Конфессиональная анонимность.

 

Конфессиональная анонимность также не является отличительной особенностью современных сектантов. Она заключается в намеренном сокрытии вероисповедной или религиозной принадлежности, с тем чтобы войти в доверие человека (обычно необразованного в религии) и вовлечь его в секту. Однако, еще Иисус Христос Своих призывал учеников быть бдительными. Он предостерегал их от лживых пророков, которые придут в Его имя к ним в одеждах овчих (Мф.7,15) и многих прельстят (Мф.24,5)[115]. То есть будут говорить о покаянии, спасении и пророчествовать. Это предсказание сбылось уже в первые годы существования Церкви. Благодаря проповеди апостола Павла галаты уверовали во Христа и радостно приняли весть о спасении. Но по отшествии апостола пришли к ним какие то проповедники тоже с благовестием о спасении, и также проповедовали во имя Христа. Таким образом уже в апостольское время было положено начало анонимной проповеди. Примеров из истории Церкви множество. Апокрифы, книги еретиков надписанные именами святых, так называемые подлоги (например: аполлинариевы подлоги), использование церковной символики, - обычная практика еретиков.

Проф. Попов И.В., анализируя причины обращения блаженного Августина в манихество в молодые годы, отмечает, что “он оказал им доверие и отдал предпочтение пред языческими философами потому, что не сомневался в христианских основах их доктрины. Они выдавали себя за христиан, а имена Иисуса Христа и Духа Утешителя не сходили у них с языка. С этими именами, правда, они соединяли понятия, не имевшие оправдания в Евангелии, но для молодого катехумена, очень слабо осведомленного в действительном значении церковного учения, это не могло быть ясно с первых шагов его сближения с еретиками. С другой стороны, он видел в них не только христиан, но и философов, потому что они надевали на себя личину свободных исследователей истины. Они с презрением говорили об авторитете, убеждали не поддаваться его устрашающему влиянию и не допускать, чтобы к свободном шествии к истине доказательства заменялись приказаниями. Себя самих они противопоставляли в этом отношении церкви; по их словам, они никого не принуждают к вере, прежде чем докажут бесспорность своего учения чисто рациональным путем. Они обещали указать путь к Богу и освободить его от заблуждений при помощи одного только разума и общедоступных, для всех убедительных доказательств”[116].

Этот способ пропаганды использовался и жидовствующими, и хлыстами, и скопцами. Когда жидовствующие встречали людей убежденных в Православии, то не осмеливались прямо совращать их в ересь, но, выдавая себя за православных, старались “криво толковать им разные места Ветхого и Нового Завета и таким образом хитро склоняли этих людей к своей ереси”[117]. “Когда же кто из православных начинал их самих обличать в ереси, они отрекались от нее с клятвою, величали себя православными и даже проклинали еретиков, считая клятву и проклятие за ничто”[118]. Поэтому крайне трудно было вести борьбу с ними.

Особым лицемерием, двоедушием и неискренностью отличались хлысты. Они посещали храмы, внешне высказывали уважение к священнику, пользовались Библией, но делали это только для более облегченного совращения православных в секту. Поэтому на Третьем миссионерском съезде, проходившем в Казани в 1897 году, был даже поднят вопрос о том, можно ли вообще среди таких людей вести миссионерскую работу[119]. Вопросу опознания хлыстов и скопцов было посвящено специальное исследование Кальнева М. “Как опознать хлыстов и скопцов, отрицающих свою принадлежность к сектам, и какие меры борьбы с ними”[120].

 

2.9) “Бомбардировка любовью”, гипнозом, “изменения сознания” - как методы обращения и удержания в секте .

“Бомбардировка любовью” - один из распространенных приемов при обращении в секту. Его цель заключается в формировании образа секты “как большой дружной семьи, пребывающей в любви и радости”[121] и создании атмосферы праздника путем весьма вежливого обхождения с потенциальным кандидатом в секту. Аналогичными методами действовали многие секты, в том числе и манихеи. Проф. Попов И.В., ссылаясь на блаженного Августина пишет, что сближению последнего с манихеями содействовала “их вкрадчивая приветливость, казавшаяся сердечностью и невольно располагавшая в их пользу молодого человека, еще слишком доверчивого и неопытного в жизни”[122].

Что же касается использования в секте гипноза и других методов изменения сознания, надо отметить, что и эти способы воздействия на человека были известны и широко распространены задолго до XX века. “История гипноза является столь же древней, как и история колдовства, магии и медицины, к методам которых относится и гипноз. Его научное изучение началось в конце XVIII века, когда Франц Месмер, венский врач, начал применять гипноз в лечении своих пациентов”, а в средине XIX века английский врач Джеймс Брейд изучил этот феномен и ввел в употребление термины “гипноз” и “гипнотизация”[123].

Исследователи гностицизма указывают на использование в нем магии в частности в гностических мистериях. Они отмечают, что у истоков христианского гносиса стояли маг Симон и Менандр. Плотин в своем сочинении против гностиков высмеивал различные “волшебные, заклинательные формулы гностиков, которые они между прочим применяли к излечению больных”. “Магия была излюбленным материалом, какой вносили в свои системы, преимущественно в культ - особенно некоторые гностики”[124]. Кроме того, “магия отчасти так же как и аллегория и мистика - служила средством пропаганды. Св. Епифаний делает остроумное замечание по поводу странно или дико звучащих различных наименований гностиков, вроде Кавлавках, Абраксас, Ялдабаот и др.[125]. Они, по его мнению, пытались “действовать на воображение неопытных ужасными наименованиями и варварским составлением сих именований”[126]. С аналогичной ситуацией мы встречаемся и в наше время. Следует отметить, что обращение к магии было всеобщим явлением в эпоху гностицизма и как результат возрастания ее роли можно указать на создание теургии у неоплатоников[127]. Магические ритуалы совершаются по настоящее время в индуизме, в частности в тантризме.

Таким образом интерес к магии, гипнозу и их использование в сектантской практике не представляет собою исключительной черты современного сектантства. Единственное отличие некоторых современных сект от их предшественников в этой области состоит в том, что они используют технические достижения современной цивилизации для “подсознательного программирования”. Но природа этого воздействия остается прежней.

Е. Баркер, английская исследовательница в области социологии религии, дает описание методологии “подсознательного программирования” одной из сект, которая продавала кассеты “Видео-Гипноз”. В этих кассетах “фразы для внушения появляются на экране на несколько секунд и внедряются в музыкальное сопровождение во время разговора. Беседы ведутся на различные темы, как-то: ... “Канал света”, “Баланс чакр”, “Развивай свои психические способности сейчас”. И в этом случае нашлись люди, готовые платить 25 фунтов за 30 минут записи с уверенностью, что их сознание будет запрограммировано, в результате чего радикально изменятся их взгляды на жизнь.... Проблемы, в какой степени подобные методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко он используется в рекламных целях, активно обсуждались в Соединенных Штатах. И тем не менее пока нельзя заявить с полной уверенностью, что этот метод используется каким-либо из наиболее известных новых религиозных движений для обращения, а статистика говорит, что, если даже они и применяют не выявленное пока подсознательное внушение, эта техника практически не дает никаких результатов”[128].

Из всех сект действовавших в России, достоверно известно, что лишь секта АУМ Синрикё пыталась с помощью каких то устройств воздействовать на нанятых ими на работу музыкантов, когда те пребывали в Японии. Но данных о том, что с помощью этих технологий кто то из них обратился в секту пока нет.

Современная светская антропология и социальная психология рассматривают гипноз, внушаемость в качестве систематизирующего фактора в ряду других составляющих формирующих социально-историческое развитие человека. Сейчас специалисты выделяют “особый вид боевого средства информационно-суггестивное оружие, поражающее действие которого основано на целенаправленном (вредоносном) психическом программировании больших контингентов людей, населения целых стран”[129]. Составной частью этого оружия являются электронные СМИ. Но если бы сектанты владели этим оружием, или эффективными технологиями, то мы были бы свидетелями массового обращения в секты.

Кроме того, сторонники тоталитарной теории “промывания мозгов” противоречат сами себе. Они заявляют, что секты завлекают к себе и удерживают новых членов с помощью каких то технологий, но в то же время утверждают, что “невольное зомбирование невозможно”[130]. Следовательно, вовлечение в секту практически во всех случаях происходит через проповедь лжеучения, а не магическим воздействием. Поэтому разоблачение сектантских заблуждений должно стать главнейшей задачей, а не рассказы о нерелигиозных аспектах их деятельности (хотя и это необходимо).