что они вводили свои запоседи и предания (Ис.28;9,11,13) как видно из контекста пророк обличает иудеев не за введение ими заповодей и преданий, а за насмешки над его наставлениями. Выведенный из терпения постоянными напоминаниями пророка об необходимости исполнения заповедей божиих и его указаниями на отступление от закона, иудеи говорили- кого же он хочет учить? Отведенных от сосца матери? - ведь мы имеем своих пророков, своих учителей, писания, а он принимает нас за младенцев несведущих в законе. Они полагали чсто пророк обращается к ним как к малым детям, но за это пророк угрожал, что на чужом языкек будут говорить с ними и тогда им прийдется внимать и выполнять все приказания, что и исполнилось когда израильтяне попали в плен к ассирийцам.

Ссылаются на (1Кор.4;6)»чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано и не превозносились друг перед дургом». Но слова ап.Павла в данном случае не имеют никакого отношения к библии. Они написаны по поводу разделения в коринфской общине на партии, которые превозносились одна над другой. Ибо все возрастил Господь, один насадил, другой поливал.

 

Баптизм и Предание.

Б провозгласив Писание правилом веры и поведения отвергли предание церкви. В зависимости от уровня начитанности и образованности среди них… Б придерживающие наиболее крайних взглядов отвергают что-либо полезное в… Другие признают существование предания в определенные период новозаветной эпохи в устной форме, но сейчас это предание…

Причины сектантского отношения к Преданию Церкви.

Отношение Б к преданию было унаследовано ими от анабаптистов и пуритан, стремившихся к очишению католической церкви от папизма. Поскольку предание… В полемике с Б необходимо акцентировать внимание во-первых - на божественной…  

Православное учение о Предании.

Согласно православному пониманию предание является осуществлением реальным выражением божественного домостроительства в котором проявляется воля… Параллельно вербальному выражению истины, со словами сообщалась благодать… Поэтому всякая передача истин веры предполагает благодатное сообщение ДС, если же мы попытаемся освободить понятие…

Учение Баптистов о Боге и Его отношении к миру.

Это одно из самых важных расхождений с православием и протестантством вообще. Б в общем принимают христианское учение о Боге, но отрицают возможность… Заблуждения Б обусловлены их представлением об отношении Бога к миру. По мнению сектантов Бог Своей сущностью…

Секта Свидетелей Иеговы.

 

История секты Свидетелей Иеговы

Секту Свидетелей Иеговы основал Чарльз Т. Рассел в 80-ых годах прошлого столетия. Как он, так и его преем­ники правили обществом Иеговистов с… Основатель Общества Чарлз Рассел будучи воспитан в пресвитерианстве, еще… В 1879 г. Рассел основал журнал "Башня стражи Сиона...," а в 1881 г. - Общество Сторожевой Башни,…

Вероучение секты.

 

О тайне Святой Троицы.

Учение о Св. Троице, не только не имеет никакого основания в Писании, но и на всем протяжении от Бытия до Откровения с ним ведется борьба. Учение о Св. Троице, является одним из темных та­инств, через которое Сатана очернил Слово Божие.

 

Что отвечает Священное Писание

 

Ветхий Завет

  О Трех Лицах единосущных И сказал Бог: сотворим человека по образу Наше­му, и по подобию Нашему... (Быт. 1,26) . Глагол сотворим употреблен во…

Новый Завет

О Трех Лицах единосущных Появление Святой Троицы во время крешения Иисуса. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды,— и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Бо­жия, Который сходил,…

О Божественности Иисуса Христа

Иисус Христос является первым из Ангелов, известный как Архангел по имени Михаил. Иисус Христос, сын Божий, главным является помощником Божьим, которого Бог… Иисус Христос — это духовная сущность и первое творение Бога.

О Божестве Святого Духа

Св. Дух это не Бог, но некое влияние, сила исходящая от Бога. Голубь, которого увидел Иоанн, не было образом Св. Духа на самом деле, а было… Что отвечает Евангелие

О Священном Предании

Свидетели Иеговы не признают и отвергают Священ­ное Предание. Но что мы понимаем под Священным Преданием? Это учение Апостолов и апостольских мужей,… Св. Василий Великий дает объяснение понятию Свя­щенного Предания. "Кто… Священное Писание говорит нам о Таинствах Евха­ристии, Крещении, Елеопомазания и других. Но о том, как исполнялись эти…

Имя Бога

Свидетели Иеговы создают много шума вокруг имени Бога: они утверждают, что его имя Иегова. Этого никто не отрицает, но только ли это имя несет Бог?… Что отвечает Священное Писание В еврейском подлиннике Бог имеет несколько имен: Иегова — великое и святое имя Бога, означающее самобытность, вечность…

Свидетели Иеговы о Честном Кресте

В своих ранних изданиях Свидетели Иеговы называли Христа Господом, но только для того, что бы привлечь большее число сторонников. В современных же… Вот, что сказал Иисус своим ученикам: вы называет те Меня Учителем и.… Около 700 раз в Новом Завете имя Иисуса Христа сопровождается словом Господь. Но Иеговисты не называют Христа…

О Церковных Таинствах

Иеговисты искажая Св. Писание и отрицая Св. Пре­дание последовательно отвергают и Таинства Церкви. Но ведь таинства установлены в Св. Писании, а их хранит и совершает Православная Церковь.

Что отвечает Священное Писание

Крещение

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19). То же повторяет и ап. Павел. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян.2,38). И велел им креститься во имя Иисуса Христа…

Миропомазание

Миропомазание, таинство через которое верующие получают дары Духа Святого, во времена апостолов со­вершалось возложением рук.

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян.8,17).

И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый (Деян.19,6).

Вы имеете помазание от Святого и знаете все (1Иоан.2,20).

Исповедь

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18,18). Сказав же… Верующие исповедовались. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян.19,18). Если исповедуем грехи наши, то Он,…

Евхаристия

И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив,… Таинство Евхаристии совершала первохристианская Церковь. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2,42). В первый же день…

Елеосвящения

Таинство елеосвящения совершают ученики Господа.

Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мр.6,13).

Его рекомендует ап Иаков

Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне (Иак.5,14).

Священство

Итак. внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (Деян.20,28). Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (Тит. 1,7). Из Милита же послав в Ефес , он призвал пресвитеров церкви (Деян.20,17).

Брак

Бог благословляет Адама и Еву.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1,28). Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей (Быт.2,24).

Господь благословляет брак.

Был брак в Кане Галилейской... был также зван Иисус и ученики Его на брак...(Ин.2,1,2).

Ап. Павел пишет:

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводится с мужем (1Кор.7,10). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5,32).

О Приснодевстве Богородицы

Что отвечает Священное Писание Тех кто не знаком с Церковным Преданием, эти мес­та могут привести в… Пока не был рожден Иисус Дева называется женой

О бессмертии души

Демоны, при помощи религии привели человека к вере в то, что он имеет невидимую, бессмертную душу, которая живет и после смерти. Что отвечает Священное Писание Душа не умирает.

О вечных муках

Бог — это демон, если Он действительно сотворил место для мучения людей. Что отвечает Священное Писание И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и по­срамление (Дан,…

О Царстве Небесном

Правительство Авраама, говорят они, — хочет удов­летворить все желания человека, поэтому оно даст человеку все что он справедливо потребует. Во время правления этого правительства во Вселен­ной не будут существовать… Не будет существовать более смерти и похорон, и могильщики будут искать себе более приятное занятие, и машины на…

Коран и Свидетели Иеговы

Каждый будет сидеть в тени своего виноградника. Преданные рабы, пишется в Коране, будут отдыхать в садах, и будут предложенные… Иеговисты утверждают: каждый будет иметь свое собственное жилище и большой участок земли для обработки, потому что Бог…

О будущем земли

Земля на которой мы живем была создана исключи­тельно для человека, и будет существовать вечно. Новой же Землей, которую мы ждем и которую обе­щал нам Христос, будет… Земля не была создана зря, но создал ее Бог для того, чтобы люди жили на ней и будет она всемирным раем.

О Втором пришествии Господа

Мы не должны соглашаться с тем, что Второе прише­ствие Господа нашего будет видимым человеческими глазами. Что отвечает Священное Писание Второе пришествие будет видимым для людей.

О воскресении мертвых

Как только мертвые начнут выходить из могил их живые друзья будут заботится о них. Что отвечает Священное Писание Не дивитесь сему: ибо наступает время, в кото­рое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут…

О воскресении Господа

Бог перенес тело Иисуса своим способом, в одному Ему известное место, что бы оно не разложилось. Иисус не появлялся в теле в котором был распят. Иегова сохранил Его тело в… Что отвечает Священное Писание

О храмах

Что отвечает Священное Писание Общеизвестно, что все религии имеют свои храмы, т.е. места где совершается… Иеговисты ложно учат, что храмы сейчас не нужны, т.к. после воскресения верующие могут возносить молит­вы Богу не…

О почитании святых

В приведенном месте не запрещается почитание свя­тых, но говорится только о поклонении и служении, которое надлежит воздавать одному только Богу.… Искажают они смысл и другого места Писания: Я пал к ногам его, чтобы… Здесь, говорят нам Иеговисты, Ангел не принимает поклонения от Иоанна, значит и нам не подобает почитать святых. Но на…

О святых иконах

Мы же не поклоняемся святым и иконам, как богам, но просто воздаем им честь. Православная Церковь не поклоняется иконам, но чтит их, чтит не дерево… Позже Соломон, после построения Великого храма, во внутренней части поместил… Если Бог запрещал бы изображение ангелов, Он ни­когда бы не повелел Моисею и Соломону сделать их изображения. Бог…

О посте

Пророки Ветхого Завета постятся. И постился и молился перед Богом небесным (Неем. 1,4). Собрались все сыны… Господь устанавливает пост.

О воскресном дне

Цель их отвратить верующих от почитания этого дня, отдалить их Церкви, для того что бы позже легко увлечь их на свою сторону. Но давайте рассмотрим… Господь воскрес в первый день недели. В первый же день недели, очень рано, неся приго­товленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые…

О службе в армии

Что отвечает Священное Писание Иеговисты искажают смысл заповеди "не убей", так же как и многих… После своего падения человек претерпевал опаснос­ти не только от зверей и сил природы, но и от других людей. Поэтому и…

Вместо эпилога

И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф.24,II). Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы… Ибо я знаю , что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые…

– Конец работы –

Используемые теги: Сектоведение, Конспект, лекций0.045

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сектоведение. Конспект лекций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

Психодиагностика. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики Психодиагностика: конспект лекций
Психодиагностика конспект лекций... А С Лучинин...

Сектоведение. Конспект лекций
Конь Роман Михайлович. ЛЕКЦИИ ПО СЕКТОВЕДЕНИЮ. Историко-филологический разбор термина секта...

Учебно-методическое пособие КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по физике Учебно-методическое пособие
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Ростовский государственный строительный университет...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Операционные системы и среды
Астраханской области среднего профессионального образования... Астраханский колледж вычислительной техники... КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине Операционные системы и среды семестр...

Конспект лекций по теории вероятностей И математической статистике
И математической статистике... Для специальности Управление информационными... ресурсами...

Конспект лекций по дисциплине Технология разработки программного обеспечения
САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам