Анабаптистское движение в континентальной Европе.

 

Анабаптизм - это религиозное движение, активно распространившееся в 1520-1550 годах в Западной Европе. Оно охватывало многочисленные группы, иногда поддерживавшие между собою контакты, но не имело единого координирующего центра и единой вероучительной доктрины. Религиозные убеждения анабаптистов представляли широкий спектр идей: от требования реформирования Католической Церкви и проповеди непротивления злу силой (у швейцарских анбаптистов) до отождествления папства с антихристом и стремления силой установить Царство Божие на земле (германские анабаптисты).

По религиозным воззрениям это движение было не однородным за исключением представления о Церкви. В экклисиологии заключалось существо анабаптизма. Главную задачу они видели в создании на земле Царства Божьего, Церкви состоящей из одних лишь возрожденных и святых. Духовно возрожденными именовали тех, кто в сознательном возрасте осознал свою греховность, покаялся, обратился в христианство и строго исполнял заповеди. Нравственная жизнь наряду с обособлением от мира была свидетельством святости. Анабаптисты полагали, что в их эпоху “настало время отделиться от других и составить чистую церковь и общество правых чад Божиих”. Их современник и известный деятель германской Реформации Меланхтон писал об анабаптистах: “Они отвергают настоящую Церковь, утверждая, что должен бежать из нее всякий, кому дорого спасение, и стремиться составить новую Церковь. Эта новая Церковь должна, по их мнению, состоять только из святых”[209]. Наряду со стремлением к очищению от заблуждений Католической Церкви не менее важное внимание анабаптистами уделялось социально-политическим планам преобразования общества для обустройства Царства Божия.

До начала Реформации государственной церковью на Западе была Католическая Церковь. Реформаторы - Лютер, Цвингли, Кальвин, хотели придать этот статус протестантским деноминациям, сохранив прежними роль и место Церкви в государстве и церковно-государственные отношения. Однако анабаптисты держались более крайних взглядов. Они требовали разрыва не только с Католической Церковью, лютеранством, но и со всем окружающим миром[210]. Истинная церковь, по их мнению, “должна быть общиной святых, возрожденных; она не должна быть церковью государственной”[211].

Исходя из своей экклисиологии, они не признавали совершаемого в младенчестве крещения ни в католичестве, ни в лютеранстве и всех приходящих к ним перекрещивали. Отсюда происходит название их движения - анабаптисты или перекрещенцы, от греческого слова anabaptixw - “перекрещиваю”.

Анабаптизм представлял собою крайнее радикальное крыло Реформации, и положил начало многочисленным течениям и сектам, в частности меннонитам, унитариям, подготовившим почву для возникновения или точнее преобразования их идей в баптизм. Лидеры разных групп развили основные положения Реформации до их логического завершения и в этом отношении анабаптизм был более рационален, чем лютеранство и кальвинизм. Это движение появилось в Европе в двух местах одновременно: в Швейцарии, в Цюрихе и в Германии (Саксонии и Тюрингии).